ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-8/2014 от 16.04.2014 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 16 апреля 2014 года г. Нальчик

 Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

 председательствующего Бабугоевой Л.М.

 при секретаре Чипчиковой Ф.Х.

 с участием представителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики – Башиева Р.А., действующего по доверенности № от 16 апреля 2014 года 2014 года, представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики ФИО1, действующей по доверенности № <данные изъяты> от 27 января 2014 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании положений пунктов 4 и 5 Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантами, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года N 89-ПП "О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом и репатриантов на 2012 - 2015 годы" в части слов «органов местного самоуправления» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий,

У С Т А Н О В И Л :

 Пунктом 4 Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантов, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года N 89-ПП "О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом и репатриантов на 2012 - 2015 годы" к задачам Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантов отнесены: координация деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих субъектов и средств массовой информации в реализации мер по всесторонней поддержке соотечественников за рубежом и репатриантов; подготовка конкретных предложений по вопросам, связанным с развитием культурных, образовательных, экономических и иных связей с соотечественниками за рубежом, адаптацией репатриантов, требующим решения Правительства Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления.

 В силу пункта 5 Положения, Правительственная комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами, в том числе, выполняет координационно-методические функции в отношении деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, направленной на поддержку соотечественников за рубежом и адаптации репатриантов; запрашивает и получает в установленном порядке от органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, общественных объединений необходимую информацию.

 17 марта 2014 года Прокурор Кабардино-Балкарской Республики в государственных и общественных интересах обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании положений данных пунктов 4 и 5 Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантами, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года N 89-ПП "О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом и репатриантов на 2012 - 2015 годы" в части слов «органов местного самоуправления» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий.

 По мнению заявителя, указанные пункты в оспариваемой части противоречат принципу самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, гарантированного статьей 12 Конституции Российской Федерации и подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

 Как указано в заявлении, исполнительные органы государственной власти субъектов, и создаваемые ими органы совещательного характера, не вправе вторгаться в деятельность органов местного самоуправления, за исключением случаев, прямо указанных в федеральном законодательстве, в силу чего, считает заявитель, оспариваемые положения приняты с нарушением действующего федерального законодательства и компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 Заявление было принято к производству суда и назначено к рассмотрению в судебном заседании.

 В судебное заседание поступило письменное заявление представителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики – Лаврешина Ю.И., действующего на основании доверенности № 8-113 -2014 от 16 апреля 2014 года 2014 года об отказе от заявленных требований.

 Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.

 В силу абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 указанного Кодекса.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Кодекса судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

 По смыслу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом судебного обжалования могут быть лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленныхтребований по существу  , являются действующими и влекущими нарушение   гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.

 В силу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

 В данном случае Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2014 года N 68-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года № 89-ПП», опубликованном в газете "Кабардино-Балкарская Правда", N№ 68-69 от 16 апреля 2014 года, в Положении о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантов в абзаце втором пункта 4 слова «органов местного самоуправления» и в абзаце четвертом пункта 5 слова «и органов местного самоуправления» исключены.

 Действия Правительства Кабардино-Балкарской Республики по изменению своего Постановления законны, поскольку федеральное законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2014 года N 68-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года № 89-ПП» принято надлежащим органом и с соблюдением установленного порядка и опубликовано официально для всеобщего сведения.

 Учитывая, что целью судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является лишение юридической силы нормативного акта, противоречащего федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и, что нормативный правовой акт, утративший силу не может быть предметом судебного контроля в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 4 и 5 Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантов в оспариваемой по настоящему делу редакции уже не существуют, производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца 1 статьи 220 указанного Кодекса, как требование, не подлежащее рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

 Поскольку вышеуказанным Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 68-ПП в оспариваемые пункты Положения внесены изменения, отказ прокурора Кабардино-Балкарской Республики от заявленных требований в части осуществления судебного нормоконтроля в отношений частей 4 и 5 Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантами, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года N 89-ПП "О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом и репатриантов на 2012 - 2015 годы" не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 224, 225, абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,

О П Р Е Д Е Л И Л:

 Прекратить производство по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании положений пунктов 4 и 5 Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и репатриантами, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 апреля 2012 года N 89-ПП "О мерах по сохранению и развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом и репатриантов на 2012 - 2015 годы" в части слов «органов местного самоуправления» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий.

 Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи частной жалобы в апелляционную инстанцию Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение 15 дней со дня вынесения определения.

 Председательствующий Бабугоева Л.М.

 Копия верна:

 Судья Верховного суда КБР Бабугоева Л.М.