Судья Быкова О.А. Дело № 33-1072
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего Плехановой Н.А.,
судей Петуховой М.Ю., Гольман С.В.,
при секретаре Рыльцеве С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гольман С.В.
дело по апелляционному представлению прокурора Заволжского района Ивановской области
на решение Заволжского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Заволжский муниципальный район, к администрации Заволжского муниципального района в лице Главы Заволжского муниципального района о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор в связи с утратой доверия,
у с т а н о в и л а :
Прокурор Заволжского района Ивановской области, действующий в интересах Российской Федерации, муниципального образования Заволжский муниципальный район, обратился в суд с иском к администрации Заволжского муниципального района в лице Главы Заволжского муниципального района о признании незаконным и отмене распоряжения Главы Заволжского муниципального района Ивановской области «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО8» от 16 декабря 2016 года № 568-р и возложении на Главу Заволжского муниципального района обязанности расторгнуть заключённый 15 февраля 2016 года с ФИО8 трудовой договор (контракт) с муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области в связи с утратой доверия в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в результате проведённой прокуратурой Заволжского района Ивановской области проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции в части соблюдения ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, предотвращения конфликта интересов в связи с распространённой в средствах массовой информации выявлено, что ФИО8 при поступлении на должность заместителя Главы администрации района – начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района 15 февраля 2016 года и в последующем в справах о доходах от 31 марта 2016 года предоставил заведомом недостоверные, неполные сведения о доходах, имуществе и участии в управлении хозяйствующими субъектами в отношении себя и членов своей семьи, а также не принял мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, что является основанием для увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия. В целях устранения нарушения требований законодательства 7 ноября 2016 года вынесено представление в адрес Главы Заволжского муниципального района ФИО1, распоряжением которого от 16 декабря 2016 года № 568-р ФИО8 объявлено замечание, при этом должных мер по противодействию коррупции не принято. Наложенное взыскание несоразмерно совершённому ФИО8 нарушению закона, императивно влекущему увольнение с муниципальной службы. По мнению истца, требования федерального законодательства о противодействии коррупции со стороны Главы Заволжского муниципального района не исполнены; возникший в действиях заместителя Главы администрации района – начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района ФИО8 конфликт интересов препятствует реализации целей, регламентированных уставом муниципального образования; предоставление коммунальных услуг входит в сферу контроля муниципального служащего ФИО8, деятельность которого сопряжена с коррупционными рисками и возникшим конфликтом интересов, что непосредственно влияет на качество и своевременность предоставления коммунальных услуг населению Заволжского района.
Решением Заволжского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2017 года постановлено: в удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района Ивановской области к администрации Заволжского муниципального района в лице Главы Заволжского муниципального района о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор в связи с утратой доверия отказать в полном объёме.
С данным решением не согласен истец. В апелляционном представлении прокурор просит отменить означенное решение суда полностью, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие третьего лица ФИО8, который о времени и месте слушания дела извещён в соответствии с требованиями главы 10 ГПК РФ, об отложении судебного заседания не просил, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, направив в суд апелляционной инстанции представителя по доверенности ФИО9
Заслушав объяснения апеллянта-прокурора Хохловой А.П. и ФИО10, поддержавших апелляционное представление, представителя ответчика по доверенности ФИО11, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО8 по доверенности ФИО9, возражавших против удовлетворения апелляционного представления и полагавших обжалуемое решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления истца и возражений ответчика и третьего лица на него, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение Заволжского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2017 года подлежащим отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из незначительности нарушений, допущенных ФИО8 при предоставлении сведений о доходах при принятии на должность заместителя Главы администрации – начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района и в ходе декларационной кампании, отсутствия конфликта интересов, истечения шестимесячного срока привлечения к дисциплинарной ответственности и наличия у работодателя исключительной компетенции по определению налагаемого на работника вида дисциплинарного взыскания.
Вместе с тем выводы суда противоречат материалам дела и основаны на неправильном применении норм права.
Из материалов дела следует, что 15 февраля 2016 года между администрацией Заволжского муниципального района в лице Главы Заволжского муниципального района ФИО1 и ФИО8 заключён Трудовой договор (контракт) с муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области и вынесено распоряжение Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области в лице Главы Заволжского муниципального района «О назначении на должность ФИО8» за № 32-к, в соответствии с которыми ФИО8 назначен с 15 февраля 2016 года на должность заместителя Главы администрации – начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района, относящейся к высшим должностям муниципальной службы, при назначении на которые и при замещении которых ФИО8, обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, согласно Перечню должностей муниципальной службы администрации Заволжского муниципального района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утверждённому Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 17 марта 2015 года № 169-п, пунктами 1.2 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»), частями 1, 1.1 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (далее – Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Названная должность включена в Перечень должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, утверждённый Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 13 мая 2011 года № 410.
При этом, по смыслу приведённых положений нормативных правовых актов, с учётом разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации в пункте 13 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчётный 2015 год), муниципальный служащий не представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если назначен на должность, включённую в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчётного года, в связи с чем обязанность по предоставлению указанных сведений за период декларационной компании за отчётный 2015 год на ФИО8, не занимавшего должности, в связи с замещением которых был обязан представить сведения о доходах, в 2015 году, не может быть возложена.
С учётом выше означенных норм права доводы ответчика о том, что при поступлении ФИО8 на службу отсутствовал и по настоящее время отсутствует перечень должностей муниципальной службы администрации Заволжского муниципального района, не влияют на обязанность ФИО8 по предоставлению необходимых сведений при поступлении на муниципальную службу, а равно по соблюдению запретов и ограничений, установленных относительно муниципальных служащих.
Кроме того, действительно, как указал ответчик, Реестр должностей муниципальной службы Заволжского муниципального района Ивановской области, утверждённый Решением Совета Заволжского муниципального района от 24 декабря 2015 года № 55, в который была включена должность «заместитель Главы администрации», на момент трудоустройства ФИО8 и по настоящее время является недействующим актом по причине отмены Решения Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 55 Решением Совета Заволжского муниципального района от 4 февраля 2016 года № 3. Соответственно Решение Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 552 отменено и в части пункта 2, которым было постановлено об отмене Решения Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 28 октября 2015 года № 34, утвердившего Реестр должностей муниципальной службы в Заволжском муниципальном районе Ивановской области, предусматривавший должность «заместитель Главы администрации» в группе высших должностей, а потому Решение Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 28 октября 2015 года № 34 является действующим и подлежит распространению на правоотношения, связанные с предоставлением ФИО8 сведений о доходах при поступлении на данную должность и её замещении.
Как на муниципального служащего на ФИО8 в силу пункта 1 части 3 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» также возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Правилами служебного поведения муниципальных служащих, утверждёнными решением Заволжского районного Совета от 14 октября 2009 года № 47, на муниципальных служащих возложена обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, воздержанию от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих должностных обязанностей, избежанию конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления, исключению действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункты 7-10). В соответствии с пунктами 15, 16 Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Заволжского муниципального района, утверждённого Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 23 июня 2016 года № 172-п и действующих с 23 июня 2016 года, муниципальные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, при назначении на должность муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей - обязаны заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, а также обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», непредставление либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу является основанием для отказа в приёме указанного гражданина на муниципальную службу. Согласно части 9 данной статьи, невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с муниципальной службы.
Пунктом 9 части 1 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 этого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно частям 1, 2 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьёй 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»; муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В силу части 4 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 данного Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Пунктом 3 Положения о порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утверждённого Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 23 июля 2014 года № 551-п, также предусмотрено, что муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в том числе в случаях непринятия муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и непредставления муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Согласно пункту 4 данного Положения, за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, неисполнение иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьёй 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Такое правовое регулирование направлено на повышение эффективности противодействия коррупции, основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентировано на обеспечение безопасности государства. Возможность увольнения муниципальных служащих за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Из материалов дела следует, что ФИО8 при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи при поступлении на муниципальную службу в справках от 15 февраля 2016 года: не отразил сведения о принадлежности ФИО8 на праве собственности … доли в праве собственности на квартиру, площадью … квадратных метра, расположенную по адресу: «данные изъяты», - дата государственной регистрации права – … 2011 года (аналогично в справке от 31 марта 2016 года); недостоверно отразил сведения о доходах ФИО8 за 2015 год, указав сумму дохода 228000 рублей вместо 257347 рублей 60 копеек, о доходах супруги ФИО2 за 2015 года, указав 67200 рублей вместо 71580 рублей, по данным справок о доходах физического лица за 2015 года от 14 февраля 2016 года № 5, № 6, от 28 марта 2016 года № 16, № 19 (аналогично в справках от 31 марта 2016 года); не указал о том, что ФИО8 является учредителем ООО «…» (ОГРН …) (аналогично в справке от 31 марта 2016 года); указал недостоверные сведения о передаче в доверительное управление долей в уставном капитале ООО «…» (ОГРН …) и ООО «…» (ОГРН …), единственным учредителем, участником которых являлся и является по настоящее время.
Поскольку на ФИО8 не распространялась обязанность по представлению необходимых сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в период декларационной кампании за 2015 год, то оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности за непредоставление либо неполное, недостоверное представление соответствующих сведений в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в справках от 31 марта 2015 года), вопреки доводам истца, не имеется.
Проанализировав сведения о доходах ФИО8 и его супруги за 2015 года, установив величину ошибки в справках в размере, не превышающей 20 процентов от размера общего дохода в год, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что такое указание само по себе не является значительным проступком, влекущим его увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Данное нарушение связано с ошибочным толкованием ФИО8 суммы дохода относительно необходимости включения сумм налогов на доходы физических лиц. Наличия умысла декларанта на сокрытие таким образом доходов своих и супруги по материалам дела не усматривается.
Отсутствие указания ФИО8 на принадлежность на праве собственности … доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: «данные изъяты», - по мотиву приобретения квартиры на средства материнского капитала, в связи с неиспользованием квартиры и несении бремени расходов по оплате жилого помещения дальней родственницей ФИО8, проживающей в квартире, на который указывает третье лицо, доказательством наличия объективных оснований, уважительности причин непредоставления данных сведений по смыслу статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» не служит.
Неуказание в справке о доходах от 15 февраля 2016 года сведений о срочных обязательствах финансового характера на сумму 500000 рублей и превышающую её (каждого), должником по которым является ФИО8, согласно скриншоту Банка данных исполнительных производств с официального сайта Федеральной службы судебных приставов от 6 февраля 2017 года, также не отвечает выше означенным требованиям закона о полном и достоверном предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460, содержит необходимые пояснения к подлежащим заполнению разделам и графам, исключений относительно возможности неуказания принадлежащего на праве собственности истцу недвижимого имущества и участия в хозяйственных обществах не имеет. Содержание справки изложено в ясных и понятных формулировках, не допускающих двоякого толкования. Положения статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» возлагают на лицо, претендующее на замещение должности муниципальной службы, обязанность по предоставлению полных, достоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и оно принимает на себя ответственность за полноту и достоверность предоставленных им сведений. С учётом этого неознакомление со стороны представителя работодателя при принятии документов для замещения должности муниципальной службы ФИО8 с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчётный 2015 год) об уважительности причин неполного, недостоверного предоставления сведений о принадлежащем ФИО8 недвижимом имуществе, обязательствах имущественного характера и участии в коммерческих организациях не свидетельствует.
Уточнённая справка к поданным от 15 февраля 2016 года ФИО8, как следует из материалов дела, не была представлена. ФИО8 не представил доказательств уважительных причин, по которым им были представлены вышеперечисленные недостоверные и неполные сведения.
Из буквального толкования норм пункта 9 части 1 статьи 13, части 3 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что сам факт предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения на возможность принятия гражданина на муниципальную службу или явиться основанием для отказа в заключении трудового договора.
Ссылка ФИО8 на то, что ООО «…» фактически не осуществляло свою деятельность, при таких обстоятельствах правового значения не имеет.
Кроме того, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), ООО «…» является действующим юридическим лицом, имеется запись о наличии генерального директора. Учредителями (участниками) ООО «…» на момент поступления ФИО8 на муниципальную службу и по настоящее время являются ФИО8 (0,5 доли) и ФИО4 (0,5 доли); руководителем юридического лица – ФИО3. В доверительное управление доли в уставном капитале ООО «…» не передавались, что ФИО8 и ответчиком не отрицалось.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ закреплена презумпция достоверности сведений, изложенных в ЕГРЮЛ, согласно которой при несоответствии указанных в частях 1 и 2 данной статьи сведений государственных реестров (в том числе сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии со статьями 40, 8 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») избрание и назначение на должность единоличного исполнительного органа есть один из способов реализации участниками общества с ограниченной ответственностью права на участие в управлении делами общества, зависит от волеизъявления участников общества, в том числе применительно к ООО «…» - ФИО8, которому принадлежит 0,5 доли в уставном капитале общества. Также, согласно части 1 статьи 42 данного Федерального закона, общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
Вопреки выводам суда, по смыслу приведённых в обжалуемом решении положений статей 32, 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», отсутствие единоличного исполнительного органа не исключает возможность осуществления текущей деятельности общества, не является обязательным условием фактического функционирования общества, а только ограничивает возможность осуществления действий, возложенных законом, уставом на такой исполнительный орган.
Кроме того, согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № … по Ивановской области от 20 ноября 2016 года № …, по сведениям банка, имеется движение по расчётному счёту ООО «…», в связи с чем основания для принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ отсутствуют. Истребование данных сведений прокурором у межрайонной инспекции за пределы полномочий прокурора, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, включая статью 22 его, не выходит, поэтому оснований для признания данного доказательства недопустимым в соответствии со статьёй 60 ГПК РФ, вопреки доводам ответчика, не имеется.
Частью 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактически прекратившим свою деятельность считается и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счёту (недействующее юридическое лицо).
С учётом изложенного судебная коллегия соглашается с доводами представления прокурора о том, что достаточных оснований полагать ООО «…» недействующим юридическим лицом, в частности на 15 февраля 2016 года, не имелось.
По сведениям ЕГРЮЛ, учредителем (участником) ООО «...» и ООО «…» на момент поступления ФИО8 на муниципальную службу и по настоящее время является ФИО8 единолично. 4 марта 2016 года в ЕГРЮЛ внесены на основании договора доверительного управления долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью от 24 февраля 2016 года (заключённого позднее предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера 15 февраля 2016 года) сведения о доверительном управляющем ФИО1 (супруге ФИО8), которая также значилась в реестре в качестве генерального директора ООО «…» с 16 июня 2016 года до 20 марта 2017 года и ООО «…» с 16 июня 2016 года до 7 апреля 2017 года. 26 января 2017 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о доверительном управляющем обоих обществ ФИО5 на основании договора доверительного управления долей в уставном капитале от 26 декабря 2016 года.
Виды деятельности каждого из трёх выше названных обществ, согласно выпискам из ЕГРЮЛ: управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, производство и распределение электроэнергии, производство и распределение газообразного топлива, производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод; деятельность по чистке и уборке прочая, не включённая в другие группировки; организация похорон и представление связанных с ними услуг.
Должностной инструкцией заместителя главы администрации, начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, утверждённой Главой Заволжского муниципального района от 15 февраля 2016 года, на данного муниципального служащего возложены обязанности по обеспечению развития инфраструктуры в пределах полномочий, относящихся к вопросам местного значения муниципального района, включая организацию газоснабжения и электроснабжения, осуществление полномочий администрации муниципального района совместно с другими подразделениями администрации для эффективного функционирования и использования объектов и предприятий инфраструктуры и энергетики, оказание подведомственным предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим свою деятельность на территории Заволжского муниципального района, информационно-консультативные услуги по направлениям деятельности, координации вопросов подготовки поселений и коммунальных предприятий района к работе в осенне-зимний период и другие (пункт 2.4), по организации и контролю в пределах своей компетенции выполнения всеми подведомственными организациями жилищно-коммунального хозяйства района решений Совета Заволжского муниципального района Ивановской области, постановлений и распоряжений администрации муниципального района (пункт 2.5), по контролю исполнения местного бюджета в подведомственном структурном подразделении администрации муниципального образования, муниципальных предприятиях и учреждениях (пункт 2.12). Также пунктом 2.16 данной должностной инструкции предусмотрено, что означенный заместитель главы администрации непосредственно координирует и контролирует работу отраслевых органов муниципального образования: отдела строительства и жилищных вопросов, отдела архитектуры и градостроительства, муниципального предприятия «Заволжское РМПО ЖКХ» и муниципального предприятия «…».
Согласно Структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области» - администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, утверждённой Решение Совета Заволжского муниципального района от 2 декабря 2015 года № 45, отменённой впоследствии Решением Совета Заволжского муниципального района от 20 мая 2016 года № 24, и Структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области» - администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, утверждённой Решение Совета Заволжского муниципального района от 20 мая 2016 года № 24.05.2016 № 24, заместитель главы администрации, начальник Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области курирует муниципальные предприятия «...» и «…».
Как следует из Распределения обязанностей между Главой Заволжского муниципального района Ивановской области и заместителями Главы администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, утверждённого Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 24 февраля 2016 года № 36-п, заместитель главы администрации, начальник Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области ведёт вопросы проведения единой политик в сфере строительства, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, газификации, реализации органами местного самоуправления Заволжского муниципального района и иными организациями проектов и программ по осуществлению жилищно-коммунальной реформы, эффективному функционированию и развитию систем топливо- и газоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (пункт 2.1), курирует Управление строительства, архитектуры и ЖКХ (пункт 3.1), координирует, в частности, деятельность теплоснабжающих организаций (пункт 4.1), организаций в сфере ЖКХ (пункт 4.2), МУП «…» (пункт 4.3).
Истцом в обоснование заявленных требований были представлены и судом первой инстанции оставлены без оценки заключённые между подведомственным ФИО8 в силу занимаемой должности МУП «…» и ООО «…», ООО «…» (оба общества в лице директора ФИО2) договоры:
- договор № … уступки прав требования (цессии) от 12 июля 2016 года между МУП «…» и ООО «…» об уступке муниципальным предприятием права требования дебиторской задолженности с приятием в счёт платы за уступаемое право требования обязательства цессионария произвести частичный зачёт задолженности цедента по другим договорам;
- договор № … уступки прав требования от 12 июля 2016 года между ООО «…» и МУП «…» об уступке обществом права требования дебиторской задолженности с учётом об оплате денежными средствами 700000 рублей;
- договор № … уступки прав требования (цессии) от 27 июля 2016 года между МУП «…» и ООО «…» об уступке муниципальным предприятием права требования дебиторской задолженности с приятием в счёт платы за уступаемое право требования обязательства цессионария произвести частичный зачёт задолженности цедента по другим договорам;
- договор № … уступки прав требования (цессии) от 13 октября 2016 года между МУП «…» и ООО «…» об уступке муниципальным предприятием дебиторской задолженности с приятием в счёт платы за уступаемое право требования обязательства цессионария произвести частичный зачёт задолженности цедента по другим договорам;
- договор № … на аварийное обслуживание объектов водоснабжения в селах Воздвиженье, Гольцовка, Курень, Есиплево, Новлянское Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 1 июля 2016 года, договор № 1-4 на аварийное обслуживание объектов водоснабжения в селах Воздвиженье, Гольцовка, Курень, Есиплево, Новлянское Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 1 августа 2016 года, договор № 1-5 на аварийное обслуживание объектов водоснабжения в селах Воздвиженье, Гольцовка, Курень, Есиплево, Новлянское Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 1 сентября 2016 года, договор № 1-6 на аварийное обслуживание объектов водоснабжения в селах Воздвиженье, Гольцовка, Курень, Есиплево, Новлянское Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 1 октября 2016 года, заключённые между МУП «…» и ООО «…» о принятии последним обязательства по выполнению работ по аварийному облуживанию объектов водоснабжения;
- договор займа № … от 27 апреля 2016 года между ООО «…» и МУП «…», договор займа № … от 4 мая 2016 года между ООО «…» и МУП «…» о передаче обществом МУП «…» денежных средств на условиях займа;
- договор № … на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов в городе Заволжске Ивановской области от 1 июля 2016 года между МУП «…» и ООО «…» об оказании последним услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов;
- договор № … на техническое содержание и обслуживание котельной и тепловых сетей (котельная № 5) от 1 августа 2016 года, договор № … на техническое содержание и обслуживание котельной и тепловых сетей (котельная № 5) от 1 июля 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о выполнении последним работ по техническому содержанию и обслуживанию угольной котельной и тепловых сетей;
- договор № … на предоставление автотранспортной техники от 1 июля 2016 года, договор № … на предоставление автотранспортной техники от 1 июня 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о предоставлении последним муниципальному предприятию автотранспортной техники для грейдирования дорог;
- договору № … использования автотракторной техники от 1 июня 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о предоставлении последним муниципальному предприятию автотранспортной техники;
- договор № … субаренды транспортных средств без экипажа от 17 июня 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о предоставлении муниципальным предприятием обществу транспортных средств за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению с согласия собственника муниципального предприятия «…», в том числе переданных ООО «…» МУП «…» во временное пользование за плату по договору № … использования автотракторной техники от 1 июня 2016 года, а именно: с регистрационными знаками: … (погрузчик), … (грейдер), … (фургон), … (погрузчик), … (автомобиль грузовой бортовой), … (самосвал), … (самосвал), … (самосвал), … (автомобиль санитарный), …автомобиль пескоразбрызгиватель), … (поливомоечная, автоцистерна);
- договор № … возмездного оказания услуг от 1 июня 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о оказании последним услуг про прокладке трубопровода системы водоснабжения;
- договор подряда № … от 14 сентября 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о выполнении последним монтажа водоразборного устройства;
- договор подряда № … от 26 октября 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о выполнении последним замены запорной арматуры на линии теплоснабжения;
- договор № … субаренды нежилого помещения от 1 августа 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о сдаче обществу в аренду 1/2 части нежилого помещения, площадью … квадратных метра, расположенного по адресу местонахождения общества (запись в ЕГРЮЛ от 3 марта 2016 года № …), за 100 рублей ежемесячно с учётом НДС, платы за водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и теплоснабжение;
- договор № … субаренды нежилого помещения от 1 июля 2016 года между МУП «…» и ООО «…» о сдаче обществу в аренду 1/4 части гаража, площадью … квадратных метра, расположенного по адресу местонахождения общества, за 500 рублей ежемесячно с учётом НДС.
Также в материалах дела имеется договор № … возмездного оказания услуг от 7 июня 2016 года между Администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области в лице Главы Заволжского муниципального района ФИО1 и ООО «…» в лице директора ФИО1 о возмездном выполнении работ по грейдированию дороги.
Заключение указанных договоров представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность ФИО8, замещающего должность муниципальной службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, может влиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей как заместителя главы администрации - начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, то есть ФИО8 является стороной конфликта интересов.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
При этом для констатации наличия возможного конфликта интересов не имеют юридического значения кабальность условий договора для муниципального предприятия, необходимость услуг и работ для муниципального предприятия и муниципального образования, является ли муниципальный служащий непосредственной стороной либо представителем стороны договора.
То, что Управление жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области в 2016 году, согласно справке финансового отдела администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 8 ноября 2016 года № …, не является главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета Заволжского муниципального района, не опровергает факта личной заинтересованности ФИО8 при установленных обстоятельствах дела и его компетенции. Отсутствие возможности по распоряжению денежными средствами возглавляемого отдела установленной местными правовыми актами компетенции ФИО8 как муниципального служащего не умаляет.
Частью 2.2 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Отсутствие в законодательстве прямого запрета на передачу в доверительное управление супругу и членам семьи долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью само по себе не свидетельствует о принятии муниципальным служащим либо лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы, должных мер к предупреждению конфликта интересов и соблюдению запретов и ограничений, предусмотренных Федеральными законами «О муниципальной службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции». Муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.
Заключение договоров ФИО1, супругой истца, от имени хозяйственных обществ и передача супруге в доверительное управление долей в уставном капитале ООО «…», ООО «…», отсутствие непосредственного влияния ФИО8 на заключение договоров между хозяйственными обществами, участником которых он является, на процесс заключения договора конфликта интересов со стороны ФИО8 Передача ФИО8 в доверительное управление по договору от 24 февраля 2016 года долей в уставном капитале долей в уставном капитале ООО «…», ООО «…», чья сфера деятельности охватывается вопросами компетенции заместителя главы администрации, начальника Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, по смыслу статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» конфликта интересов не предупреждает.
Утверждение Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Постановлением Администрации Заволжского муниципального района от 21 июля 2016 года № 216-п, постановка на учёт в налоговом органе 10 августа 2016 года Управления жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН …) конфликта интересов при таких обстоятельствах не исключает.
Согласно докладной записке первого заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района ФИО6 на имя Главы Заволжского муниципального района Ивановской области ФИО1 от 5 июля 2016 года, информация о наличии в действиях ФИО8 конфликта интересов в адрес председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Заволжского муниципального района и урегулированию конфликта интересов в связи с поступлением в отдел правового обеспечения на согласование проекта договора о возмездном оказании услуг от 7 июня 2016 года №. .. по выполнению ООО «…» работ по грейдированию участка дороги Никола-Мера поступила от начальника отдела правового обеспечения администрации Заволжского муниципального района ФИО7. При этом, как указано в докладной записке, заместитель главы администрации района, начальник Управления ЖКХ ФИО8 согласовывал проект договора.
С учётом изложенного судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления о том, что предоставленные ФИО8 неполные и недостоверные сведения способствовали сокрытию информации о нарушении запретов, в том числе о наличии в его действиях конфликта интересов. Также судебная коллегия находит не соответствующим материалам дела и противоречащим положениям статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» вывод суда первой инстанции об отсутствии у ФИО8 конфликта интересов, который следовало предотвратить либо устранить.
В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» ФИО8 не приняты должные меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Из материалов дела и объяснений ответчика и третьего лица следует, что ФИО8 в нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктов 3, 4, 5 Порядка уведомления муниципальными служащими администрации Заволжского муниципального района Ивановской области представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утверждённого Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 9 марта 2016 года № 52-п, не уведомил надлежащим образом, письменно работодателя о конфликте интересов и о возможности его возникновения.
Поскольку в силу статей 10,11 Федерального закона «О противодействии коррупции», статей 14.1 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возложена на работника и он несёт ответственность за её неисполнение, уведомление другими лицами о возможном конфликте интересов и рассмотрение этого вопроса на комиссии по урегулированию конфликта по отдельным случаям интересов формального, по смыслу закона, состава правонарушения со стороны служащего не исключают.
Выводы председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, первого заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района ФИО6, изложенные в выше упомянутой докладной записке от 5 июля 2016 года, об отсутствии конфликта интересов и оснований для проведения заседания комиссии, таким образом, исходя из законодательных дефиниций конфликта интересов и личной заинтересованности о законности действий ФИО8, не уведомившего работодателя о возможном конфликте интересов, бесспорно не свидетельствуют.
По результатам проведённой прокурорской проверки Главе Заволжского муниципального района ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции от 7 ноября 2016 года с требованием о рассмотрении вопроса об увольнении ФИО8 в связи с утратой доверия в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в справках от 15 февраля 2016 года и от 31 марта 2016 года, непринятием мер по предотвращению конфликта интересов.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьёй 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Кроме того, Положением о порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утверждённым Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 23 июля 2014 года № 551-п, определяются порядок и сроки применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
В соответствии с данным порядком на основании представления прокурора от 7 ноября 2016 года проведена служебная проверка в отношении ФИО8, в ходе которой у ФИО8 отобраны объяснения и согласно заключению которой правовых оснований для привлечения ФИО8 к дисциплинарной ответственности не имеется. Также указанные сведения рассмотрены на заседании комиссии Администрации Заволжского муниципального района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, согласно протоколу от 6 декабря 2016 года заседания которой, ФИО8 присутствовал на заседании комиссии и давал пояснения; комиссией усмотрены основания для привлечения ФИО8 к дисциплинарной ответственности за предоставление недостоверных, неполных сведений и несоблюдение требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Недостатки проверки работодателем представления прокурора о неполном и недостоверном предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятии мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов со стороны ФИО8, не обусловленные объективными причинами невозможности получения сведений (при возможности получения сведений из открытых источников, от служащего, имеющиеся в администрации и тому подобного), не могли служить основанием для оставления судом первой инстанции без внимания доводов истца, направленных на более подробное раскрытие изложенного в представлении.
Распоряжением, принятым Главой Заволжского муниципального района 16 декабря 2016 года, за № 586-р постановлено: в связи с неисполнением обязанностей, возложенных трудовым договором, повлекшим предоставление недостоверных сведений о доходах, ФИО8, заместителю Главы администрации-начальнику Управления ЖКХ, архитектуры и строительства администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, объявить замечание.
Как следует из материалов дела, объяснений представителя ответчика, ФИО8 привлечён к дисциплинарной ответственности только в связи с предоставлением недостоверных сведений при принятии на службу, в остальной части обстоятельств, изложенных в представлении прокурора, нарушений Главой Заволжского муниципального района не усмотрено.
Вывод суда первой инстанции о том, что применение мер взыскания является исключительным правом нанимателя, не может быть признан правильным, поскольку спорные отношения не допускают усмотрение работодателя при применении мер ответственности. В случае совершения коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение с муниципальной службы, у нанимателя возможность такого произвольного усмотрения отсутствует, а бездействие Главы администрации Заволжского муниципального района как представителя работодателя по непринятию мер к увольнению является незаконным.
Оценив характер действий заявителя, судебная коллегия не усматривает малозначительности выше означенных нарушений по предоставлению заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые по своему характеру, тяжести, с учётом обстоятельств совершения являются достаточным основанием к утрате доверия к муниципальному служащему, его увольнению по основаниям пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии со статьями 14.1, 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьями 8, 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», в связи с чем невозможно ограничиться применением к муниципальному служащему ФИО8 дисциплинарного взыскания в виде замечания. Приведённые выше обстоятельства влекут применение мер в виде увольнения муниципального служащего.
Передача в доверительное управление долей в уставном капитале ООО «…» и ООО «…» другому лицу, не члену семьи после обращения прокурора в суд с иском, после заключения указанными организациями возмездных договоров с подведомственными ФИО8 в силу занимаемой должности муниципальной службы предприятиями не является своевременным принятием мер к устранению конфликта интересов и не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
При таких обстоятельствах нельзя признать законным распоряжение Главы Заволжского муниципального района Ивановской области «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО8» от 16 декабря 2016 года № 568-р, в связи с чем оно подлежит отмене.
Вывод суда об истечении шестимесячного срока привлечения к дисциплинарной ответственности, в связи с чем исковое заявление прокурора на день рассмотрения заявления удовлетворено быть не может, основан на неправильном применении норм материального права. Действительно, пресекательный срок привлечения к административной ответственности предусмотрен пунктом 10 Положения о порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утверждённого Постановлением администрации Заволжского муниципального района от 23 июля 2014 года № 551-п, статьёй 193 ТК РФ. Вместе с тем указанные требования установлены для нанимателя (при решении вопроса об увольнении во внесудебном порядке); в ситуации незаконного бездействия нанимателя, нарушающего требования закона об увольнении служащего, прокурор в интересах Российской Федерации вправе требовать устранения нарушения закона и увольнения муниципального служащего. Требование об увольнении поставлено прокурором по результатам прокурорской проверки. ФИО8 при принятии на работу и впоследствии сокрыл сведения о своём имуществе, участии в хозяйственных обществах, не принял мер к урегулированию конфликта интересов вплоть до обращения прокурора в суд с иском. Недостоверное и неполное предоставление им соответствующих сведений препятствовало его назначению на должность муниципальной службы. Следовательно, сроки привлечения ФИО8 к дисциплинарной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, учитывая, что ФИО8 продолжает по настоящее время находиться на муниципальной службе, Трудовой договор (контракт) с муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области от 15 февраля 2016 года является действующим, а вопросы назначения и освобождения заместителей главы администрации района отнесены к компетенции Главы Заволжского муниципального района Ивановской области в соответствии с пунктом 15 части 9 статьи 25 Устава муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области», принятого решением Заволжского районного Совета от 24 декабря 2010 года № 34, подпунктом 15 пункта 4.2 Положения об Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области утверждённого Решением Совета Заволжского муниципального района от 30 октября 2015 года № 39, судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на Главу Заволжского муниципального района Ивановской области обязанности по расторжению заключённого 15 февраля 2016 года с ФИО8 трудового договора (контракта) с муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области в связи с утратой доверия в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, находя данный срок достаточным для исполнения обязанности и соблюдения процедуры расторжения контракта.
Назначение ФИО8 на должность исполняющего обязанности Главы Заволжского муниципального района ФИО1 с 15 мая 2017 года на период больничного, перевод ФИО8 на должность первого заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района с 15 мая 2017 года до окончания ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков ФИО6, первого заместителя Главы администрации Заволжского муниципального района, в соответствии с Распоряжениями Главы Заволжского муниципального района Ивановской области от 10 мая 2017 года № 12-рг, от 10 мая 2017 года № 265-р, дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 февраля 2016 года о временном переводе работника на другую работу от 10 мая 2017 года, препятствием для расторжения указанного трудового договора (контракта) не является, поскольку в силу выше указанного законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе не мог быть принят на муниципальную службу и не может находиться на ней по настоящее время.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Апелляционное представление прокурора Заволжского района Ивановской области удовлетворить.
Решение Заволжского районного суда Ивановской области от 21 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Заволжский муниципальный район, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Главы Заволжского муниципального района Ивановской области «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО8» от 16 декабря 2016 года № 568-р.
Обязать Главу Заволжского муниципального района Ивановской области расторгнуть заключённый 15 февраля 2016 года с ФИО8 трудовой договор (контракт) с муниципальным служащим администрации Заволжского муниципального района Ивановской области в связи с утратой доверия в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Председательствующий
Судьи