Судья Риттер Н.Н. Дело № 33-10428
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 ноября 2015 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей Игошевой О.И., Наконечной Е.В.,
при секретаре Труновой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора
Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 9 с. Кипарисово Надеждинского района», администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности по апелляционным жалобам ответчиков на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
На МБОУ «СОШ № 9 с. Кипарисово Надеждинского района», расположенное по адресу: <адрес>, возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность профинансировать мероприятие по оборудованию здания МБОУ «СОШ № 9 с. Кипарисово Надеждинского района» устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Заслушав доклад судьи Игошевой О.И., выслушав пояснения прокурора Бобылевой О.А., поддержавшего иск, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с настоящим иском указав, что прокурорской проверкой установлено, что в МБОУ «СОШ № 9 с. Кипарисово Надеждинского района» отсутствует устройство молниезащиты здания. Это не соответствует исполнению законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение общедоступности, обязательности, бесплатности и безопасности общего образования детей. В связи с чем просил суд обязать МБОУ «СОШ № 9 с. Кипарисово, расположенное по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты; возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность профинансировать данное мероприятие.
В судебном заседании иск был поддержан.
Представитель МБОУ «СОШ № 9 против иска возражал, ссылаясь на то, что обязанность по установке молниезащиты не является обязательной в отношении зданий общеобразовательных учреждений, возведённых до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района
иск не признал, ссылался на то, что требование по установке молниезащиты не является обязательным. Требования "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" не могут быть применены к МБОУ «СОШ № 9», поскольку здание введено в эксплуатацию до принятия регламента.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска, с чем не согласились МБОУ «СОШ № 9 и администрация Надеждинского муниципального района, их представителями поданы апелляционные жалобы об отмене решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Факт отсутствия устройства молниезащиты, позволяющего обеспечить
безопасность общего образования детей, судом достоверно установлен и ответчиками не оспаривался.
Разрешая иск, суд руководствовался положениями ст. ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. ст. 20, 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 9, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, п. 66 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения".
Судебная коллегия полагает, что материальный закон применен судом правильно.
Удовлетворяя иск, суд учитывал, что отсутствие в образовательном учреждении устройства молниезащиты снижает уровень общедоступности и безопасности общего образования детей, что отрицательно сказывается на защищенности детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Не обеспечение пожарной безопасности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб их имуществу.
Распределяя обязанности ответчиков по устранению нарушений закона, суд первой инстанции правильно исходил из положений правовых актов в сфере противопожарной охраны, которыми на органы местного самоуправления возложены обязанности в данной сфере правоотношений.
Орган местного самоуправления обязан финансировать мероприятия по оборудованию устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что спор разрешен судом правильно.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии в законодательстве обязательного требования по установке устройств молниезащиты во всех общеобразовательных учреждениях судебная коллегия считает необоснованными.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу ст. 20 указанного Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 Федерального закона № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.
Во исполнение названного положения Правительством Российской было издано распоряжение от 21 июня 2010 года № 1047-р об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно п. 91 указанного распоряжения обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.13, 3.15 - 3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22 - 3.25), 4, 5 (пункты 5.1 - 5.19, 5.30 - 5.32, 5.34 - 5.40), 7 - 9.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д.) (п. 1.1.2).
При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий школы, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
В апелляционных жалобах представители ответчика ссылается на то, что здание школы введено в эксплуатацию в ... году, в связи с чем требования технических регламентов, введенные в действие позже указанной даты, не могут применяться к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия полагает данный довод жалобы несостоятельным, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности зданий на дату ввода в эксплуатацию здания школы также предусматривали устройство молниезащиты зданий и сооружений.
Так, постановлением Госстроя СССР от 22 июня 1977 года утверждена Инструкция по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, СН 305-77.
Требования указанной инструкции должны были выполняться при проектировании и устройстве молниезащиты новых, реконструируемых и расширяемых зданий и сооружений. Таким образом, при строительстве и проектировании здания школы подлежали установке молниезащитные устройства в соответствии с действующим в тот период времени законодательством.
Решение суда законно и обоснованно.
Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБОУ «СОШ № 9 с. Кипарисово Надеждинского района» и администрации Надеждинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи