О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 июня 2013 года г. Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Бабугоевой Л.М.,
при секретаре Чипчиковой Ф.К.
с участием представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики – ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком на три года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о признании части 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики недействующей со дня принятия в части определения состава политических партий, подлежащих заслушиванию на первом очередном открытом заседании Парламента в период весенней сессии, по спискам политических партий, не допущенных к распределению депутатских мандатов в Парламенте по результатам голосования,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 21 января 2004 N 18-П-П утвержден Регламент Парламента Кабардино-Балкарской Республики Первоначальный текст документа был опубликован в издании "Официальная Кабардино-Балкария", N 16 от 23 апреля 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики в редакции Постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2010 N 604-П-П на первом очередном открытом заседании Парламента в период весенней сессии заслушиваются выступления представителей политических партий, списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте, по актуальным вопросам общественно-политического и социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.
Часть 2 данной нормы предусматривает, что Председатель Парламента не позднее трех дней после назначения даты проведения указанного в части 1 заседания Парламента обеспечивает направление приглашений на него представителям всех партий, не представленных в Парламенте, независимо от того, действуют ли на территории Кабардино-Балкарской Республики региональные отделения таких политических партий.
06 мая 2013 года политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействующими со дня принятия положения части 1 статьи 40-2 Регламента в части определения состава политических партий, подлежащих заслушиванию на первом очередном открытом заседании Парламента в период весенней сессии, исходя из списков политических партий, «которые по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте», ссылаясь на то, что данные положения противоречат федеральному законодательству и препятствуют политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» принять участие на заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики не менее одного раза в год.
По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статье 26.2 Федерального закона от 11июля 2001 года № 95- ФЗ «О политических партиях», предусматривающей, что все политические партии, не представленные в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, действуют ли на территории субъекта Российской Федерации региональные отделения таких политических партий, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в заявлении, Федеральный закон, установив право политических партий, не представленных в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, на участие в пленарном заседании, не поставил возможность реализации этого права в зависимость от участия политической партии в выборах в данный орган и не получением ею необходимого количества голосов для допуска к распределению депутатских мандатов.
Заявитель считает, что Парламент Кабардино-Балкарской Республики, установив участие политической партии в выборах в данный Парламент обязательным условием реализации права партии на участие не менее одного раза в год в пленарном заседании Парламента, вышел за пределы полномочий, данных ему Федеральным законом и нарушил указанное право политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», не направив ей приглашение на свое пленарное заседание.
Заявление было принято к производству суда и назначено к рассмотрению в судебном заседании.
Производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Кодекса судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя
По смыслу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом судебного обжалования могут быть лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленныхтребований по существу , являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.
В силу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Абзацем 6 пункта 17 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу.
В данном случае Постановлением Парламента КБР от 30 мая 2013 года N 1580-П-П "О внесении изменений в Регламент Парламента Кабардино-Балкарской Республики", опубликованном в газете "Официальная Кабардино-Балкария", N 21, от 07 июня 2013 года в части 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, оспариваемые по настоящему делу слова "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов" заменены словами "являющихся в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" не представленными".
Действия Парламента Кабардино-Балкарской Республики по изменению своего Регламента законны, поскольку федеральное законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта. Постановление Парламента КБР от 30мая 2013 года N 1580-П-П "О внесении изменений в Регламент Парламента Кабардино-Балкарской Республики" принято надлежащим органом и с соблюдением установленного порядка и опубликовано официально для всеобщего сведения.
Учитывая, что целью судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является лишение юридической силы нормативного акта, противоречащего федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и, что нормативный правовой акт, утративший силу не может быть предметом судебного контроля в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики в оспариваемой по настоящему делу редакции уже не существует, производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца 1 статьи 220 указанного Кодекса, как требование не подлежащие рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 224, 225, абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по заявлению политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о признании части 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики недействующей со дня принятия в части определения состава политических партий, подлежащих заслушиванию на первом очередном открытом заседании Парламента в период весенней сессии, по спискам политических партий, не допущенных к распределению депутатских мандатов в Парламенте по результатам голосования.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи частной жалобы в апелляционную инстанцию Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Председательствующий Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Л.М. Бабугоева