ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-316/19 от 09.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3-316/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 9 апреля 2019 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Нициевской Л.Н,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Головина Ю.Б., представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО1, рассмотрел в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Соликамска о возложении обязанности в срок до 30 июня 2019 г. разработать и утвердить в установленном порядке План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа,

у с т а н о в и л:

Соликамский городской прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц в суд с иском к администрации города Соликамска о возложении обязанности в срок до 30 июня 2019 г. разработать и утвердить в установленном порядке План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа.

В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проведённой проверки соблюдения администрацией города Соликамска требований действующего законодательства о гражданской обороне установлено, что ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» до настоящего времени не разработан и не утверждён План гражданской обороны и защиты населения. При этом причиной неисполнения вышеприведённых требований федерального законодательства явилось отсутствие лицензии на право ведения работ, связанных с государственной тайной. Вместе с тем, указанное обстоятельство основанием, исключающим обязанность администрации города Соликамска выполнить требования Федерального закона «О гражданской обороне», не является.

В судебном заседании представитель истца прокурор прокуратуры Пермского края Головин Ю.Б. заявил ходатайство о передаче гражданского дела на рассмотрение по подсудности в Соликамский городской суд Пермского края, ссылаясь на то, что в материалах дела сведения, составляющие государственную тайну, отсутствуют, для разрешения заявленных истцом требований приобщение к материалам дела Плана гражданской обороны и защиты населения (далее также – План) Соликамского городского округа не требуется, сами исковые требования не предполагают непосредственное изучение судом Плана; непосредственное изучение этого Плана возможно уполномоченным представителем (имеющим допуск к секретных сведениям) Соликамской городской прокуратуры в администрации города Соликамска.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленное представителем истца ходатайство поддержала, представила письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель ответчика администрации города Соликамска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимала.

Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) краевые и равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну приведён в статье 5 Закона о государственной тайне. К таковым, в том числе относятся сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства (абзац четвёртый пункта 2).

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – это введение в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (статья 6 Закона о государственной тайне).

Из положений статьи 8 Закона о государственной тайне следует, что в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются три степени секретности таких сведений и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесённых к государственной тайне, не допускается.

Согласно положениям статей 9, 11 и 12 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с данным Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие в том числе данные о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Таким образом, отнесение сведений, приведённых в статье 5 Закона о государственной тайне, к государственной тайне осуществляется с обязательным их засекречиванием и присвоением соответствующего грифа секретности.

Анализ судом имеющихся в материалах гражданского дела документов, представленных сторонами и третьим лицом в обоснование заявленных требований и возражений по ним, необходимых для разрешения возникшего спора по существу, показал, что сведения, составляющие государственную тайну (документы, имеющие соответствующий гриф секретности) в деле отсутствуют. Кроме того, ответчик по делу не возражает против заявленных исковых требований в части того, что администрация города Соликамска должна в силу действующего законодательства разработать и утвердить План гражданской обороны и защиты населения (либо новый, либо внести корректировки в План, утверждённый в 2013 году, в связи с принятием и вступлением в силу Закона Пермского края от 28 мая 2018 г. № 236-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, путём объединения с Соликамским городским округом»). При этом имеющийся у ответчика разработанный и утверждённый в 2013 году План гражданской обороны и защиты населения самим истцом (его представителем) перед обращением в суд с иском не изучался.

Принимая во внимание изложенное выше, учитывая, что заявленные Соликамским городским прокурором исковые требования не предполагают непосредственное изучение судом в судебном заседании Плана гражданской обороны и защиты населения, а также отсутствие оснований запроса и исследования иных документов, которые могут составлять государственную тайну, для принятия итогового решения по делу, суд приходит к выводу, что рассмотрение настоящего гражданского дела не относится к подсудности Пермского краевого суда, в связи с чем заявленное представителем истца ходатайство является обоснованным и подлежит удовлетворению в силу требований пункта 3 части 2 статьи 33 ГПК Российской Федерации, согласно которому суд передаёт дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Поскольку при рассмотрении данного гражданского дела судом установлено, что его рассмотрение не относится к подсудности Пермского краевого суда, оно подлежит передаче на рассмотрение в районный (городской) суд по месту нахождения ответчика на основании статьи 33 ГПК Российской Федерации, то есть в Соликамский городской суд Пермского края.

Руководствуясь статьями 33, 152, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Соликамска о возложении обязанности в срок до 30 июня 2019 г. разработать и утвердить в установленном порядке План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа передать на рассмотрение по существу в Соликамский городской суд Пермского края.

На определение в течение пятнадцати дней со дня принятия может быть подана частная жалоба или принесено представление прокурором в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда.

Определение не вступило в законную силу.

Судья – подпись