ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1032/13 от 16.04.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Коурова В.Е. Дело № 33 – 1032/2013

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.

судей Богдановой О.Н., Пшеничникова Д.В.

при секретаре Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 16 апреля 2013 года гражданское дело по заявлению Фоминых , Уфимцева , Будалиной  о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления граждан о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, о возложении обязанности на Правительство Курганской области рассмотреть заявление граждан о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

по апелляционной жалобе Фоминых , Уфимцева , Будалиной  на решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 января 2013 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Фоминых , Уфимцева , Будалиной  о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления граждан от  о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, о возложении обязанности на Правительство Курганской области рассмотреть заявление граждан о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования в соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от  № 191-ФЗ отказать.».

Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Фоминых Е.П. по доверенности Мальгиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Герштанской А.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Фоминых Е.П., Уфимцев С.А., Будалина Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа исполнительного органа субъекта Российской Федерации – Правительства Курганской области в рассмотрении заявления Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалиной Е.В. о включении земельных участков с кадастровыми номерами , площадью  кв.м, и , площадью  кв.м, в границу населенного пункта села  и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на жилое строительство в рамках статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», возложении обязанности на Правительство Курганской области принять решение о включении земельных участков с кадастровыми номерами , площадью  кв.м, и , площадью  кв.м, в границу населенного пункта села  и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на жилищное строительство по правилам, действующим на момент подачи заявления () согласно статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Впоследствии Фоминых Е.П., Уфимцев С.А., Будалина Е.В. заявленные требования изменили, просили признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению их заявления о включении земельных участков с кадастровым номером , площадью  кв.м, и , площадью  кв.м, в границу населенного пункта села  и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на жилищное строительство от , обязать Правительство Курганской области рассмотреть заявление о включении земельных участков с кадастровым номером , площадью  кв.м, и , площадью  кв.м, в границу населенного пункта села  и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на жилищное строительство в соответствии с нормами статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В обоснование заявления указали, что в соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до  физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.  заявители – собственники двух земельных участков, прилегающих к селу , на основании вышеуказанной нормы права обратились с заявлением к главе муниципального образования Ключевского сельского совета о включении двух земельных участков в границы населенного пункта  для жилищного строительства. Глава муниципального образования в соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» своевременно направил поступившее заявление в исполнительный орган субъекта Российской Федерации – Правительство Курганской области. Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области  отказал заявителям в рассмотрении заявления, сообщив о необходимости разработать документы по планировке территории, заявленной к включению в границы населенного пункта, а именно проект застройки и проект межевания данной территории. Полагали, что государственным органом нарушены требования частей 4, 18-21 статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Указали, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области неправомерно рассмотрел вопрос о включении земельных участков в границы населенного пункта, поскольку рассмотрение указанного вопроса отнесено к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Курганской области. В связи с чем просили признать действия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления незаконными и поскольку заявление компетентным органом осталось нерассмотренным, просили обязать Правительство Курганской области рассмотреть его в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В судебное заседание заявители Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалина Е.В. не явились, извещены судом надлежащим образом.

Представитель заявителя Фоминых Е.П. по доверенности Мальгина М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что заявление является необоснованным, поскольку заявителями не представлены доказательства, подтверждающие обращение в Правительство Курганской области, как и не представлены документы, свидетельствующие об отказе со стороны Правительства Курганской области в рассмотрении указанного обращения. Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4.1 Федеральным законом от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», но не позднее . Документы, в установленном порядке для принятия решения в Правительство Курганской области не поступали, соответственно не имеет место нарушение законных прав и интересов заявителей со стороны Правительства Курганской области. Кроме того, полагали, что после  возложение на Правительство Курганской области обязанности рассмотреть заявление о включении земельных участков в границы населенного пункта в порядке, установленном 4.1 Федеральным законом от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», противоречит требованиям закона.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях заявление считал необоснованным, просил в его удовлетворении отказать. Указал, что  в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области поступило письмо главы Администрации Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области с приложением документов о включении в границы поселка  двух земельных участков с кадастровыми номерами 45:20:032501:36 и 45:20:032501:37, принадлежащих на праве собственности заявителям. Проект распоряжения Правительства Курганской области «О включении земельных участков в границы населенного пункта села » был подготовлен и направлен для согласования в иные органы исполнительной власти. В ходе согласования проект распоряжения был отклонен Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. Причиной отказа в согласовании послужило то, что ранее глава Ключевского сельского совета обращался в Правительство Курганской области по вопросу включения в границы населенных пунктов села Прогресс и села  из земель сельскохозяйственного назначения иных земельных участков для жилищного строительства. В положительном решении данного вопроса было отказано в связи с тем, что по информации, представленной Администрацией Шадринского района Курганской области, при разработке схемы территориального планирования данные участки не учитывались как перспективные для включения в границы населенных пунктов Прогресс и Ключи, так как на территории этих населенных пунктов уже имеются сформированные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. В связи с этим, документы с проектом распоряжения не передавались для рассмотрения в Правительство Курганской области и по результатам рассмотрения вопроса Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области был направлен ответ в адрес главы Ключевского сельского совета о том, что заявление о включении земельных участков в границы населенного пункта села Прогресс снимается с рассмотрения.  в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по факсимильной связи поступило обращение граждан Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалиной Е.В. с просьбой повторно вынести на согласование проект распоряжения о включении в границы населенного пункта указанных земельных участков. Однако, поскольку заявителями не была соблюдена процедура обращения с таким заявлением, установленная статьей 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», заявителям был дан ответ , в котором Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области не отказал заявителям в рассмотрении их заявления о включении земельных участков в границы населенного пункта, а лишь указал на то, что Департамент вернется к рассмотрению данного вопроса при наличии документов по планировке территории в связи с большой площадью земельных участков. Полагал, что заявители не лишены права вновь обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении земельных участков в границы населенного пункта с предоставлением всех необходимых документов в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области по доверенности Тонитских Н.И. в судебном заседании оставила разрешение заявления на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации Шадринского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фоминых Е.П., Уфимцев С.А., Будалина Е.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагают, что решением суда ограничено право собственников земельных участков на совершение законных действий со своим имуществом, предусмотренное статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считают, что суд необоснованно отказал заявителям в удовлетворении заявления по причине несоблюдения порядка, установленного статьей 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», поскольку все указанные в законе действия были заявителями совершены с представлением полного пакета документов главе Ключевского сельского совета . Истребование у граждан иных документов законом не допускается. В судебном решении нормативно необоснованно, почему письмо  от  главы Ключевского сельского совета не является заключением и каким требованиям закона не соответствует данное письмо. Не дана оценка письмам заинтересованного лица от  и  на соответствие их нормам пунктов 19, 20 статьи 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Полагают, что в соответствии с действующим законодательством Курганской области заявление о включении двух земельных участков в границы села  подлежало рассмотрению Правительством Курганской области, поэтому Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области не имел полномочий на рассмотрение указанного вопроса. Указывают, что в решении суда интересы исполнительных органов власти поставлены выше, чем конституционные права граждан, поскольку в судебном акте дана оценка действиям граждан, а не действиям исполнительных органов власти, что противоречит нормам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Фоминых Е.П. по доверенности Мальгина М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Герштанская А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Заявители Уфимцев С.А., Будалина Е.В., представители заинтересованных лиц Правительства Курганской области, Администрации Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области, Администрации Шадринского района Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда в части отказа Фоминых Е.П., Уфимцеву С.А., Будалиной Е.В. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления граждан о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Фоминых Е.П., Уфимцеву С.А., Будалиной Е.В. на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому принадлежат земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером , площадью  кв.м, и кадастровым номером  площадью  кв.м, расположенные по адресу:

 собственники земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» обратились к главе Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области с заявлением от  о включении указанных земельных участков в границы населенного пункта села  с изменением категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием для жилищного строительства, приложив необходимый пакет документов.

 полученные от Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалиной Е.В. документы с выражением в письменной форме мнения Администрации Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области о целесообразности такого перевода направлены в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.

