ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1027/2022 от 30.05.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Царёва Т.С. Дело № 33-1027/2022

УИД 44RS0001-01-2010-001785-91

№ дела в суде первой инстанции 2-1898/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«30» мая 2022 г.

Костромской областной суд в составе судьи Веремьевой И.Ю., при секретаре Пыльновой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе Смирнова Николая Владимировича и директора Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области на определение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 августа 2021 года, которым частично удовлетворено заявление Смирнова Николая Владимировича об изменении способа и порядка исполнения решения суда,

у с т а н о в и л:

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 августа 2010 года частично удовлетворены исковые требования Смирнова Н.В., и за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата составом семьи на 1 человека; на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и администрацию г. Костромы возложена обязанность оформить и выдать Смирнову Н.В. указанный жилищный сертификат.

Определением суда от 10 февраля 2011 года разъяснен порядок исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения суда, в соответствии с которым департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан издать приказ об оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата на имя Смирнова Н.В., администрация г. Костромы обязана вручить бланк государственного жилищного сертификата Смирнову Н.В.

Определениями суда от 11 апреля и 10 августа 2011 года Смирнову Н.В. отказано в изменении порядка и способа исполнения решения суда.

Определением суда от 28 ноября 2011 года изменен порядок и способ исполнения названного решения, в связи с чем на департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области возложена обязанность по передаче бесплатно в собственность Смирнова Н.В. квартиры в черте города Костромы размером общей площади в соответствии с требованиями п.п. 1-3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Определением суда от 26 февраля 2013 года департаменту социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определениями суда от 28 ноября 2011 года и 26 февраля 2014 года Смирнову Н.В. отказано в пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

07 марта 2021 года представитель Смирнова Н.В. адвокат Шлячков М.В. направил заявление об изменении порядка и способа исполнения названного решения суда и с учетом уточнения его требования в окончательном виде просил изменить форму обеспечения Смирнова Н.В. жильем путем предоставления субсидии для его приобретения или строительства в размере 4 367 055 руб.

Требования мотивированы тем, что до настоящего времени решение не исполнено, Смирнов Н.В. не обеспечен бесплатным жильем, возбужденное в отношении Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области исполнительное производство не окончено, общая продолжительность исполнения судебного акта составляет более 8 лет. Изменение порядка и способа решения суда будет способствовать достижению цели исполнения судебного акта.

Определением суда от 27 августа 2021 года постановлено изменить способ исполнения решения суда, взыскав с департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в пользу Смирнова Н.В. стоимость жилого помещения в сумме 1 314 180 руб.

В частной жалобе Смирнов Н.В. просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, удовлетворив его заявление. Повторяя обстоятельства дела, указывает, что суд вышел за пределы заявленных требований, взыскав размер компенсации, который взыскатель не просил. Ссылаясь на положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, полагает, что норматив общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м должен быть умножен на поправочный коэффициент 2,375, в связи с чем по приказу Минстроя России от 07 июня 2021 года N 358/ПР о стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года в размере 55 720 руб. размер субсидии для приобретения или строительства жилья составит требуемые 4 367 055 руб.

В частной жалобе директор департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Журина Е.В. просит определение отменить. Ссылаясь на изменение законодательства, отмечает, что расходные обязательства по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих относятся на федеральный бюджет. Не оспаривая, что средняя рыночная стоимость жилья на 3 квартал 2021 года приказом Минстроя России для Костромской области установлена в размере 36 505 руб., указывает, что норма предоставления жилья военнослужащим составляет 18 кв.м и может быть увеличена лишь в предусмотренных законом случаях, к которым взыскание денежной компенсации взамен жилья не относится. При этом взыскатель просил взыскать субсидию, а субъекты Российской Федерации по переданным им полномочиям самой Российской Федерации могут их осуществлять лишь за счет субвенций из федерального бюджета. Кроме того, департамент является казенным учреждением, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств бюджета Костромской области и на основании бюджетной сметы, которой финансирование обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, не предусмотрено, то есть возложение судом на департамент обязанности выплатить Смирнову Н.В. стоимость жилого помещения взамен полагающегося жилья противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы гражданского дела, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичная норма содержится и в ст. 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 ноября 2017 года № 2664-О, установление в каждом конкретном случае того, может ли быть изменен способ и порядок исполнения решения суда с учетом содержания решения и фактических обстоятельств дела, - исключительная прерогатива суда, вынесшего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий.

Вместе с тем, основания для изменения способа исполнения судебного постановления должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, при этом должен быть обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможное изменение способа исполнения судебного постановления должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.

Тем самым суд при рассмотрении заявлений об изменении способа и порядка исполнения решения в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленном порядке. При этом суду необходимо обеспечить соблюдение двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и баланса интересов сторон.

Изменяя способ или порядок исполнения решения, суд должен иметь в виду, что обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, после вынесения определения не возникнет, и судебный акт будет исполнен.

Из материалов дела следует, что решение суда от 19 августа 2010 года с учетом определения суда от 28 ноября 2011 года, обязывающее департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области передать бесплатно в собственность взыскателя Смирнова Н.В. квартиру в черте города Костромы, размером общей площади в соответствии с требованиями пунктов 1-3 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих, не было исполнено должником в установленные в нем сроки, в том числе в ходе исполнительного производства.

Судом также было установлено, что у департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области на территории г.Костромы отсутствует жилое помещение, которое могло бы быть предоставлено бесплатно в собственность Смирнову Н.В. в соответствии с требованиями пунктов 1-3 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выбранный взыскателем способ обеспечения своих прав в сложившихся обстоятельствах является наиболее целесообразным и отвечающим его законным интересам.

Этот вывод согласуется с разъяснениями, данными в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которым при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Таким образом, оснований не согласиться с выводами суда о необходимости изменения порядка и способа исполнения решения суда судебная коллегия не усматривает.

При определении размера денежного компенсации в виде стоимости соответствующей площади жилого помещения в г. Костроме в общей сумме 1 314 180 рублей суд первой инстанции исходил из того, что решением суда от 19 августа 2010 года с учетом определения от 28 ноября 2011 года по основаниям статьи 15, пунктов 1-3 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих за Смирновым Н.В. признано право на получение в собственность бесплатно жилого помещения площадью 36 кв.м., которую необходимо умножить на величину рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Костромской области за 3 квартал 2021 года, установленную приказом Минстроя России от 7 июня 2021 года № 358/пр, в размере 36 505 рублей.

С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку конкретный способ исполнения решения суда от 19 августа 2010 года, приведенный в обжалуемом определении от 27 августа 2021 года, не основан на нормах материального права и не отвечает требованиям исполнимости судебного акта.

Суд первой инстанции исходил из того, что при разрешении заявления Смирнова Н.В. не подлежат применению действующие редакции норм статей 15, 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и подзаконных нормативных актов Российской Федерации, регламентирующие порядок обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих за счет средств федерального бюджета, и пришел к выводу о том, что единственным способом, позволяющим исполнить решение суда от 19 августа 2010 года с учетом определения суда от 28 ноября 2011 года без изменения по существу содержания этих судебных актов, предусматривающих исполнение обязательства в натуре конкретным должником - департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области путем предоставления квартиры Смирнову Н.В., является взыскание равноценной денежной компенсации в размере рыночной стоимости соответствующей квартиры.

Между тем, как видно из решения суда от 19 августа 2010 года за бывшим военнослужащим Смирновым Н.В. признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета по основаниям статей 15, 15.1 Закона о статусе военнослужащих, то есть на получение дополнительной меры социальной защиты в сфере жилищных отношений, конкретные формы, источник и порядок обеспечения которой устанавливаются федеральным законодателем с учетом финансово-экономических возможностей, имеющихся у государства в конкретный период времени.

Этим судебным решением установлено, что в 1992 году Смирнов Н.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в г. Костроме как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 30 лет.

Удовлетворяя заявление Смирнова Н.В. об изменении порядка и способа исполнения указанного судебного решения, в определении суда от 28 ноября 2011 года суд исходил из того, что исполнение решения суда от 19 августа 2010 года указанным в нем способом путем выдачи государственного жилищного сертификата стало фактически невозможным в связи с изменением нормативно-правового регулирования порядка обеспечения жильем военнослужащих, введенного Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Возлагая на департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязанность по передаче в собственность Смирнова Н.В. бесплатно квартиры в черте г. Костромы, суд исходил из того, что этот орган государственной власти субъекта Российской Федерации является главным распорядителем средств областного бюджета, полученных в форме субвенций из федерального бюджета для обеспечения жильем граждан в Порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в Костромской области, утвержденном постановлением администрации Костромской области от 20 октября 2011 г. № 377-а. При этом в этом судебном определении не была указана конкретная площадь квартиры, право на получение которой признано за Смирновым Н.В., суд ограничился указанием на предоставление квартиры, размеры общей площади которой должны определяться в соответствии с требованиями пунктов 1-3 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

Обстоятельства длительного неисполнения решения суда от 19 августа 2010 года и определения суда от 28 ноября 2011 года, установлены вступившим в законную силу решением Костромского областного суда от 25 ноября 2020 года по делу № 3а-382/2020, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Смирнова Н.В. о взыскании в его пользу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из этого судебного решения следует, что меры, принятые департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, не являлись достаточными и эффективными для исполнения судебных актов в пользу Смирнова Н.В., которому ни разу не было предложено жилое помещение в пределах г. Костромы. Суд также указал на отсутствие объективных данных о том, что взыскатель совершал какие-либо действия, увеличивающие длительность исполнения судебного акта.

Таким образом, при разрешении настоящего заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда от 19 августа 2010 года надлежит исходить из того, что его целью является реализация социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, право на получение которой признано судом за истцом по нормам статей 15, 15.1 Закона о статусе военнослужащих, но не было фактически реализовано по вине государственных органов, и применить именно эти нормы в их редакции, действующей на день рассмотрения судом соответствующего заявления.

Поскольку судом первой инстанции при определении способа и порядка исполнения решения не были учтены и применены приведенные нормы действующего законодательства, определение суда подлежит изменению.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Смирнов В.Н. относится к категории граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей.

Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закона о статусе военнослужащих) обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Поскольку из заявления Смирнова Н.В. об изменении порядка и способа исполнения судебных актов усматривается, что им избрана денежная форма обеспечения его жилым помещением за счет средств федерального бюджета, при разрешении настоящего заявления подлежат применению положения пункта 4 ст.15.1 Закона о статусе военнослужащих.

Пунктом 4 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктом 16 и абзацами первым - третьим пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, для участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 16 названных выше Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Таким образом, для расчета размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой Смирнову Н.В., подлежит применяю норматив общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.

Приведенными выше решением и определениями судов не установлены какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии у Смирнова Н.В. права на дополнительную общую площадь жилого помещения. Согласно ранее выданному заявителю жилищному сертификату (по которому денежные средства не были перечислены в связи с изменением законодательства) норматив общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии был также был определен в размере 33 кв.м (л.д.205 т.1).

Методика определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 303, предполагает в расчете объема субвенций, необходимом для осуществления субъектом Российской Федерации переданных полномочий для расчета размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, применение двух элементов формулы - общую площадь жилого помещения по нормативу и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, исходя из устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения на II квартал года, предшествующего планируемому, и индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации по виду экономической деятельности «Строительство».

Доводы частной жалобы представителя Смирнова Н.В. о наличии у него права на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии), предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, а также о необходимости применения в настоящем деле Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 76, несостоятельны, поскольку он относится к категории лиц, указанных в пункте 2.1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, на которых положения указанных норм не распространяются.

Доводы истца о необходимости применения при определении размера единовременной денежной выплаты повышающих коэффициентов и значения «норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади», несостоятельны, поскольку пунктом 2.1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, а также указанной выше методикой применение каких-либо повышающих коэффициентов при расчете единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе, предусмотренных Правилами расчета субсидии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 76, не предусмотрено. Положениями п. 16 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих определены условия предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения гражданам, а не единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 этой же статьи.

Несмотря на то, что по своей правовой природе и социальному предназначению названные формы обеспечения граждан жильем (предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) схожи, Закон о статусе военнослужащих разграничивает как граждан, которые могут претендовать на обеспечение жильем в названных формах, так и правила определения размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В связи с этим размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, подлежащей взысканию в пользу заявителя, должен быть определен исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Поскольку при изменении оспариваемого определения датой вынесения решения по требованиям об изменения порядка и способа исполнения решения является именно дата вынесения определения судом апелляционной инстанции, то размер единовременной денежной выплаты должен быть определен исходя из средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, установленной на дату вынесения такого определения.

Такая позиция закону не противоречит, согласуется с положениями п. 3 ст. 393 ГК РФ, согласно которым исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения, и которые могут быть применены к спорным отношениям по аналогии закона.

Согласно приложению к приказу Минстроя России от 29 марта 2022 года № 215/пр средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Костромской области на второе полугодие 2021 года установлена в размере 56 402 руб.

Таким образом, размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения составляет 1 861 266 руб. (56 402х33 кв.м).

Разрешая вопрос об определении лица или органа, ответственного за исполнение решения суда, суд апелляционной инстанции исходит из того, что конкретный порядок и способ исполнения решения суда от 19 августа 2010 года должен отвечать требованиям исполнимости судебного акта в условиях действующего нормативно-правового регулирования, устанавливающего конкретные формы, источник и порядок обеспечения такой меры социальной защиты с учетом финансово-экономических возможностей, имеющихся у государства в конкретный период времени.

Так, статьей 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» полномочия по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих (в число которых входит истец), переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы и целях реализации переданных полномочий постановлением администрации Костромской области от 20 октября 2011 года № 377-а был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области.

Согласно пункту 2 данного Порядка его действие распространяется, в том числе на граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Костромской области, по выбору граждан в форме предоставления, в том числе единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно данному Порядку департамент по труду и социальной защите населения Костромской области является главным распорядителем средств областного бюджета, полученных в форме субвенций из федерального бюджета для обеспечения жильем граждан (п.11).

Единовременные выплаты гражданам предоставляются департаментом (п. 31 в ред. постановления администрации Костромской области от 18.04.2022 № 187-а).

Департамент предоставляет единовременные выплаты гражданам путем перечисления средств с лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя средств областного бюджета, открытого департаменту в управлении казначейства департамента финансов Костромской области, на счета, открытые гражданам в кредитных организациях (п.36).

Как вытекает из предписаний пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ, финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций.

С учетом этого суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возложении обязанности по выплате единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на департамент социальной защиты населения за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Костромской области для обеспечения жильем граждан.

Доводы частной жалобы представителя департамента по труду и социальной защите об отсутствии либо недостаточности бюджетного финансирования уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, не могут влиять на реализацию прав этих граждан, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств отсутствие финансирования.

Доводы частных жалоб о необходимости возложения обязанности по выплате денежной компенсации на Министерство финансов Российской Федерации, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации граждане не являются субъектами бюджетных отношений, соответственно, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, а также размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Определение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 августа 2021 года изменить.

Резолютивную часть решения изложить в новой редакции следующего содержания:

«Изменить способ и порядок исполнения решения Свердловского районного суда г. Костромы от 19 августа 2010 года.

Взыскать в пользу Смирнова Николая Владимировича единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 861 266 руб. с департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Костромской области для обеспечения жильем граждан.

Определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий: