ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-13/2014 от 06.03.2014 Вологодского областного суда (Вологодская область)

        Дело № 3 - 13/2014

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Вологда

  06 марта 2014 года

 Вологодский областной суд в составе:

 судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В.,

 при секретаре Сухановой Е.Н.

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими положений абзаца 7 пункта 2.5, пункта 2.7, пункта 2.15.5, подпункта «в» пункта 3.29, абзаца 6 пункта 3.63 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного Постановлением Губернатора Вологодской области от 24 августа 2012 года № 470 (в редакции от 10 июля 2013 года № 310),

установил:

 Постановлением Губернатора Вологодской области от 24 августа 2012 года № 470 (в редакции от 10 июля 2013 года № 310) утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.

 Нормативный правовой акт опубликован в областной газете «...» от <ДАТА> № №...

 В рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что отдельные положения Административного регламента не соответствуют требованиям федерального законодательства.

 <ДАТА> заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокуратора ФИО1 обратился в Вологодский областной суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Административного регламента.

 В обоснование заявления указал, что пунктом 2.15.5 Административного регламента предусмотрено, что оплата труда внештатных экспертов осуществляется Департаментом за счет средств заявителя ГЭЭ на основании договора на выполнение экспертных работ по форме, приведенной в приложении №14 к настоящему Административному регламенту, и акта о приеме работ по договору на выполнение экспертных работ по форме, приведенной в приложении №15 к настоящему Административному регламенту.

 Однако, Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» внесены изменения в подпункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в соответствии с которыми финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

 Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а не средств заявителя, в связи чем, подпункт 2.15.5 Административного регламента противоречит действующему законодательству.

 Подпунктом «в» пункта 3.29 Административного регламента предусмотрено, что ответственный исполнитель в течение 2 дней со дня поступления к нему указанных документов формирует состав экспертной комиссии.

 В то же время, в соответствии с подпунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы участвует в формировании федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертной комиссии и согласовывает ее состав.

 Однако, вопреки указанному положению федерального закона, участие руководителя экспертной комиссии в формировании и согласовании состава такой комиссии Административным регламентом не предусмотрено.

 В перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется предоставление государственной услуги, установленный подпунктом 2.7 Административного регламента, включен приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 года №283 «Об утверждении административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня».

 Абзац 7 подпункта 2.5, абзац 6 пункта 3.63 Административного регламента, определяющие сроки проведения государственной экологической экспертизы и административной процедуры, также содержат ссылку на вышеуказанный приказ.

 Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 года №283, Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня в рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401.

 С учетом изложенного, ссылки в Административном регламенте, на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 года №283, определяющий организацию и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня Ростехнадзором и его территориальными органами, является необоснованными, в связи с чем, подлежат исключению.

 Просил суд признать недействующими абзац 7 пункта 2.5, пункт 2.7, пункт 2.15.5, подпункт «в» пункта 3.29, абзац 6 пункта 3.63 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного Постановлением Губернатора Вологодской области от 24 августа 2012 года № 470 (в редакции от 10 июля 2013 года № 310).

 Представитель заявителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры помощник прокурора Кононов А.А. в судебном заседании полагал производство по делу подлежащим прекращению, поскольку Постановлением Губернатора Вологодской области от 05 февраля 2014 года №27 «О внесении изменений в Постановление Губернатора области от 24 августа 2012 года № 470» Административный регламент предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом, права и свободы граждан оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.

 Представитель заинтересованного лица Губернатора Вологодской области по доверенности ФИО2 полагала возможным прекратить производство по делу.

 Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает производство по делу подлежащим прекращению.

 В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Частью 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства в том числе, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

 В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» отмечено, что судья должен отказать в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

 Из материалов дела усматривается, что Постановлением Губернатора Вологодской области от 05 февраля 2014 года №27 «О внесении изменений в Постановление Губернатора области от 24 августа 2012 года № 470» внесены изменения в отдельные положения Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного Постановлением Губернатора Вологодской области от 24 августа 2012 года № 470 (в редакции от 10 июля 2013 года № 310) в частности в пункты 2.5,2.7,2.15.5, 3.29, 3.63, которые приведены в соответствие с действующим законодательством.

 Постановление Губернатора Вологодской области от 05 февраля 2014 года №27 «О внесении изменений в Постановление Губернатора области от 24 августа 2012 года № 470» опубликовано в областной газете «Красный Север» от 11 февраля 2014 года №14 (27281) и вступило в силу 22 февраля 2014 года.

 Из содержания статей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предметом судебного рассмотрения могут быть лишь те нормативные правовые акты, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.

 Нормативные правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и организаций повлечь не могут, вследствие чего такие акты не могут быть предметом судебной проверки.

 Учитывая вышеуказанное, суд полагает производство по делу по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими положений абзаца 7 пункта 2.5, пункта 2.7, пункта 2.15.5, подпункта «в» пункта 3.29, абзаца 6 пункта 3.63 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного Постановлением Губернатора Вологодской области от 24 августа 2012 года № 470 (в редакции от 10 июля 2013 года № 310), подлежащим прекращению на основании статей 134, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 В силу статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное обращение в суд по заявлению о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

 Руководствуясь статьями 134, 220, 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

 прекратить производство по гражданскому делу по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими положений абзаца 7 пункта 2.5, пункта 2.7, пункта 2.15.5, подпункта «в» пункта 3.29, абзаца 6 пункта 3.63 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного Постановлением Губернатора Вологодской области от 24 августа 2012 года № 470 (в редакции от 10 июля 2013 года № 310).

 Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

 Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Вологодского областного суда в течение 15 дней со дня его принятия.

 Судья М.В. Соколова