Указанные документы приняты к рассмотрению Департаментом имущественных и земельный отношений Курганской области, подготовлен проект распоряжения Правительства Курганской области «О включении земельных участков в границы населенного пункта села », который направлен на согласование.

В ходе согласования проект был отклонен Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области по тому основанию, что ранее глава Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области обращался в Правительство Курганской области по вопросу включения в границы населенных пунктов села  и села  из земель сельскохозяйственного назначения иных земельных участков для жилищного строительства. В положительном решении данного вопроса было отказано в связи с тем, что по информации, представленной Администрацией Шадринского района Курганской области, при разработке схемы территориального планирования данные участки не учитывались как перспективные для включения в границы населенных пунктов Прогресс и Ключи, так как на территории этих населенных пунктов уже имеются сформированные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.

После этого, документы с проектом распоряжения Правительства Курганской области Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области не были переданы для рассмотрения в Правительство Курганской области, а были возвращены Департаментом имущественных и земельный отношений Курганской области главе Ключевского сельского совета Шадринского района Курганской области, с указанием в сопроводительном письме от  о том, что ходатайство о включении земельных участков, принадлежащих заявителям по делу, в границы населенного пункта села  рассмотрено, подготовлен соответствующий проект распоряжения Правительства Курганской области, который был отклонен Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, указаны мотивы отклонения проекта, а также сообщено, что заявление снято с дальнейшего рассмотрения.

 Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалина Е.В. посредством факсимильной связи направили повторное заявление непосредственно в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, в котором настаивали на удовлетворении заявления о включении земельных участков в границы населенного пункта.

Данное обращение рассмотрено Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и  заявителям дан письменный ответ о том, что решение данного вопроса возможно при разработке проекта Генерального плана населенного пункта путем учета всей территории населенного пункта и территории, необходимой для дальнейшего развития населенного пункта (осуществление рекреационной деятельности, жилищное строительство, строительство объектов муниципального значения, обеспечение данных объектов инфраструктурой и т.п.) и установлении границы населенного пункта, поэтому заявителям было рекомендовано обратиться в Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области с заявлением о рассмотрении возможности включения земельных участков при разработке проекта Генерального плана населенного пункта, а в случае, если орган местного самоуправления не планирует проводить работу по подготовке и согласованию Генерального плана населенного пункта села Прогресс, заявители должны разработать документы по планировке территории, заявленной к включению в границы населенного пункта (проект застройки и проект межевания территории), после чего Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области вернется к дальнейшему рассмотрению указанного вопроса.

Фоминых Е.П., Уфимцев С.А., Будалина Е.В. просили в судебном порядке признать действия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления о включении земельных участков в границы населенного пункта с изменением категории земель и вида разрешенного использования незаконными, в связи с отсутствием у данного органа соответствующих полномочий.

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно частям 1, 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отказывая Фоминых Е.П., Уфимцеву С.А., Будалиной Е.В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителями не представлено доказательств соблюдения порядка обращения с заявлением о включении земельных участков в границы населенного пункта с изменением категории земель и вида разрешенного использования, установленного статьей 4.1 Федерального закона от  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», поэтому права заявителей Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области не нарушены.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 30 декабря 2004 года, предусматривает порядок подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов), включающих установление границ поселений и населенных пунктов, а также порядок внесения изменений в указанные документы.

При этом, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 290-ФЗ) в статье 4.1 предусмотрел, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 1 статьи 4.1).

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2 статьи 4.1).

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается (часть 4 статьи 4.1).

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; 2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования (часть 5 статьи 4.1).

Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (часть 13 статьи 4.1).

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что заявителями Фоминых Е.П., Уфимцевым С.А., Будалиной Е.В. соблюден предусмотренный законом порядок обращения с заявлением о включении земельных участков в границы населенного пункта с изменением категории земель и вида разрешенного использования, поскольку указанное заявление с приложением требуемых документов принято главой органа местного самоуправления и с заключением о целесообразности такого перевода, выраженного в письменной форме путем составления ходатайства, направлено для рассмотрения в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании части 18 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 290-ФЗ) исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа (часть 21 статьи 4.1).

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд (часть 22 статьи 4.1).

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4.1).

Пунктом 13 статьи 2 Закона Курганской области от 29 декабря 2011 года № 98 «Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области» принятие решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов Курганской области или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов Курганской области и об установлении или об изменении в связи с этим видов разрешенного использования земельных участков либо об отказе в принятии таких решений в случаях, предусмотренных действующим законодательством, отнесено к полномочиям Правительства Курганской области в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками.

Согласно пунктам 28, 30 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области, утвержденном Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 июля 1997 года № 315, (в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2012 года № 464), указанный орган осуществляет прием и регистрацию заявлений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, выдачу решений Правительства Курганской области по находящимся в компетенции Правительства Курганской области вопросам распоряжения земельными участками, в том числе по вопросам включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты правовых актов Курганской области в соответствии с направлениями деятельности Департамента, в том числе о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Указанное выше Положение в действующей редакции (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2012 года № 464) относит к полномочиям Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области разработку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Курганской области и Правительства Курганской области проектов правовых актов Курганской области по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в том числе проектов правовых актов Правительства Курганской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов Курганской области или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов Курганской области, а также о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.

Таким образом, рассмотрение вопроса о включении земельных участков, принадлежащих на праве собственности Фоминых Е.П., Уфимцеву С.А., Будалиной Е.В., в границы населенного пункта села  с изменением категории земель и вида разрешенного использования, не отнесено к полномочиям Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, которому в соответствии с законодательством надлежало  осуществить прием и регистрацию заявления, а также после проведения необходимых согласований разработать проект правового акта о включении земельных участков в границы населенного пункта или об отказе в принятии такого решения и передать подготовленные документы на рассмотрение компетентного органа – Правительства Курганской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области не оспаривала, что принятие решения о включении земельного участка в границы населенного пункта не относится к компетенции указанного государственного органа, пояснить причину, по которой документы не были переданы для рассмотрения в Правительство Курганской области, затруднилась.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что действия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления о включении земельных участков, находящихся в собственности заявителей, в границы населенного пункта с изменением категории земель и вида разрешенного использования, которым документы для рассмотрения в Правительство Курганской области не передавались, а заявителям был направлен ответ по результатам рассмотрения заявления от своего имени, не соответствуют требованиям закона.

В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.

Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованным решение суда первой инстанции в части отказа заявителям в удовлетворении требования о возложении на Правительство Курганской области обязанности рассмотреть заявление Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалиной Е.В. о включении земельных участков в границы населенного пункта с изменением категории земель и вида разрешенного использования в соответствии с положениями статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Судом правильно указано, что заявление Фоминых Е.П., Уфимцева С.А., Будалиной Е.В. с пакетом необходимых документов на рассмотрение в Правительство Курганской области не поступало, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителей со стороны данного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» рассмотрение вопросов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов относилось к полномочиям Правительства Курганской области до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года.

В силу части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав заявление обоснованным, суд должен принять решение о возложении на соответствующий орган обязанности устранить допущенное нарушение.

Поскольку возложение на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обязанности передать документы для рассмотрения в Правительство Курганской области по вопросу включения земельных участков заявителей в границы населенного пункта также не соответствует части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», судебная коллегия не усматривает правовых оснований для возложения указанной обязанности.

Вместе с тем, Фоминых Е.П., Уфимцев С.А., Будалина Е.В. не лишены возможности обратиться за разрешением указанного вопроса в уполномоченный орган в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 января 2013 года отменить в части отказа Фоминых , Уфимцеву , Будалиной  в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления граждан о включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования.

Признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по рассмотрению заявления граждан Фоминых , Уфимцева , Будалиной  о включении земельного участка с кадастровым номером , площадью  кв.м, и земельного участка с кадастровым номером , площадью  кв.м, в границу населенного пункта села  и об изменении вида разрешенного использования земельных участков на жилищное строительство.

В остальной части решение Шадринского районного суда Курганской области от 25 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоминых , Уфимцева , Будалиной  – без удовлетворения.

Судья – председательствующий: С.В. Тимофеева

Судьи: О.Н. Богданова

Д.В. Пшеничников

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru