ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 23 октября 2014 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В.,
при секретаре Аюшеевой Н.А.,
с участием прокурора Григорьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по запросу депутата Народного Хурала Республики Бурятия Цыренова Б.Ц. о признании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 г. № 92-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия» противоречащим Конституции Республики Бурятия
У С Т А Н О В И Л :
Депутат Народного Хурала Республики Бурятия Цыренов Б.Ц. обратился в Верховный суд Республики Бурятия с запросом о признании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 г. № 92-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия» /далее – п.2 ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 г. № 92-V/, опубликованного в газете «Бурятия», №153, 21.11.2013г., Официальном вестнике №124, противоречащим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 5 /часть 1/, 97 /часть 3/.
Требование мотивировано тем, что принятие законодательным органом Республики Бурятия акта, которым приостановлена деятельность судебного органа без соблюдения установленных федеральным законодателем гарантий передачи отнесенных к ведению такого судебного органа вопросов к юрисдикции другого судебного органа, ведет к нарушению принципа разделения властей, закрепленного частью 1 статьи 5 Конституции Республики Бурятия. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 3 статьи 97 Конституции Республики Бурятия, из толкования которой вытекает, что Конституционный Суд Республики Бурятия должен действовать в Республике Бурятия.
Депутат Народного Хурала Республики Бурятия Цыренов Б.Ц., ссылаясь на абзацы 8 и 9 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», указывает, что настоящий запрос подан в Верховный суд Республики Бурятия в соответствии с частью 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, исходя из его конституционного права на обращение в Конституционный Суд Республики Бурятия с запросом о проверке акта на соответствие Конституции Республике Бурятия, а также фактическим отсутствием Конституционного Суда в Республике Бурятия.
В суде первой инстанции прокурором Григорьевой Н.Н. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134, абзацем 2 статьи 220 ГПК РФ, поскольку запрос депутата Народного Хурала Республики Бурятия Цыренова Б.Ц. подлежит разрешению в ином судебном порядке. Учитывая, что в Республике Бурятия создан Конституционный Суд, настоящий запрос, поданный в порядке части 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства Верховным судом Республики Бурятия.
Депутат Народного Хурала Республики Бурятия Цыренов Б.Ц., его представитель Шестаков А.А., действующий на основании доверенности от 14 октября 2014 г., возражали против удовлетворения ходатайства прокурора.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Мухина М.С., действующая на основании доверенности от 08.10.2014 г. № 005-000888/14, считала ходатайство прокурора подлежащим удовлетворению.
Представитель Главы Республики Бурятия Будацыренов А.П., действующий на основании доверенности от 18.05.2012 г. №01-И111-3110, считал ходатайство удовлетворению не подлежащим. Пояснил, что в Республике Бурятия создан и действует Конституционный Суд, который в настоящее время не осуществляет конституционное правосудие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает ходатайство прокурора о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает наряду с федеральными судами возможность создания в субъектах Российской Федерации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст.4), которые входят в судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст.4), создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст.17), решают вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, производят толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст.27), рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст.27).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституционный суд, создаваемый субъектом Российской Федерации входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и является конституционным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 72 (п.п. «б», «н» ч.1) Конституции Российской Федерации порядок организации и деятельности этого суда, создание которого является прерогативой субъекта Российской Федерации, самостоятельно определяется субъектом Российской Федерации с учетом федерального регулирования в его конституции и законах.
Частью 3 статьи 97 Конституции Республики Бурятия установлено, что на территории Республики Бурятия наряду с федеральными судами, статус, полномочия и порядок деятельности которых определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, действуют Конституционный Суд Республики Бурятия и мировые судьи.
25 октября 1994 г. Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия №42-I «О Конституционном Суде Республики Бурятия».
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия Конституционный Суд Республики Бурятия по запросам, в том числе, депутата Народного Хурала Республики Бурятия, рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Бурятия законов Республики Бурятия, нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
П.2 ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 г. № 92-V в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» действие Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 г. №42-I «О Конституционном Суде Республики Бурятия» приостановлено с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г., за исключением части 1 статьи 22 в части выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Республики Бурятия в отставке. Закон Республики Бурятия от 14.11.2013 г. № 92-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия» опубликован в газете «Бурятия», №153, 21.11.2013г., Официальном вестнике №124.
Право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным судом означает, что рассмотрение дела должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом. Поэтому статья 47 /часть 1/ Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Частью 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 8 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при наличии в субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, поскольку рассмотрение этих дел отнесено частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
В абзаце 9 пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что, если в субъекте Российской Федерации такой суд не создан (то есть отсутствует возможность осуществления иного судебного порядка оспаривания нормативных правовых актов на предмет соответствия их конституции или уставу субъекта Российской Федерации), то в целях реализации гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции.
Тем самым, учитывая, что в Республике Бурятия создан и не упразднен Конституционный Суд, настоящий запрос, поданный в порядке части 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства Верховным судом Республики Бурятия.
Приостановление действия Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 г. №42-I «О Конституционном Суде Республики Бурятия» с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г., за исключением части 1 статьи 22 в части выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Республики Бурятия в отставке, не является основанием, предусмотренным законом, для рассмотрения и разрешения настоящего запроса депутата Народного Хурала Республики Бурятия судом общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В силу абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п.1 ч.1 ст.134, абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.134, абзацем 2 статьи 220, статьями 224, 225 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный суд Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по запросу депутата Народного Хурала Республики Бурятия Цыренова Б.Ц. о признании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 г. № 92-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия» противоречащим Конституции Республики Бурятия прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение 15 дней путем подачи частной жалобы.
Судья Ж.В. Тубденова