ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-23/15 от 31.03.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

 Дело № 3-23/15

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Якутск                                     31 марта 2015 г.

 Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

 судьи                     Дмитриевой Л.А.

 при секретаре            Никитине В.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

 заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения о республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.11.2006 N 492,

 установил:

 06 ноября 2006 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 492 «О республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)», которым утверждено Положение республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)" (далее – Положение), опубликованное в печатных изданиях "Якутия", N 212, 16.11.2006 г.

 Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 6.4, абзацы 2 и 3 пункта 6.5 Положения, утвержденного названным постановлением. В обоснование заявления указано, что пунктом 6.4 Положения предусмотрено право республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) (далее – Комиссия) осуществлять в пределах своих полномочий контроль за деятельностью органов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон №120-ФЗ), согласно которому в перечне полномочий Комиссии не предусмотрено права осуществлять контроль за деятельностью органов системы профилактики. Также таковых полномочий не предусмотрено Законом Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З №695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее – Закон РС(Я)).

 По мнению прокурора вступают в противоречие с требованиями ст.ст.10, 11 Федерального закона №120-ФЗ, ст.ст. 12, 13 Закона РС(Я) абзацы 2 и 3 пункта 6.5 Положения в части установления права посещать штатными работниками и членами Комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки условий содержания, воспитания и обучения; проводить проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в министерствах и ведомствах, входящих в систему профилактики, в иных органах системы профилактики, поскольку в этой части в Положении не определено, кем и когда установлен данный порядок, в каких случаях проводятся проверки по указанным обстоятельствам.

 В судебном заседании представитель Правительства Республики Саха (Якутия) ФИО1, действующий на основании доверенности от 17.09.2014 г. № ..., заявил об устранении выявленных противоречий путем издания Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2015 года № 67 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2006 г.№492 «О республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)» и опубликования его в газете «Якутские ведомости» от 24 марта 2015 года. При этом пояснил, что названным постановлением пункт 6.4 признан утратившим силу, а противоречие в абзацах 2 и 3 п. 6.5 Положения устранено путем изложения п. 6.5 в следующей редакции: «Штатные работники и члены Комиссии имеют право в установленном порядке принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, посещать в установленном порядке указанные исправительные учреждения».

 Таким образом, противоречие федеральному законодательству оспариваемых прокурором норм Положения устранено.

 Прокурор Ефремов Д.В. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением выявленных противоречий федеральному законодательству.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.

 06 ноября 2006 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 492 «О республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)», которым утверждено Положение республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)", опубликованное в печатных изданиях "Якутия", N 212, 16.11.2006 г.

 Пунктом 6.4 названного Положения было предусмотрено, что право республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) осуществлять в пределах своих полномочий контроль за деятельностью органов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что противоречило по мнению прокурора ч. 1 ст. 10 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 11 Федерального закона №120-ФЗ, также ст.ст. 12 и 13 Закона РС(Я) от 25.04.2006 339-З №695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», поскольку в перечне полномочий Комиссии не предусматривалось права осуществления контроля за деятельностью органов системы профилактики.

 Кроме того, прокурором оспаривались абзацы 2 и 3 п. 6.5 Положения на предмет противоречия их положениям Федерального закона №120-ФЗ, в связи с тем, что в части установления права посещать штатными работниками и членами Комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки условий содержания, воспитания и обучения; проводить проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в министерствах и ведомствах, входящих в систему профилактики, в иных органах системы профилактики, поскольку в этой части в Положении не определено, кем и когда установлен данный порядок, в каких случаях проводятся проверки по указанным обстоятельствам.

 Из содержания Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2015 года № 67 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2006 г.№492 «О республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия)» усматривается, что в Положение внесены изменения, а именно в пункт 6.4 признан утратившим силу, также абзацы 2 и 3 п. 6.5 изложены в иной редакции соответствующей положениям Федерального закона №120-ФЗ. Названное Постановление опубликовано в официальном печатном издании "Якутские ведомости" 27.03.2015 года.

 Согласно абзацу 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.

 Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой "недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

 Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние фактически утратили силу в связи с изложением нормативного правового акта в иной редакции, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.

 На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 определил:

 Прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению отдельных норм Положения о республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.11.2006 N 492.

 Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.

 Судья    Л.А.Дмитриева