ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-42/2014 от 13.11.2014 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 13 ноября 2014 г.

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Оконешниковой М.М., при секретаре Никитине В.В.,

с участием прокурора Самойловой В.В., представителя Правительства Республики Саха (Якутия) ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию государственной программы РС (Я) «Государственная поддержка завоза грузов в РС (Я) на 2012-2016 годы», утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2012 г. №236,

установил:

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию государственной программы РС (Я) «Государственная поддержка завоза грузов в РС (Я) на 2012-2016 годы», утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2012 г. № 236 (далее по тексту -Правила).

В обоснование своих доводов ссылался на то, что редакция оспариваемого постановления Правительства РС (Я) вопреки требованиям подпунктов 4, 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) не определяет порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, и положениями об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Кроме того, ссылался на то, что в нарушение требования п. 5 ст. 78 БК РФ п. 5.1 Правил не содержит требования о включении в соглашение согласие получателей субсидии на осуществление главным распорядителем

бюджетных средств, предоставившим субсидия, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. Также указывал на отсутствие указания в п. 1.3 Правил, в нарушение требования п. 1 ст. 78 БК РФ, того, что субсидии могут предоставляться не только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполняемых работ, оказанием услуг.

Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) ФИО1, действующий на основании доверенности от 15.01.2014 г. № ..., в судебном заседании заявила об устранении выявленных противоречий путем издания постановления Правительства РС (Я) от 10.11.2014 г. № 387 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2012 г. № 236 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию государственной программы РС (Я) «Государственная поддержка завоза грузов в РС (Я) на 2012-2016 годы» (далее по тексту - постановление Правительства РС(Я) от 10.11.2014 г. № 387).

При этом пояснила, что отдельные положения оспариваемого прокурором нормативного правового акта дополнены посредством указания дополнительных разделов, предусматривающих порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий и положениями об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей порядка предоставления субсидий их получателями, а также внесением дополнения в Правила, относительно требования о включении в него согласие получателей субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидия, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка -их предоставления, и включения возможности предоставления субсидии не только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, но и физическим лица -производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполняемых работ, оказанием услуг.

При этом соответствующий законодательный акт опубликован в печатном
издании «Якутия» от 13.11.2014 г. № 209.

Прокурор Самойлова В.В. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением выявленных противоречий федеральному законодательству.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,
суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим
основаниям.

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателями субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, таюке положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства РС (Я) от 10.11.2014 г. № 387 внесены
дополнения в положения оспариваемого постановления в виде разделов VII, VIII, IX,
регулирующих порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий
остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях,
предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий, положение об
обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств,
предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля
соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателем
субсидии, таюке об оценке эффективности использования субсидий.

Также положения Правил дополнены пунктом 3.6, указывающим, на наличие такого обязательного условия как согласие получателя субсидии при предоставлении субсидии, включаемым в Соглашение о предоставлении субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Госкомобеспечением и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления

СубсИДИИ.

Пункт 1.3 Правил дополнен категорией получателей субсидии в целях
настоящих Правил как физические лица - производители товаров, работ, услуг. Также
аналогичных дополнений, в связи с внесением вышеуказанных дополнений,
претерпели иные пункты данного Правила.

При этом постановление Правительства РС (Я) от 10.11.2014 г. № 387 официально опубликовано в печатном издании «Якутия» 13.11.2014 г. № 209.

Данные обстоятельства указывают на то, что оспариваемые прокурором
положения нормативного правового акта изложены в иной редакции.

В силу абзаца 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса;

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае,

если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие
правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных
требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для
возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений
охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.

Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об
оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которой
"недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых
последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых
законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в
порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие);
основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке
искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от
юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора
данного нормативного правового акта или его части.

Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных
положений нормативного правового акта последние изложены в иной-редакции; у
суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи
220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации.

В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1
статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, суд

определил:

Прекратить производство по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию государственной программы РС (Я) «Государственная поддержка завоза "грузов в РС (Я) на 2012-2016 годы», утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2012 г. №236.

Разъяснить заинтересованным лицам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.

Судья

М.М. Оконешникова

5