Судья Турлюк А.Б. Дело № 33-1065
Докладчик Раужин Е.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Бугровой Н.М.,
судей: Ларченко Н.М., Раужина Е.Н.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа – ФИО1, на решение Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года
по заявлению Прокурора г. Ленинска - Кузнецкого в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа о признании бездействие администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и об обязывании администрации Ленинск - Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и об обязывании администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ленинск-Кузнецка в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области, планом работы прокуратуры города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проведения проверки установлено, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не исполняются обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Во исполнение требований Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» постановлением администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 19 мая 2010 года № 640 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4 вышеуказанного порядка по результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта составляется экспертное заключение.
В ходе проверки установлено, что в администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа при проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза в соответствии с ст.2, ч.ч.1,4 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не проводится, экспертные заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы не составляются.
Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционой экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов исполнительным органом местного самоуправления администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов является обязанностью, а не правом органов, принимающих нормативные правовые акты.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных правовых актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека и гражданина.
В связи с бездействием администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.
Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого просит признать бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным; обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году; в соответствии со ст. 204 ГПК РФ установить определенный срок исполнения решения суда.
Помощник прокурора <адрес>-ФИО6 в судебном заседании уточнила требования, просит признать бездействие администрации Ленинск-Кузнецко городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционно: экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году, и установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), в судебном заседании не признала требования в полном объеме.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения.
Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – ФИО1 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), просит решение суда отменить, просит решение суда отменить, как необоснованное, принятое с нарушением материальных норм, не основанное на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Кассатор указывает, что в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, утвержденным постановлением администрации Ленинск – Кузнецкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится юридическим отделом администрации при согласовании проекта правового акта, а антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по поручению главы города либо комиссии по урегулированию конфликта интересов
По результатам проведения экспертизы правового акта, проекта правового акта в случае выявления в них коррупциогенных факторов составляется заключение. В случае же, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта коррупциогенных факторов не выявлено, экспертное заключение не составляется.
Начальником юридического отдела правовая экспертиза проектов правовых актов администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа и Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов проводится постоянно в соответствии с Положением о юридическом отделе администрации, утвержденным распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 171-к проводится постоянно, при этом в процессе рассмотрения дела, данные факты судом под сомнения не ставились.
Поскольку при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа и Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов коррупциогенных факторов выявлено не было, заключения не составлялись.
Поручений от главы города и комиссии на проведение антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов не поступало, что также судом в процессе рассмотрения дела под сомнение не ставилось.
Таким образом, полагает кассатор, вывод суда о том, что администрацией Ленинск - Кузнецкого городского округа заключение по результатам антикоррупционной экспертизы не составляется, как не проводится сама антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов, а также о том, что согласно п.3.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы экспертное заключение составляется в любом случае, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам, установленным федеральным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления Ленинск – Кузнецкого городского округа.
Вывод суда о не проведении экспертизы администрацией Ленинск -Кузнецкого городского округа не основан на установленных нормах и правилах.
Кроме того, по мнению кассатора, судом также не учтено, что в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, в том числе и органов местного самоуправления.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В администрацию Ленинск – Кузнецкого городского округа требований об изменении или отмене принятых нормативных правовых актов не поступало, значит, все нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа, в том числе и с начала 2011 года, не содержат коррупциогенных факторов, а значит нарушения прав, свобод и законных интересов граждан администрацией Ленинск – Кузнецкого городского округа не допущено.
На кассационную жалобу помощником прокурора г. Ленинск-Кузнецкого - Клеймером Л.Н. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Маслакову О.Г., просившую решение суда оставить без изменения, представителя Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – ФИО1 действующую на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшую доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции действующей до 01 января 2012 года), судебная коллегия находит необходимым возвратить дело в суд, вынесший решение.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ, решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.
Из протокола судебного заседания от 25 ноября 2011 года (л.д. – 19-20 обр.), усматривается, что в судебном заседании была оглашена резолютивная часть решения суда.
Однако, резолютивная часть решения от указанной даты в материалах дела отсутствует.
Указанные обстоятельства препятствуют рассмотрению дела судом кассационной инстанции, поскольку резолютивная часть решения суда является процессуальным документом, который содержит решение суда по заявленным требованиям, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым возвратить дело в суд для проведения служебной проверки с целью приобщения к материалам дела подлинника резолютивной части решения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, п.1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года), судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Возвратить дело в Ленинск - Кузнецкий городской суд Кемеровской области для проведения служебной проверки и выполнения требований ст. 199 ГПК РФ.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Е.Н. Раужин
Н.М. Ларченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>