ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-13305/2021
№ 3-601/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 10 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Асатиани Д.В.,
судей Рудых Г.М., Князькова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шац А.В., Григорьевой В.А. к Выборнову А.Н, о признании объектов самовольными постройками, взыскании денежных средств и по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества по Московской области и неопределенного круга лиц к Выборнову А.Н. о признании объектов самовольными постройками, прекращении права собственности, вынесении в ЕГРН сведений об ограничении,
по кассационной жалобе Шац А.Е.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года,
заслушав доклад судьи Рудых Г.М., выслушав истца Шац А.Е., представителя истца Шац А.Е. – Колмыкову М.А., заключение прокурора Серебрякова А.А., судебная коллегия
установила:
Шац А.Е., Григорьева В. А. обратились в суд с исковыми требованиями к Выборнову А.Н. о признании объектов самовольными постройками, взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками соседних земельных участков с кадастровыми номерами №. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Выборнову А.Н. на праве собственности и входит в зону охраны памятника истории и культуры - ансамбль усадьбы «Архангельское» Красногорского района, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 30 мая 2001 года № 156/18.
Постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области № 89514 от 26 апреля 2017 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № с целью получения разрешения для проведения реконструкции существующего жилого дома на указанном земельном участке. На основании данного ГПЗУ 29 мая 2017 года Администрацией городского округа Красногорск выдано разрешение на строительство нового объекта капитального строительства общей площадью 222 кв.м., объемом строения 600 куб.м., площадью застройки 96 кв.м., высотой строения 12 м. Полагали, что строительство здания ведется не в соответствии с параметрами, утвержденными ГПЗУ и разрешением на строительство. Таким образом, строительство здания нарушает Постановление Правительства Московской области № 89514 от 26 апреля года и права истцов, как собственником соседних земельных участков. Кроме того, полагают, что хозяйственная постройка и баня, расположенные на земельном участке ответчика возведены с нарушением минимального расстояния от подземного газопровода и находятся в охранной зоне, в связи, с чем должны быть признаны самовольными достройками и подлежат сносу. Также указали, что нарушение строительных регламентов, норм и правил при строительстве здания на участке ответчика Выборнова А.Н. явилось причиной возникновения деформации и разрушения жилого дома, принадлежащего Шац А.Е., в связи, с чем ей причинен ущерб на сумму 1 036 478 рублей 20 копеек.
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области обратилась в суд интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества по Московской области и неопределенного круга лип к Выборнову А.Н. о признании объектов самовольными постройками, прекращении права собственности, внесении в ЕГРН сведений об ограничении. Свои требования мотивировала тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области по обращению граждан проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Установлено, что данный земельный участок, общей площадью 970 кв.м., отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Собственником указанного земельного участка является ответчик. Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области совместно со специалистами Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Роспотребнадзора Московской области и АО «Мосводоканал» 28 сентября 2018 года осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером №, в ходе которого установлено, что земельный участок по периметру огорожен. На земельном участке, на расстоянии 75 метров от уреза воды возведен объект капитального строительства - баня. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.07.2018 Выборновым А.Н. произведена регистрация права собственности на указанное здание - баню, площадью 43,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Строению присвоен кадастровый номер №. Кроме того, на указанном земельном участке осуществляется строительство жилого дома на расстоянии 40 метров от уреза воды реки Москвы. Разрешение на строительство выдано администрацией городского округа Красногорск Московской области 29 мая 2017 года №, градостроительный план земельного участка № утвержден постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области от 26 апреля 2017 года № 895/4. Расстояние от уреза воды до границ указанного земельного участка составляет 25 метров, в соответствии с п. 3.2.3 санитарно- эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны Источников питьевого водоснабжения г. Москвы» участок расположен в границах 1Б пояса зоны санитарной охраны Рублевской станции водоподготовки. Реконструкция существующих объектов согласно п. 4.2.2 санитарно- эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 допускается при условии снижения неблагоприятного влияния реконструируемого объекта на источник водоснабжения за счет уменьшения плотности заселения и повышения уровня благоустройства при соблюдении следующих требований: здания должны быть канализованы с отводом стоков на очистные сооружения, расположенные за пределами 1А и 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки с учетом санитарного режима на территории второго пояса; не допускается спуск любых сточных вод, в том числе ливневых, в акваторию источника водоснабжения; сооружение заборов вдоль границ земельных участков и прибрежной полосы с целью сохранения природных условий подземного стока должно вестись на столбчатом фундаменте; при производстве работ по реконструкции стоянку специализированных машин, оборудования и вспомогательной техники, а также складирование строительных материалов и строительного мусора необходимо располагать за пределами 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки; обеспечение своевременного вывоза ТБО за пределы 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки. На основании п. 2.8 санитарно- эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 согласование предоставления земельных участков под реконструкцию на территории 1Б пояса ЗСО станции водоподготовки, строительство и реконструкцию объектов на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов производится с учетом выполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе по отведению сточных вод, для предотвращения отрицательного влияния на качество воды источника питьевого водоснабжения. Прокурор указывал, что земельный участок с кадастровым номером: №, а также строящееся здание на земельном участке находятся в границах 1Б пояса зоны санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания. Выписка из Единого реестра недвижимости об объекте недвижимости содержит сведения об ограничении прав на указанный земельный участок согласно Постановлению Правительства от 30 мая 2001 года № 156/18 «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы «Архангельское» Красногорского района». Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах зоны регулирования застройки памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы «Архангельское» с режимом использования территории - 1, что также подтверждается письмом Главного управления культурного наследия Московской области от сентября 2018 года № 32ТГ-10093, Вместе с тем, межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена совместная выездная сотрудниками Главного управления государственного строительного надзора Московской области, в ходе которой выявлено несоответствие объекта капитального строительства разрешению на строительство от 29 мая 2017 года №, а именно: в разрешении на строительство общая площадь жилого дома - 222 кв.м., площадь застройки - 96 кв.м., высота - 12 м. При этом фактические параметры жилого дома согласно лабораторным включениям ГУП МО «МОСОБЛСТРОИЦНИЛ» от 9 ноября 2018 года № составляют: общая площадь жилого дома - 553,2 кв.м., площадь застройки - 1 17,1 кв.м., высота - 13,5 м.. Таким образом, при строительстве объекта капитального строительства Выборновым А.Н. допущено несоответствие объекта капитального строительства выданному разрешению на строительство от 29 мая 2017 года № RU50-024-91-2017, а именно: общая площадь жилого дома превышена на 331,2 кв.м.; площадь застройки превышена на 21,1 кв.м., высота превышена на 1,5 м., в связи, с чем прокурор полагал, что данное строение следует признать самовольной постройкой, обязав ответчика произвести снос строения. Просила обязать ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г, Москвы», признать самовольными постройками объект незавершенного капитального строительства - дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, баню, обязать Выборнова А.Н. за свой счет снести данные объекты в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, внести в единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п. 4.2 Санитарно- эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», а именно: на территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки запрещаются все виды нового строительства. Не допускаются виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы, грунтовых вод и воды источника, включая притоки первого порядка, в том числе ведение животноводства, применение ядохимикатов, размещение общественных гаражей и ангаров, складов, общественных пляжей. В акватории 1Б пояса станций водоподготовки не допускается базирование и эксплуатация судов моторного и парусного флота, в том числе водных мотоциклов, кроме случаев проведения надзорных й инспекционных проверок уполномоченными органами. Реконструкция существующих объектов допускается при условии снижения неблагоприятного влияния реконструируемого объекта на источник водоснабжения за счет уменьшения плотности заселения и повышения уровня благоустройства при соблюдении следующих требований: здания должны быть канализованы с отводом стоков на очистные сооружения, расположенные за пределами 1А и 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки с учетом санитарного режима на территории второго пояса; не допускается спуск любых сточных вод, в том числе ливневых, в акваторию источника водоснабжения; сооружение заборов вдоль границ земельных участков и прибрежной полосы с целью сохранения природных условий подземного стока должно вестись на столбчатом фундаменте; при производстве работ по реконструкции стоянку специализированных машин, оборудования и вспомогательной техники, а также складирование строительных материалов и строительного мусора необходимо располагать за пределами. 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки; обеспечение своевременного вывоза ТБО за пределы 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки. При невозможности присоединения реконструируемых отдельных владений к централизованной канализации, определяемого техническими условиями на подключение к существующим или проектируемым канализационным сетям, допускается сбор бытовых сточных вод после локальных очистных сооружений в герметичный выгреб при условии обеспечения регулярного вывоза отходов автотранспортом спецавтохозяйства. На территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки допускается устройство набережных, строительство берегоукреплений и иные работы по благоустройству прибрежных территорий, при условии отсутствия отрицательного влияния на качество воды источника питьевого водоснабжения; прекратить право собственности Выборнова А.И. на объекты капитального строительства - баню. Указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Заочным решением Красногорского городского суда Московской области от 16 апреля 2019 года исковые требования Шац А.Е., Григорьевой В.А., Межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества по Московской области и неопределенного круга лиц удовлетворены. Судом на Выборного А.Н. возложена обязанность по использованию земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы». Признаны самовольными постройками объект незавершенного капитального строительства - жилой дом, баня и хозяйственная постройку, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и на Выборнова А.Н. возложена обязанность за свой счет снести данные объекты в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу. Внести в единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в соответствии с п. 