ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-10946 от 31.12.9999 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

                                                                                    Алтайский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Беккер Н.М. Дело № 33-10946/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

декабря 2011г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе председательствующего Ермакова Э.Ю.,

судей Котликовой О.П., Хоролич Н.М.,

      рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Каменской Н.Н., Логунова Г.А., Букина Г.П., Фишера А.А., Панченко Т.П., Грачева В.В. на решение Заринского городского суда Алтайского края от 28 октября 2011г.

    по делу по иску Логунова Г.А., Букина Г.П., Панченко Т.П., Каменской Н.Н., Фишера А.А., Грачева В.В. к администрации города Заринска о понуждении совершения действий по обеспечению безопасности движения.

    Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

    Логунов Г.А., Букин Г.П., Панченко Т.П., Каменская Н.Н., Фишер А.А., Грачев В.В. обратились в суд с исками к администрации города Заринска о понуждении совершения действий по обеспечению безопасности движения на улицах города Заринска по месту проживания истцов: ул.Коксохимиков, Германа Титова, Александра Котовича, Бийской, Обской, Спортивной. Судом данные заявления объединены в одно производство.

    Истцы просили признать указанные улицы, входящими в состав жилой зоны, обязать администрацию города Заринска установить дорожные знаки 5.21 «Жилая зона» на въездах улиц, знак 3.1 «въезд запрещен» на участке кольцевого проезда с улиц Спортивная, Коксохимиков, Александра Котовича, Германа Титова, Обская, Бийская в 30 метрах от ул.Бийская до ул.Барнаульская в направлении проспекта строителей г.Заринска, знак 3.1 «въезд запрещен» и дорожный знак 5.22 «Конец жилой зоны» на участке кольцевого проезда на улицы Бийская, Обская, Германа Титова, Александра Котовича, Коксохимиков, Спортивная г.Заринска в 30 метрах до въезда на ул.Бийская от ул.Барнаульская с направления проспекта Строителей г.Заринска, знак 1.17 «искусственная неровность», с оборудованием неровности для принудительного снижения скорости, обязать администрацию города Заринска привести в соответствии с Проектом организации дорожного движения в г.Заринске, утвержденного 02.04.2010 года, движение автомобильного транспорта, исключающего сквозное движение.

    В обоснование своих требования истцы сослались на то, что указанные улицы расположены в 2-а и 2-б микрорайонах, согласно проекта организации дорожного движения у ТП -17 показан тупик, сквозного движения по данным улицам не должно быть. Устройство въезда на территорию микрорайонов со стороны Кытмановской трассы, не предусмотренного Проектом организации дорожного движения, позволило проезжать по улицам микрорайонов не только легковому, но и грузовому транспорту. Сквозное движение транспорта создает угрозу безопасности движения пешеходов, жителей улиц.

    В судебном заседании истцы Логунов Г.А., Букина Г.П., Каменская Н.Н., Фишер А.А. заявленные требования поддержали.

    Представители ответчика Кисилева Т.В., Федосов В.И. требования истцов не признали, ссылаясь на то, что названные улицы являются дорогами общего пользования. Тротуары были предусмотрены первоначальным генпланом, при застройке микрорайона земля была передана заводу под застройку, заводчанами было принято решение о застройке малоэтажными зданиями и увеличением участков за счет пешеходных дорожек, обеспечение безопасности движения производится в соответствии с Проектом организации дорожного движения.

    Решением Заринского городского суда Алтайского края от 28 октября 2011года в удовлетворении требований истцов отказано.

    В кассационных жалобах Каменская Н.Н., Логунов Г.А., Букин Г.П., Фишер А.А., Панченко Т.П., Грачев В.В. просят отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении их требований, ссылаясь на то, что суд неправильно применил материальный закон, не учел положения СН и П 2.07.89, СН и П 21-01-97, Правила дорожного движения, а также Проект организации дорожного движения в г.Заринске, утвержденный 02.04.2010года. Исходя из названных нормативных положений указанные улицы должны быть отнесены к жилой зоне, то обстоятельство, что движения пешеходов по проезжей части в связи с отсутствием тротуаров является основанием к отнесению улиц к жилой зоне.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истцов Логунова Г.А., его представителя Конюшенко П.В., Фишера А.А., представителей ответчика Кисилеву Т.В., Федосова В.И., судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.

    В соответствии со ст. 6 Федеральным законом от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

    Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

    Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 14 Закона).

    Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Федерального закона).

    Правила дорожного движения Российской Федерации утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

    Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (пункт 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221).

    Судом установлено, что согласно Проекта организации дорожного движения в городе Заринске, разработанного ЗАО «Сибирская перспектива» по договору на основании задания, выданного и утвержденного Заказчиком «Комитетом по управлению городским хозяйством, промышленностью, транспортом и связью администрации города Заринска» установлена схема дислокации технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети (дорожных знаков и дорожной разметки) на улицах города Заринска, в том числе на улицах, где проживают истцы (л.д. 97).

    Постановлением Заринского городского Собрания депутатов №53 от 26.06.2001 года переименованы существующие улицы, расположенные во 2-а, 2-б микрорайонах города и им присвоены следующие названия: Московская, Новосибирская, Барнаульская, Бийская, Обская, имени Германа Титова, имени Александра Котовича, Коксохимиков, Спортивная.

    Проект и техническое задание на разработку комплексного проекта согласован с начальником ОГИБДД ОВД по г.Заринску (л.д.76-97).

    В схему дислокации технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети проектной организацией по заданию заказчика внесены изменения (л.д. 203).

    Судом установлено, что внесение изменений связано с наличием проезда по улице 40 лет Победы от проспекта Строителей в сторону улиц, на которых проживают истцы. Данные улицы являются дорогами местного значения.

    Проектом организации дорожного движения предусмотрены знаки приоритета применяющиеся для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог, и не предусмотрены дорожные знаки 5.21 «Жилая зона» на въездах улиц, на которых проживают истцы, знак 3.1 «въезд запрещен» на участке кольцевого проезда с улиц Спортивная, Коксохимиков, Александра Котовича, Германа Титова, Обская, Бийская в 30 метрах от ул.Бийская до ул.Барнаульская в направлении проспекта строителей г.Заринска, знак 3.1 «въезд запрещен и дорожный знак 5.22 «Конец жилой зоны» на участке кольцевого проезда на улицы Бийская, Обская, Германа Титова, Александра Котовича, Коксохимиков, Спортивная г.Заринска в 30 метрах до въезда на ул.Бийская от ул.Барнаульская с направления проспекта Строителей г.Заринска, знак 1.17 «искусственная неровность», с оборудованием неровности для принудительного снижения скорости проектом.

    Дорожные знаки, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство являются техническими средствами организации дорожного движения. Правила применения технических средств организации дорожного движения - дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах установлены национальным стандартом Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения .ГОСТ 52289-2004, Группа Д 28.

    Указанным стандартом установлены правила применения дорожных знаков, в соответствии с которым дорожный знак 1.17 "Искусственная неровность" является предупреждающим знаком, его устанавливают перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости.

    В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100м., знак устанавливают перед первой искусственной неровностью.

    Предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

    Предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1-1.4.6, 1.34.1-1.34.3, устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м., а в населенных пунктах - на расстоянии от 50м. до 100м. до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости и возможности размещения.

    Допускается устанавливать предупреждающие знаки на ином расстоянии, указываемом в этом случае на табличке 8.1.1.

    Знак 3.1 "Въезд запрещен" относится к запрещающим знакам, применяется для введения ограничений движения или их отмены, данный знак устанавливается на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением; на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку; для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п.; для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги.

    Знак, запрещающий выезд на отдельную полосу, устанавливают с табличкой 8.14.

    Если основной знак устанавливают на участке дороги между перекрестками, в начале участка размещают предварительный знак 3.1 с табличкой 8.1.1.

    Не допускается применять знак 3.1 с табличками 8.3.1-8.3.3 и 8.4.1-8.4.8.

    Для обозначения дорог, не имеющих сквозного проезда, в соответствии со стандартом устанавливается знаки 6.8.1-6.8.3 "Тупик". Знак 6.8.1 устанавливают в начале дороги, знаки 6.8.2 и 6.8.3 - перед пересечением с дорогой, не имеющей сквозного проезда. Знаки 6.8.1-6.8.3 не применяют в случаях, когда на участке дороги между перекрестками движение запрещено знаком 3.1 или 3.2.

    Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993г. N 1090 (в редакции от 19 апреля 2008г.) разъяснено, что "Знаки 5.21 и 5.22 являются знаками особых предписаний. Эти знаки вводят или отменяют определенные режимы движения".

    Знаки 5.21 "Жилая зона", 5.22 "Конец жилой зоны" относятся к знакам особых предписаний согласно Правил дорожного движения. Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.

    Согласно п. 17.1 Правил дорожного движения в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

    В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест (17.2).

    При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения (17.3).

    Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории (17.4).

    Пунктом 10.2 Правил установлено ограничение скорости движения транспортных средств в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

    Суд обоснованно пришел к выводу, что понятие "жилая зона" по Правилам не может быть тождественно понятию "жилая зона" в редакции Градостроительного кодекса РФ, так как нормы последнего не регулирует отношения безопасности дорожного движения, а содержит основные понятия, в т.ч. понятие территориальных зон и их видов, установленных в целях применения данного Кодекса (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ).

    Конвенцией о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974г., которая наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права является составной частью правовой системы Российской Федерации, "жилая зона» определена как специально обустроенная территория, на которой применяются специальные правила дорожного движения и въезды, на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками" (термин введен Европейским соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 08.11.1968).

    Статьей 27-бис Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 года, определяющей специальные правила, применяемые в жилых зонах, обозначенных соответствующими знаками, установлено, что пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги.

     Несмотря на то, что в жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

    Судебная коллегия не признает обоснованными доводы жалоб о том, что суд неправильно применил материальный закон, не учел положения СН и П 2.07.89, СН и П 21-01-97, Правила дорожного движения, а также Проект организации дорожного движения в г.Заринске, утвержденный 02.04.2010года.

    В соответствии с положениями вышеприведенных норм следует, что установление дорожных знаков должно производиться с соблюдением специальных Правил, стандартов, ГОСТов. Проектом организации дорожного движения, согласованного с руководителем государственной инспекции безопасности дорожного движения в г.Заринске дорожные знаки, которые предлагают дополнительно установить истцы не предусмотрены. Безопасность движения при установлении предусмотренных дорожных знаков на указанных улицах не нарушена.

    Произведенными Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах» по поручению суда замерами атмосферного воздуха и шумами (вибрациями), создаваемыми Автотранспортными средствами на ул. Коксохимиков в период наиболее интенсивного движения по улице установлено, что содержание вредных веществ в атмосферном воздухе не превышает ПДК, что соответствует ГН 2.1.6.1338-03 №ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», уровень шума не превышает ДУ, что соответствует СН 2.2.4..1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Протоколы замеров представлены в суд (л.д. 116-121).

    Нарушений норм пожарной безопасности при организации движения, предусмотренного проектом организации движения, не имеется, что подтверждается пояснениями представителя ТО №7 ГПН УГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю.

    Судом исследовался вопрос по соответствию фактической организации дорожного движения по улицам, на которых проживают истцы Генеральному плану города, обоснованности внесения изменений в Проект организации дорожного движения суд, при этом суд, исходя из названных документов сделал вывод, что с учетом наличия проезда по дороге по ул. 40 лет Победы в г.Заринске, так и без учета указанного участка предусмотрены только знаки приоритета, в соответствии с Генеральным планом данные улицы являются дорогами местного значения.

    Поэтому не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что дорожные знаки, которые требуют установить истцы, предусмотрены названным Проектом, а также, что схемой к проекту предусмотрен тупик от улицы Бийская в направлении проспекта Строителей.

    Доводы жалобы о том, что имеются неудобства в передвижении пешеходов, не могут повлиять на законность вынесенного решения.

    Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и обстоятельств, установленных в решении, поэтому не могут быть приняты во внимание.

    Таким образом, оснований к удовлетворению кассационных жалоб не имеется.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    кассационные жалобы Каменской Н.Н., Логунова Г.А., Букина Г.П., Фишера А.А., Панченко Т.П., Грачева В.В. на решение Заринского городского суда Алтайского края от 28 октября 2011г. оставить без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи: