ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-147-2011 от 01.08.2011 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-147-2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Швецова К.И.,

при секретаре Лагуновой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Пермского края Кузнецовой И.А.,

представителя Законодательного Собрания Пермского края Фирулевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 01.08.2011 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений постановления Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 года № 2360 «О концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 года № 2360 (в ред. Постановления ЗС ПК от 21.04.2011 № 2608) утверждена Концепция долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее по тексту - Концепция ЗС ПК).

Текст настоящего постановления с изменениями и дополнениями опубликован в печатном издании «Собрание законодательства Пермского края», № 10 от 17.11.2010 года и № 5 от 18.05.2011 года, которое вступило в силу со дня его принятия.

Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим: второго предложения подпункта «а» части 1; указания «включительно» первого предложения подпункта «а» части 1; пункта 2 части 3; словосочетания «или направляется на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели» абзаца 7 части 9; строки третьей таблицы № 1 Концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Из содержания данного заявления следует, что Концепцией ЗС ПК предусмотрен механизм реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее по тексту - Программа обеспечения жильем МС в ПК), а именно:

софинансирование ее мероприятий в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов);

предоставление молодым семьям социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы;

общий объем финансирования долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» с учетом признанных направлений её реализации.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 -2015 годы» в объеме настоящей программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту - Правила).

Концепция ЗС ПК в части, регулирующей порядок реализации мероприятий Программы обеспечения жильем МС в ПК по направлению «Предоставление участникам Программы социальных выплат за счет средств бюджета края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья», противоречит указанным Правилам, что недопустимо в силу положений пункта 3 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Такие положения оспариваемого нормативного правового акта, как:

- непризнание достижения супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы, при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья одним из оснований исключения из указанного списка;

- установление дополнительного признака при определении возраста членов молодой семьи;

- способ реализации Программы обеспечения жильем МС в ПК путем предоставления ее участникам - молодым семьям социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы);

направление социальных выплат на погашение кредитов (займов), полученных с целью строительства (приобретения) жилья;

установление объемов финансирования из краевого бюджета по направлению «Представление социальных выплат в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья»,

- не согласуются с правовым регулированием приведенных выше отношений на федеральном уровне.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления, ссылаясь на изложенные в нем основания за исключением несоответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, положения Концепции ЗС ПК об использовании молодыми семьями - участниками Программы социальных выплат на погашение кредитов (займов), полученных с целью строительства (приобретения) жилья.

Представитель Законодательного Собрания Пермского края в судебном заседании просил оставить заявление без удовлетворения, приводя во внимание следующее.

Оспариваемая в части Концепция долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 года № 2360, полностью соответствует действующему федеральному законодательству и является основой для разработки основного документа указанного наименования.

Софинансирование мероприятий программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», а также предоставление молодым семьям -участникам программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья содержат в себе предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. Данные полномочия субъекта федерации определенны в статье 26.3.1. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Уточнение по возрасту молодых супругов либо одного родителя приведено с целью понимания того, что достижением возраста 35 лет считается также возраст 35 лет и 11 месяцев, не запрещенный Правилами, на которые ссылается прокурор.

Пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 № 575 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы» (вступившим в законную силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования 25.07.2011 года) предусмотрены дополнения пункта 2 Правил подпунктом «е», в котором устанавливается, что социальные выплаты могут быть использованы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Оспариваемая Концепция представляет собой систему представлений (взглядов) о целях, основных направлениях и механизмах решения задач социально-экономического развития Пермского края посредством долгосрочной целевой программы (статья 1 Закона Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края»). Сама по себе она не может содержать положений, непосредственно регулирующих отношения по обеспечению жильем молодых семей, поэтому является актом ненормативного характера, который может быть использован Правительством Пермского края при разработке и принятии долгосрочной целевой программы с аналогичным названием в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Определяются только возможные варианты решения социально-экономической задачи, ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки её эффективности, предполагаемые объемы и источники финансирования. При этом отсутствует непосредственный регулятор отношений в сфере обеспечения поддержки молодых семей, улучшающих жилищные условия.

Заслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания Пермского края, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

По смыслу указанной нормы закона прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд в порядке главы 24 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если такой акт обладает признаками нормативности, а также принят и опубликован в установленном порядке.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Концепцию долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» нельзя признать нормативным правовым актом по следующим основаниям.

Данный документ, как следует из его преамбулы, определяет направления и механизмы решения задачи обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи, улучшения демографической ситуации в регионе, разрабатывался в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермского края.

Исходя из положений подпункта «г» пункта 2; подпункта «и» пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

- законом субъекта Российской Федерации утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

- постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из пункта 6 статьи 5, применяемого во взаимосвязи с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в области жилищных отношений могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие данные отношения, на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

К их полномочиям в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами может быть отнесено решение иных вопросов, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 4 Федерального закона от 20.07.1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание отмеченные выше положения федерального законодательства, не предусмотрено обязательное утверждение Концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», законодательным актом или нормативным правовым актом государственного органа исполнительной власти. По своей правовой природе Концепция не отвечает требованиям, которым должен соответствовать нормативный правовой акт, поскольку не содержит конкретных норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений. Она лишь явилась основой для разработки и утверждения постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 года № 1119-п долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», отнесенных к ведению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Систему представлений о целях, основных направлениях и механизмах решения задач по обеспечению жильем молодых семей в Пермском крае с целью развития социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в регионе нельзя признать регулятором правового положения указанной категории граждан в области жилищных правоотношений. Вместе с тем настоящая система не устанавливает, не изменяет или дополняет права, обязанности молодых супругов либо одного родителя в неполной молодой семье при регулировании отношений по созданию необходимых условий с целью приобретения ими жилья.

В случае, если оспариваемый акт по своим существенным признакам не является нормативным правовым актом, заявление о признании такого акта полностью либо в части недействующим не может быть рассмотрено в порядке главы 24 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно статье 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Таким образом, настоящее дело не может быть рассмотрено Пермским краевым судом в качестве суда первой инстанции, поскольку оспаривание приведенного выше решения законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не связанное с нормоконтролем, должно осуществляться в районном суде с соблюдением порядка, предусмотренного главой 25 ГПК РФ. Иначе будут нарушены требования процессуального закона и права сторон на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь статьей 24, частью 1 статьи 251, статьями 224-225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений постановления Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 года № 2360 «О концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» прекратить.

Определение в течение десяти дней после его оглашения может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Председательствующий - подпись - Швецов К.И.

  судья - Л.И. Лядова

Справка.

Согласно определению Верховного Суда РФ определение Пермского краевого суда от 01 августа 2011 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья - Л.И. Лядова