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» а именно: На территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки запрещаются все виды нового строительства. Не допускаются виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к микробному и химическому загрязнению почвы, грунтовых вод и воды источника, включая притоки первого порядка, в том числе ведение животноводства, применение ядохимикатов, размещение общественных гаражей и ангаров, складов, общественных пляжей. В акватории 1Б пояса станций водоподготовки не допускается базирование и эксплуатация судов моторного и парусного флота, в том числе водных мотоциклов, кроме случаев проведения надзорных и инспекционных проверок уполномоченными органами. Реконструкция существующих объектов допускается при условии снижения неблагоприятного влияния реконструируемого объекта на источник водоснабжения за счет уменьшения плотности заселения и повышения уровня благоустройства при соблюдении следующих требований: - здания должны быть канализованы с отводом стоков на очистные сооружения, расположенные за пределами 1А и 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки с учетом санитарного режима на территории второго пояса; - не допускается спуск любых сточных вод, в том числе ливневых, в акваторию источника водоснабжения; - сооружение заборов вдоль границ земельных участков и прибрежной полосы с целью сохранения природных условий подземного стока должно вестись на столбчатом фундаменте; - при производстве работ по реконструкции стоянку специализированных машин, оборудования и вспомогательной техники, а также складирование строительных материалов и строительного мусора необходимо располагать за пределами 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки; - обеспечение своевременного вывоза ТБО за пределы 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки. При невозможности присоединения реконструируемых отдельных владений к централизованной канализации, определяемого техническими условиями на подключение к существующим или проектируемым канализационным сетям, допускается сбор бытовых сточных вод после локальных очистных сооружений в герметичный выгреб при условии обеспечения регулярного вывоза отходов автотранспортом спецавтохозяйства. На территории 1Б пояса ЗСО станций водоподготовки допускается устройство набережных, строительство берегоукреплений и иные работы по благоустройству прибрежных территорий, при условии отсутствия отрицательного влияния на качество воды источника питьевого водоснабжения. Прекращено право собственности Выборнова А.Н. на объекты капитального строительства - баню, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>. С Выборнова А.Н. в пользу Шац А.Е. взыскано в счет компенсации ущерба 1 036 748 рублей 20 копеек, в счет компенсации расходов на оплату госпошлины 13 982 рубля, расходы на оплату досудебной экспертизы в размере 25 000 рублей. С Выборнова А.Н. в пользу Григорьевой В.А. взыскано в счет компенсации расходов на оплату госпошлины 900 рублей.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским Московского областного суда от 15 февраля 2021 года заочное решение Красногорского городского суда Московской области от 16 апреля 2019 года отменено. Гражданское дело по иску Шац А.Е., Григорьевой В.А. к Выборнову А.Н. о признании объектов самовольными Межрайонной интересах Российской Федерации в лице территориального управление Росимущества по Московской области и неопределенного круга лиц к Выборнову А.Н. о признании объектов самовольными постройками, прекращении права собственности, вынесении в ЕГРН сведений об ограничении передать на рассмотрение в суд первой инстанции - Московский областной суд.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Шац А.Е. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав истца Шац А.Е., представителя истца Шац А.Е. – Колмыкову М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Серебрякова А.А., полагавшего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Исходя из предмета и оснований иска, по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 42, 43, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 43 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СаНПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», разъяснений, изложенных в Постановлении от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации « 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», нахождение земельного участка с кадастровым номером № в зону пояса 1Б санитарной охраны Рублевской станции водоподготовки является юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при разрешении настоящего спора.
Согласно ответу АО «Мосводоканал» границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и режим использования акватории и территории ЗСО определены Решением Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 17.04.1980 № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» (решение) и санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», которые являются действующими и находятся в открытом доступе. Графический материал на основании Решения находится в ГАУ «Институт Генплана Москвы» и имеет гриф «секретно».
Отменяя решение суда первой инстанции, и передавая гражданское дело по подсудности в Московский областной суд для рассмотрения по первой инстанции, руководствуясь положениями статей 24, 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суд первой инстанции располагал информацией о статусе секретной информации при вынесении решения, сведения о местоположении водоводов относятся к государственной тайне и не могут размещаться в ЕГРН, в связи, с чем дело рассмотрено с нарушением правил подсудности.
Вопреки доводам кассационных жалоб, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктом 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200000 человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, относятся к государственной тайне.
Иные доводы кассационных жалоб фактически сводятся к несогласию с заявленными требованиями и, в связи с правильным выводом суда апелляционной инстанции о неподсудности спора суду, рассмотревшему исковые требования, не могут быть предметом проверки суда кассационной инстанции, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и не подтверждают существенных нарушений судом норм процессуального права.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Шац А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи