ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-8 от 31.12.9999 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

г. Волгоград Дело № 3-8/ 2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

в составе председательствующего судьи: Кубасова И. Г.

при секретаре: Якуниной А. О.

с участием прокурора: Павловой Е. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 февраля 2011 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области о признании Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15 сентября 2006 года № 1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области» (в ред. Постановления от 29.12.2010 № 1990) частично не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части пунктов 2.1-2.3, 3.1, абзацев 1, 3-10 п. 3.2, 3.3, 4.1-4.4, раздела 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, а также абзаца 8 п. 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области,

установил:

Главой Администрации Волгоградской области 15 сентября 2006 года принято постановление № 1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области», которое официально опубликовано в издании «Волгоградская правда», № 174 от 20.09.2006 года.

Названным Постановлением утверждены Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области и Положение о Совете по энергосбережению Волгоградской области.

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.1-2.3, 3.1, абзацы 1, 3-10 п. 3.2, 3.3, 4.1-4.4, раздел 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, а, кроме того, абзац 8 п. 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области.

В обоснование требований прокурором указано на то, что оспариваемые в части Положения противоречат требованиям федерального законодательства: Федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Гражданскому Кодексу РФ, Федеральному закону от 06.101999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры Павлова Е. Н. заявленные требования подержала в полном объеме и просила суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении от 14.01.2011 года (л.д. 33-42).

Представители Администрации Волгоградской области Ярылкин А. А. и Орлова В. В., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые прокурором акты приняты в пределах компетенции Главы Администрации Волгоградской области, требованиям действующего федерального законодательства не противоречат.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: … об оспаривании нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, а также государственного регулирования цен (тарифов).

Как следует из раздела 1 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также долгосрочной программой по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010-2020 годы.

В долгосрочной программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.07.2010 № 347-п указано, что эффективным механизмом стимулирования энергосбережения является совершенствование государственной тарифной политики, в том числе:

- установление долгосрочных экономически обоснованных тарифов, рассчитанных на основе метода доходности инвестиционного капитала;

- установление социальной нормы потребления и дифференцированных тарифов в пределах и свыше данной нормы;

- установление тарифов, дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.

В силу п. 2.1 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области в целях проведения организациями мероприятий по энергосбережению на территории Волгоградской области за счет внебюджетных источников государственным учреждением Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» открывается в банке специальный счет (далее именуется - специальный счет энергосбережения), на котором аккумулируются целевые средства. При этом, из пункта 2.2 и абзаца 7 пункта 3.2. Положения следует, что целевые средства специального счета могут формироваться как за счет безвозмездно передаваемых денежных средств и денежных средств, возвращаемых контрагентами по заключенным на возвратной основе договорам о финансировании мероприятий по энергосбережению, так и за счет отчислений, включенных до 1 января 2011 г. в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Разделом 5 Положения предусмотрено, что отчисления, включенные до 1 января 2011 г. в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Волгоградской области, подлежат перечислению на специальный счет энергосбережения в порядке, действовавшем до 1 января 2011 г., то есть за счет отчислений, включенных до 1 января 2011 г. в структуру цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Из абзаца 8 п. 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области следует, что задачей указанного Совета является, в том числе, принятие решений о финансировании мероприятий по энергосбережению за счет денежных средств, находящихся в банке на специальном счете, открытом государственным учреждением Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности».

Анализ выше приведенных норм оспариваемых прокурором Положений свидетельствует о том, что названные правовые акты регулируют отношения, связанные с осуществлением организацией (ГУ «Волгоградский центр энергоэффективности») иной экономической деятельности по формированию и управлению денежными средствами, аккумулируемыми на специальном счете в коммерческом банке, которые используются на цели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Волгоградской области.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 5 действие Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. При этом под «энергетическим ресурсом» (п. 1 ст. 2 Закона) понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии, в том числе и электрическая энергия.

Под электроэнергетикой с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об электроэнергетике» понимается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

Из анализа положений ст. 21 названного Федерального закона следует, что задачей Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является, в том числе, утверждение основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащих целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии; плана или программы мероприятий по достижению указанных целевых показателей.

Таким образом, правовое регулирование порядка формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, напрямую связано и является частью экономических отношений в области электроэнергетики.

С учетом указанного, и поскольку оспариваемые прокурором в части Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, Положение о Совете по энергосбережению Волгоградской области регулируют отношения в области электроэнергетики и в области государственного регулирования цен (тарифов), заявление о признании их недействующими по основаниям противоречия требованиям федерального законодательства с учетом приведенных норм Арбитражного процессуального Кодекса РФ и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации, которым внесены изменения в п. 1 ст. 29 АПК РФ вступил в силу по истечении девяноста дней после его официального опубликования, то есть 1 ноября 2010 года, а заявление заместителя прокурора Волгоградской области принято Волгоградским областным судом к своему производству 17 декабря 2010 года без учета требований подведомственности.

В силу абзаца 1 статьи 220 ГПК РФ суд обязан прекратить производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Поскольку заявление заместителя прокурора Волгоградской области не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства в суде общей юрисдикции, а должно быть разрешено в ином порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 и ст. 220 ГПК РФ, Волгоградский областной суд

определил :

Производство по гражданскому делу по заявлению о признании Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15 сентября 2006 года № 1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области» (в ред. Постановления от 29.12.2010 № 1990) частично не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части пунктов 2.1-2.3, 3.1, абзацев 1, 3-10 п. 3.2, 3.3, 4.1-4.4, раздела 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, а также абзаца 8 п. 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области прекратить в связи с неподведомственностью заявленных требований Волгоградскому областному суду.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья: И. Г. Кубасов

в