ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-14/2015 от 24.06.2015 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

3-14/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 24 июня 2015 г.

Белгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Наумовой И.В.,

с участием прокурора Бригадиной В.Ю.

при секретаре Лавровой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Валуева Д.Ю., ООО «Таксопарк», индивидуального предпринимателя Бочарникова С.С., индивидуального предпринимателя Ганеевой В.Г., индивидуального предпринимателя Дугановой Т.П., индивидуального предпринимателя Аванесова В.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 4.5, 4.6, 4.7 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года №35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»,

установил:

Закон Белгородской области от 4 июля 2002 года №35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» принят Белгородской областной Думой 27 июня 2002 года.

Закон вступил в силу после истечения 10 дней со дня опубликования в официальном средстве массовой информации - "Белгородских известиях" от 9 июля 2002 года.

Статья 4.5 названного Закона (в редакции Закона Белгородской области от 8 апреля 2013 года) устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами и имеет следующее содержание:

«Осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок без заключения в соответствии с законом Белгородской области от 8 ноября 2011 года N 80 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области" договора на осуществление транспортного обслуживания населения автобусами на соответствующих маршрутах регулярных перевозок или с нарушением его условий, если это не влечет ответственности, предусмотренной частью третьей настоящей статьи, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок с нарушением требований по обеспечению безопасности и качества регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами, установленных законом Белгородской области от 8 ноября 2011 года N 80 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области", если это не влечет ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей».

Согласно статьи 4.6 Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» (введена законом Белгородской области от 26.02.2015 N 337):

«Осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах поселения, городского округа, муниципального района, а также пригородном межмуниципальном сообщении без заключения с уполномоченным органом местного самоуправления договора на осуществление указанных перевозок, предусмотренного муниципальным нормативным правовым актом, регулирующим организацию транспортного обслуживания населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей».

Статья 4.7 названного закона (введена законом Белгородской области от 26.02.2015 N 337) определяет:

«Осуществление регулярных перевозок по маршруту, не включенному в реестр маршрутов регулярных перевозок, предусмотренный законом Белгородской области от 8 ноября 2011 года N 80 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области" либо муниципальным нормативным правовым актом, регулирующим организацию транспортного обслуживания населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей».

Индивидуальные предприниматели Валуев Д.Ю., Бочарников С.С., Ганеева В.Г., Дуганова Т.П., Аванесов В.А., ООО «Таксопарк», имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) обратились в суд с заявлением о признании недействующими статей 4.5, 4.6, 4.7 Закона Белгородской области №35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

В обоснование требования указали, что вопросы обеспечения организации пассажирских перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности урегулированы федеральным законодательством: Федеральными законами от 10 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15.

Требования к перевозчику пассажиров автомобильным транспортом предусмотрены соответствующими лицензионными требованиями, установленными на основании Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек подлежит лицензированию.

Административная ответственность за нарушение требований этого федерального законодательства установлена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемые правовые нормы Закона Белгородской области предусматривают административную ответственность фактически за нарушение норм федерального законодательства, поэтому заявители полагали, что она принята субъектом Российской Федерации с превышением полномочий, установленных статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти нормы затрагивают права заявителей, так как они привлекаются к административной ответственности за осуществление пассажирских перевозок без договора на осуществление транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области.

В судебном заседании представитель Белгородской областной Думы – Старцева Л.И. заявила ходатайство о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указав в его обоснование, что 11 июня 2015 года Белгородской областной Думой принят закон Белгородской области №360 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере транспортного обслуживания населения в Белгородской области», который в этот же день был подписан Губернатором Белгородской области и обнародован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), публикация №3100201506110003 на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекомуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru).

Представитель Белгородской областной Думы пояснила, что вновь принятым законом из Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года №35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» исключена глава 4, содержащая оспариваемые заявителями правовые нормы – статьи 4.5, 4.6, 4.7, поэтому заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Представитель Губернатора Белгородской области – Попова И.В. поддержала заявленное ходатайство и просила производство по данному делу прекратить.

Индивидуальные предприниматели Валуев Д.Ю., Бочарников С.С., Ганеева В.Г., Дуганова Т.П., Аванесов В.А., ООО «Таксопарк», представитель заявителей - Богачев Е.В. возражали против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу, настаивали на рассмотрении дела по существу с вынесением решения.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Бригадиной В.Ю., полагавшей, что производство по делу подлежит прекращению, так как оспариваемый нормативный правовой акт является недействующим, суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению.

Как следует из представленных суду документов, 11 июня 2015 года Белгородской областной Думой принят закон Белгородской области №360 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере транспортного обслуживания населения в Белгородской области», который в этот же был подписан Губернатором Белгородской области и обнародован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), публикация №3100201506110003 на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекомуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru).

Закон вступил в силу 21 июня 2015 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2 закона Белгородской области от 21 декабря 2003 года №112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» указанные портал и сайт являются источниками официального опубликования, в том числе законов Белгородской области.

Согласно статье 11 вышеуказанного закона внесены изменения в Закон Белгородской области от 4 июля 2002 года №35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»: исключена глава 4, содержащая оспариваемые заявителями правовые нормы – статьи 4.5, 4.6, 4.7; в пункте «в» статьи 8.1 цифры – «4.1 – 4.7» исключены; в статье 8.5 цифры «4.1 – 4.7» исключены.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в главе 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на момент их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

Таким образом, на момент рассмотрения судом заявленных требований оспариваемые положения закона Белгородской области утратили силу и не применяются. Правовые акты, действие которых прекращено, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут.

В соответствии со статьей 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса (заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, и оспариваемые акты не нарушают права, свободы или законные интересы заявителя).

При подаче заявления об оспаривании нормативного правового акта индивидуальные предприниматели Валуев Д.Ю., Бочарников С.С., Ганеева В.Г., Дуганова Т.П., Аванесов В.А. уплатили государственную пошлину в размере <данные изъяты> каждый, ООО «Таксопарк» - <данные изъяты>, которая согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвращается в случае прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

Производство по делу по заявлению индивидуального предпринимателя Валуева Д.Ю., ООО «Таксопарк», индивидуального предпринимателя Бочарникова С.С., индивидуального предпринимателя Ганеевой В.Г., индивидуального предпринимателя Дугановой Т.П., индивидуального предпринимателя Аванесова В.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 4.5, 4.6, 4.7 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года №35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Белгородского областного суда в течение 15 дней.

Судья -