ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-660/20 от 02.03.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело №3-660/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,

с участием прокурора Козловой О.А..

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании вопрос административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО2 А.ча о признании нормативного правового акта недействующим,

установила:

решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28 августа 2019 года №1/8 внесено изменение в решение Совета депутатов сельского поселения Барвихинское от 28.06.2018 года №3/4 и муниципальную программу «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области на 2018-2020 годы».

С решением представительного органа муниципального образования о внесении изменений не согласились административные истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО2 А.ич и просят признать его недействующим в части произведенного в отношении их семьи расчета потребности в денежных средствах, для их переселения как состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указано, что согласно утвержденной муниципальной программы «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области на 2018-2020 годы» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 до 18 кв. метров общей площади на одного человека. Приложением 2 указанной программы является расчет потребности в жилых помещениях, необходимых для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся жилых помещениях. Согласно данного расчета ФИО1 и ее членам семьи должна была быть предоставлена 2-х комнатная квартира площадью не менее 54 кв. метров.

Оспариваемым решением были внесены изменения в объем финансирования программы и в расчет потребности в предоставлении жилого помещения в отношении семьи ФИО3. Согласно внесенных изменений, ФИО1 и членам ее семьи (бывший супруг и сын) должно быть предоставлено жилое помещение площадью 36 кв. метров.

Полагают, что принятое решение нарушает права и интересы семьи ФИО1, поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят с декабря 1996 года. После расторжения брака с супругом проживают совместно, ведут общее хозяйство, поэтому по улучшению жилищных условий должно быть предоставлено на семью одно жилое помещение. Площадь комнаты 13 кв. метров, занимаемая семьей в настоящее время не может быть учтена при определении общей площади предоставляемого жилого помещения, поскольку не находится в их собственности. Исходя из нормативного акта утвердившего муниципальную программу, площадь предоставляемого жилого помещения не может быть менее 42 кв. метров. Оспариваемое решение противоречит ч. 5 ст. 57 ЖК РФ согласно которой жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Оспариваемое решение нарушает их жилищные права по предоставлению жилого помещения в целях улучшения жилищных условий семьи.

В судебном заседании представитель административных истцов пояснила, что оспариваемое решение представительного органа муниципального образования нарушает личные имущественные права ее доверителей в части расчета потребности в денежных средствах, для переселения как состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и площади предполагаемого к предоставлению жилого помещения. Оспариваемое решение не носит нормативного характера, однако, в связи с возвращением административного искового заявления Одинцовским городским судом Московской области, требования заявлены были в Московский областной суд. Против передачи дела на рассмотрение Одинцовского городского суда не возражала.

Представитель Совета депутатов городского округа Одинцово Московской области полагала, что данное дело подсудно с районному суду поскольку муниципальная программа «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области на 2018-2020 годы» была утверждена решением Совета депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области и финансирование на ее реализацию заложено в отношении конкретных трех семей проживающих на территории муниципального образования и не обеспеченных жилим помещением. Программа не предусматривает включение в нее иных лиц.

Изменения внесены в программу в части расчета потребности в денежных средствах непосредственно в отношении семьи ФИО4 (бывший супруг и сын), для переселения как состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и площади предоставляемого им жилого помещения.

Полагает, что оспариваемое решение признаками нормативного правового акта не обладает, поскольку затрагивает личные имущественные (жилищные) права семьи Т-вых.

Прокурор Московской областной прокуратуры Козлова О.А. полагала, что оспариваемое решение затрагивает личные имущественные права семьи Т-вых состоящих на учете по улучшению жилищных условий, признаками нормативности не обладает и разрешению в Московском областном суде не подлежит.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает необходимым передать административное дело по подсудности в Одинцовский городской суд Московской области на основании статей 19, 20, пункта 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства РФ по следующим обстоятельствам.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов сельского поселения Барвихинское от 28.06.2018 года №3/4 утверждена муниципальная программа «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области на 2018-2020 годы».

Для приобретения жилых помещений гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в бюджете сельского поселения Барвихинское предусмотрено финансирование в размере 19 011 564.00 рублей и расчет потребности в жилых помещениях.

Ожидаемым результатом данной программы явилось обеспечение трех семей (семьи ФИО1 (бывший супруг, сын), семьи имеющих первоочередное право – семья ФИО5 (сын) и семья ФИО6 (включая пять членов семьи), состоящих из очередников сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района благоустроенными жилыми помещениями, находящимися в сельском поселении.

Законом Московской области от 25 января 2019 года N 2/2019-ОЗ «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» объединены территории городских и сельских поселений. Статус муниципального образования сельское поселение Барвихинское Одинцовского муниципального района прекращен со дня вступления в силу настоящего Закона.

Как пояснил в судебном заседании представитель Совет депутатов Городского округа Одинцово Московской области утвержденная ранее действовавшим муниципальным образованием программа распространяется на три указанные в ней семьи, включение в данную программу жителей городского округа, либо расширение финансирования муниципальным образованием округа не предусмотрено. Внесенные в программу изменения затрагивают непосредственно жилищные права и интересы семьи ФИО3.

Предметом спора по настоящему административному делу является признание недействующим решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28 августа 2019 года №1/8 внесено изменение в решение Совета депутатов сельского поселения Барвихинское от 28.06.2018 года №3/4 и муниципальную программу «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области на 2018-2020 годы» в части произведенного в отношении семьи Т-вых расчета потребности жилой площади и в денежных средствах для переселения как состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Исходя из анализа текста оспариваемого решения Совета депутатов городского округа суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, поскольку непосредственно затрагивает личинные имущественные права ФИО1, ее бывшего супруга и сына как лиц имеющих право на улучшение жилищных условий.

Суть заявленного спора и несогласие с принятым представительным органом решением сводится к оспариванию расчета норм потребности в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда для улучшения жилищных условий семьи.

Вместе с тем принятие данного акта представительным органом местного самоуправления городского округа не относит его безусловно к нормативному правовому акту подлежащему оспариванию в порядке главы 21 КАС РФ.

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае, если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству и при установлении неподсудности спора, дело передается в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном ст. 27 Кодекса административного судопроизводства РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая ненормативный характер оспоренного решения и неподсудность заявленного спора Московскому областному суду в качестве суда первой инстанции, суд на основании ч. 2 ст. 27 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым передать административное дело по подсудности на рассмотрение Одинцовского городского суда Московской области исходя из субьектного состава.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 27, ст. ст. 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

определил:

административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО2 А.ча о признании незаконным решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области «О внесении изменений в решение Совета депутатов сельского поселения Барвихинское от 28 июня 2018 года №3/4 и муниципальную программу «Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области на 2018-2020 годы» передать на рассмотрение по подсудности Одинцовского городского суда Московской области.

На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья М.Ю. Елизарова