ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-12/2015 от 19.03.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Дело №3-12/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 19 марта 2015 года

 Смоленский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Туникене М.В.,

 при секретаре Соломахиной О.А.,

 с участием прокурора Поповой Е.В.,

 рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Ю.Л. в интересах несовершеннолетней Б.В.С. о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 03 июня 2013 №524 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области» в части учебного курса «История православной культуры земли Смоленской»,

 установил:

 Б.Ю.Л. в интересах несовершеннолетней дочери Б.В.С. обратилась в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее-Департамент) от 03.06.2013 №524 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области» в части учебного курса «История православной культуры земли Смоленской».

 В обосновании заявления ссылается, что вышеназванным приказом в образовательном учреждении, где обучается ее дочь Б.В.С., был введен учебный предмет «История православной культуры земли Смоленской», которым осуществляется пропаганда религии «православие», вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Данный учебный курс нарушает права ребенка, поскольку противоречит Конституции РФ, п.5 ст.1,  п.4 ст.14 Закона «Об образовании», п.п.5,6 ст.3, п.2 ст.4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 В судебном заседании заявитель Б.Ю.Л. и ее представитель К. требования поддержала.

 Представители Департамента К., П. с требованиями не согласились, указав на их необоснованность, кроме того указали, что оспариваемый приказ не является нормативно-правовым актом.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

 Так, согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48).

 Гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, подсудны суду субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).

 На основании ст. 24 ГПК РФ заявление об оспаривании действий и решений органов государственной власти подсудно районному суду.

 В силу п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

 В соответствии с ч.4 ст.45 Устава Смоленской области, принятого Смоленской областной Думой 26.04.2001, правовые акты уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений данного органа исполнительной власти Смоленской области, а по оперативным и другим текущим вопросам - в форме приказов руководителя данного органа исполнительной власти Смоленской области, не имеющих нормативного характера.

 Правовые акты иных органов исполнительной власти Смоленской области по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме приказов руководителей данных органов исполнительной власти Смоленской области, не имеющих нормативного характера, а в случаях, если в соответствии с федеральными законами иные органы исполнительной власти Смоленской области вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сферам их деятельности, указанные акты издаются в форме приказов руководителей данных органов исполнительной власти Смоленской области, имеющих нормативный характер.

 В силу Положения о Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 10.08.2012 №537, Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области образования.

 В соответствии с п.п. «г» п.5.4 вышеуказанного Положения начальник Департамента вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Смоленской области, Администрации Смоленской области проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

 Согласно п.2.12 Положения о Департаменте основными задачами Департамента являются создание нормативных правовых и организационных основ для реализации государственной политики, направленной на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Таким образом, поскольку федеральными законами Департамент не наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере образовательной деятельности и оспариваемый приказ от 03 июня 2013 №524 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области» в части учебного курса «История православной культуры земли Смоленской» не является нормативным правовым актом, то дело об оспаривании такого акта неподсудно Смоленскому областному суду.

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

 В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" если место нахождения органа или лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция, то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные орган или лицо.

 Поскольку юрисдикция Департамента, принявшего оспариваемый приказ, распространяется на территорию Ленинского района г.Смоленска, то заявление подсудно Ленинскому районному суду ....

 Руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, Смоленский областной суд

 определил:

 Гражданское дело по заявлению Б.Ю.Л. в интересах несовершеннолетней Б.В.С. о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 03 июня 2013 №524 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области» в части учебного курса «История православной культуры земли Смоленской» передать на рассмотрение в Ленинский районный суд г.Смоленска.

 Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

 Председательствующий М.В. Туникене