КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-13/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ерютина К.И.,
при секретаре Выстровой Л.Ю.,
рассмотрев 16 октября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими отдельных положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 23 июля 2012 года №100-П «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Камчатского края»,
установил:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу отдельных положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 23 июля 2012 года №100-П «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Камчатского края» (далее - Административный регламент), а именно подпункта 8 пункта 1.5 в части слов «частью 1 статьи 19.4, частью 1 статей 19.6, 19.7», пункта 2.3.4 в части слов «заместителем Министра», пунктов 2.3.6, 2.3.7, 3.6, абзаца 5 пункта 3.8 в части, не предусматривающей необходимости указания в приказе о проведении проверки места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; подпункта 3 пункта 3.29 в части слов «(заместителя Министра)», а также в части, не предусматривающей проведение проверки на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; пункта 3.44 в части, не исключающей возможности проведения административного расследования при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.3 и 7.10 КоАП РФ, а также не предусматривающей возможности вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении по окончании административного расследования; пункта 3.45 в части максимального срока рассмотрения дела; пункта 3.47 в части, не предусматривающей возможности отложения составления мотивированного постановления на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела; пункта 3.50, пункта 3.51 в части, не предусматривающей обязанности по выдаче предписания при проведении внеплановых проверок; раздела 4 в части, не предусматривающей указания на периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно ст. 1.1, ст. 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Между тем, в нарушение требований ст.ст. 23.1, 22.1, 28.3 КоАП РФ подпунктом 8 пункта 1.5 Административного регламента должностные лица Министерства, осуществляющие региональный государственный геологический надзор, наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ст.ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ; в нарушение требований ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ и ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ пункт 3.44 Административного регламента соответственно не исключает возможности проведения административного расследования при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.3, 7.10 КоАП РФ, и не предусматривает возможности вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по окончанию административного расследования; в нарушение ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ пункт 3.45 Административного регламента устанавливает срок рассмотрения дела в течение 15 рабочих дней со дня составления протокола, а не пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов; в нарушение ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ пункт 3.7 Административного регламента не предусматривает возможности отложения составления мотивированного постановления на срок не более трех дней со дня окончания разбирательства дела.
Согласно ст. 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В нарушение требований ч. 3 ст. 13 Федерального закон от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) пункт 2.3.4 Административного регламента предоставляет право продления срока проведения выездной плановой проверки заместителю Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края; в нарушение требований ч.ч. 4, 5 ст. 16 Закона № 294-ФЗ пункт 2.3.6 Административного регламента предусматривает увеличенные, по сравнению с установленными федеральным законодательством, сроки составления акта проверки; в нарушение положений ст. 16 Закона № 294-ФЗ пункты 2.3.7, 3.50 Административного регламента предусматривают пятнадцатидневный срок выдачи предписания по устранению выявленных нарушений после подписания акта проверки и ознакомления с ним пользователя недр; в нарушение пункта 1 части 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ пункт 3.52 Административного регламента не предусматривает составление предписаний при проведении внеплановых проверок; подпункты 1, 3, 5 пункта 3.6 Административного регламента не соответствуют пунктам 1 и 3 части 4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 года № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; абзац 5 пункта 3.8 Административного регламента в нарушение пункта 3 части 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ не предусматривает необходимости указания в приказе места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; в нарушение пункта 3 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ подпункт 3 пункта 3.29 Административного регламента предусматривает в качестве основания для проведения внеплановой проверки приказ заместителя Министра, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ; в нарушение пункта 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ пунктом 3.29 Административного регламента не предусмотрено проведение проверки на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям; в нарушение требований Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 05.08.2011 года №321-П, раздел 4 Административного регламента не содержит указания на периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 пояснил, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края № 127-П от 21 сентября 2012 года оспариваемый приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 23 июля 2012 года №100-П «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Камчатского края» признан утратившим силу.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО2, действующая на основании доверенности с полным объемом прав, пояснила, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 21 сентября 2012 года №127-П оспариваемый приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 23.07.2012 года №100-п признан утратившим силу. Данный приказ опубликован 2 октября 2012 года в газете «Официальные ведомости» № 263-266 и вступил силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
Учитывая изложенное, производство по делу, возникающему из публичных правоотношений, может быть прекращено при наличии оснований, установленных п.1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть, что согласуется с положениями ст. 248 ГПК РФ.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемый прокурором Административный регламент, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 23 июля 2012 года №100-П, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края №127-П от 21 сентября 2012 года признан утратившим силу.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании абз. 2 ст. 220, ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку утративший силу правовой акт не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
определил:
производство по делу по заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими отдельных положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 23 июля 2012 года №100-П «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Камчатского края» прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья К.И. Ерютин
ВЕРНО:
Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин