ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-107/11 от 18.01.2011 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-011215-01/2010       

                      Дело №       33-107/2011        Судья Агарышева И.В.

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        город       Челябинск 18 января 2011 года

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Кучина М.И.,

        судей Турковой Г.Л.

        Трапезниковой И.И.

        при       секретаре Лесиной Н.К.

        рассмотрела       в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе       Администрации Калининского района города Челябинска на решение       Калининского районного суда города Челябинска от 22 октября 2010       года.

        Заслушав       доклад судьи Трапезниковой И.И. об обстоятельствах дела и доводах       кассационной жалобы, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        ФИО1, действующий в интересах Ш.А.А., обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа       Администрации Калининского района г.Челябинска в постановке       несовершеннолетнего Ш.А.А.,       являющегося ребенком-сиротой, на учет в целях внеочередного предоставления       ему жилого помещения, изложенного в письме исполняющего обязанности Главы       Администрации Калининского района г.Челябинска от 24 сентября 2010 года       №2004; просит также возложить на Администрацию Калининского района       г.Челябинска поставить Ш.А.А.       на соответствующий учёт в целях внеочередного предоставления ему жилого       помещения по установленным социальным нормам. В обоснование заявленных       требований указал, что является опекуном несовершеннолетнего Ш.А.А., после смерти матери ребёнок       был выявлен в Майнском районе Ульяновской области и над ним была учреждена       опека со стороны бабушки, которая впоследствии была освобождена от       обязанностей опекуна; за ребенком было закреплено жилое помещение,       расположенное по адресу: ********, которое       Заключениями межведомственной комиссии Майнского района Ульяновской       области от 29 сентября 2008 года, 05 октября 2009 года признано       непригодным для проживания и подлежащим сносу; из списка граждан,       нуждающихся в жилом помещении в Майнском районе Ульяновской области Ш.А.А. исключен, проживает и       зарегистрирован в семье опекуна в Калининском районе г.Челябинска,       закрепленного за ним жилого помещения не имеет. В связи с указанными       обстоятельствами ФИО1, действующий в

                      интересах       Ш.А.А. 24 августа 2010 года       обратился в Администрацию Калининского района г.Челябинска с заявлениями о       принятии Ш.А.А. на учёт, однако       решением исполняющего обязанности Главы Администрации Калининского района       г.Челябинска от 24 сентября 2010 года №2004 заявителю отказано в       постановке Ш.А.А. на учет, в       связи с тем, что Ш.А.А. выявлен       и первично устроен в Майнском районе Ульяновской области, где был       поставлен на жилищный учет. Полагает отказ незаконным в связи с тем, что       Ш.А.А. не имеет закрепленного за       ним жилого помещения, зарегистрирован и проживает в Калининском районе г.       Челябинска и в соответствии с требованиями закона имеет право быть       поставленным на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по       месту жительства.

        В судебном       заседании ФИО1 участия не принимал, просил рассмотреть дело без       его участия с участием представителя; представитель заявителя, действующий       на основании ордера адвокат Бухтояров В.А., поддержал заявленные       требования.

        Представитель Администрации Калининского района г.Челябинска,       действующая по доверенности ФИО2, представитель Управления       социальной защиты населения Администрации Калининского района       г.Челябинска, действующая по доверенности ФИО3 в судебном       заседании требования заявителя не признали.

        Представители заинтересованных лиц Администрации г.Челябинска,       Министерства Финансов Челябинской области, Правительства Челябинской       области, Управления финансов Администрации г.Челябинска в судебное       заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены       надлежащим образом.

        Решением       суда требования ФИО1, действующего в интересах Ш.А.А., удовлетворены.

        В       кассационной жалобе Администрация Калининского района г.Челябинска просит       отменить решение суда, вынести решение об отказе в удовлетворении       требований заявителя, ссылаясь на неправильное определение судом       обстоятельств, имеющих значение для дела, противоречие выводов, изложенных       в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм права.       В обоснование доводов жалобы указывают, что несовершеннолетний Ш.А.А., опекуном которого является       ФИО1, после смерти матери был впервые выявлен в Майнском районе       Ульяновской области и над ним была учреждена опека со стороны бабушки; за       Ш.А.А. было закреплено жилое       помещение по адресу: ********, которое было       признано негодным для проживания и подлежащим сносу; впоследствии Ш.А.А. по заявлению опекуна ФИО1 исключен из списка граждан, нуждающихся в жилом помещении в Майнском       районе Ульяновской

3

                      области.       Указывают, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21       декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной       поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»       дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения       родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством       субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательством       субъектов РФ, при этом федеральный закон не предусматривает учет       детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, порядок       осуществления такого учета устанавливается на уровне законодательства       субъектов РФ и в соответствии с положениями Закона Челябинской области       №212-30 от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот       и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся       приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», Порядком       обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а       также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма,       утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа       2008 года № 273, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей       однократно обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма       из муниципального жилищного фонда по месту выявления и первичного       устройства, учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения,       осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и       осуществлению деятельности по опеке и попечительству по месту выявления и       первичного устройства ребенка до 18 лет, в связи с чем настаивают, что       Ш.А.А. должен состоять на учете       в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, по месту       выявления и первичного устройства, то есть в Ульяновской области, в связи       с чем полагают, что оспариваемое решение исполняющего Главы Администрации       Калининского района г. Челябинска является законным и       обоснованным.

        В суде       кассационной инстанции представитель Администрации Калининского района       г.Челябинска, действующая по доверенности ФИО2, доводы жалобы       поддержала.

        Заявитель       ФИО1, представитель заявителя, действующий на основании ордера       адвокат Бухтояров В.А., доводы жалобы не признали.

        Представитель Управления социальной защиты населения       Администрации Калининского района г.Челябинска, представители       заинтересованных лиц Администрации г.Челябинска, Министерства Финансов       Челябинской области, Правительства Челябинской области, Управления       финансов Администрации г.Челябинска в судебном заседании участия не       принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим       образом.

4

                      Выслушав       участников процесса, изучив доводы кассационной жалобы, проверив       законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из       доводов, изложенных в кассационной жалобе, в соответствии со ст. 347       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК       РФ), судебная коллегия не установила оснований к отмене решения       суда.

        В       соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление       об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной       власти, органа местного самоуправления, должностного лица,       государственного или муниципального служащего, если установит, что       оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы       заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному       правовому акту.

        В       соответствии с положениями абзаца 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21       декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной       поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее       - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке       детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), дети-сироты и       дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под       опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после       окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении       социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов       профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной       власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже       установленных социальных норм.

        В силу ч.2       ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной       поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»       регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения       родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за       ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для       детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья       опекуна (попечителя), приемная семья).

        Как следует       из материалов дела, ФИО1, являясь опекуном несовершеннолетнего       Ш.А.А., обратился в       Администрацию Калининского района г.Челябинска с заявлением от 24 августа       2010 года (л.д.27) о постановке Ш.А.А. на учёт в целях предоставления ему вне очереди жилья по месту       его жительства в Калининском районе г. Челябинска.

        Письмом       исполняющего обязанности Главы Администрации Калининского района       г.Челябинска от 24 сентября 2010 года №2004 ФИО1 отказано в       постановке на внеочередной учет Ш.А.А. в качестве нуждающегося и предоставления ему жилого помещения       по

                      договору       социального найма, в связи с отсутствием для этого оснований, поскольку       Ш.А.А. выявлен и первично       устроен в Майнском районе Ульяновской области, ФИО1 рекомендовано       с указанным вопросом обратиться в Администрацию Муниципального образования       Майнского района.

        Из       материалов дела также следует, что на момент обращения ФИО1 с       заявлением в Администрацию Калининского района г.Челябинска о постановке       несовершеннолетнего Ш.А.А. на       учёт, последний проживал в семье опекуна и был зарегистрирован по месту       его жительства по адресу ********.

        Закреплённое за Ш.А.А. жилое помещение, расположенное по адресу ******** признано непригодным для проживания и       подлежащим сносу; указанное жилое помещение находилось в реестре       муниципального имущества муниципального образования «Игнатовское городское       поселение» до 05 октября 2009 года (л.д. 13-14, 54).

        Разрешая       данное дело, суд правильно применил положения ч.1 ст.26.3 Федерального       закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)       и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской       Федерации» от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, ст.5, абз.2 ч.1, ч.2 ст.8       Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке       детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.85 Бюджетного       кодекса РФ, и с учетом того, что несовершеннолетний Ш.А.А. не является лицом, обеспеченным жилым       помещением, не состоит на учете в качестве нуждающегося, проживает и       зарегистрирован по месту жительства опекуна ФИО1 в Калининском       районе г. Челябинска, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о       том, что Ш.А.А. подлежит       постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по       своему месту жительства.

        Выводы суда       сделаны на основании анализа федерального законодательства, приведенного в       решении, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции       правильными.

        Доводы       кассатора о том, что федеральный закон не предусматривает учет       детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, и ссылка на то,       что в соответствии с положениями Закона Челябинской области №212-30 от 25       октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,       оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся       приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», Порядком       обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а       также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма,       утвержденным Постановлением Губернатора

                      Челябинской       области от 21 августа 2008 года № 273, дети-сироты и дети, оставшиеся без       попечения родителей однократно обеспечиваются жилыми помещениями по       договору социального найма из муниципального жилищного фонда по месту       выявления и первичного устройства, следовательно, Ш.А.А. должен состоять на учете в качестве       нуждающегося в предоставлении жилого помещения, по месту выявления и       первичного устройства, то есть в Ульяновской области, по существу       направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для       которой у суда кассационной инстанции не имеется. Иное толкование       заявителями норм права и другая оценка обстоятельств дела не       свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не       опровергают их.

        В силу п.       "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и       субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая       социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и       детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по       предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные       законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные       правовые акты субъектов РФ.

        В       соответствии ч. 1 ст. 26.3       Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных       (представительных) и исполнительных органов государственной власти       субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия       органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к       совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,       осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета       субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального       бюджета).

        Статья 8       Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке       детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает       гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей,       оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой       (попечительством), имеющих закрепленное жилое помещение (абз. 1) и не       имеющих закрепленного жилого помещения (абз. 2).

        Положения       Закона Челябинской области №212-30 от 25 октября 2007 года «О мерах       социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения       родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных       гарантиях приемной семье», на которые кассатор ссылается в обоснование       доводов своей жалобы, в указанной части содержат положения, аналогичные       положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О       дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и       детей,

7

                      оставшихся       без попечения родителей». Часть 2 ст. 17 Закона Челябинской области       предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения       родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку       (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие       закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в       государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях       социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под       опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех       типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах       Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из       учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно       обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством       Российской Федерации и Челябинской области.

        Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа       2008 года № 273 в целях реализации Законов Челябинской области от 25       октября 2007 года № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и       детей, оставшихся без попечения родителей»; от 22 декабря 2005 года №       442-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными       полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без       попечения родителей»; от 23 августа 2007 года 191-ЗО «Об организации и       осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Челябинской       области» утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без       попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по       договору социального найма.

        Положения       п.2 Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения       родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями по договору       социального найма, предусматривают, что дети-сироты обеспечиваются жилыми       помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного       фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

        Из       системного толкования вышеуказанных положений, во взаимосвязи с       положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по       социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения       родителей», следует, что в отношении детей-сирот, которые не имеют       закрепленного жилого помещения, жилое помещение предоставляется однократно       по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на       воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их       рождения, или по месту последнего проживания на территориях       соответствующих районов и городов субъектов РФ.

        Судебная       коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил юридически       значимые обстоятельства и правильно применил

8

                      нормы       материального права. Установленные судом обстоятельства подтверждены       материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал       надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным       обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права,       влекущих отмену решения, судом допущено не было.

        Доводы       кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были       предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы       судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в       соответствии со ст. 362 ГПК РФ.

        Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального       кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение       Калининского районного суда города Челябинска от 22 октября 2010 года       оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Калининского       района города Челябинска - без удовлетворения.

        Председательствующий

        Судьи