ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-11042 от 18.12.2012 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Харченко А. Н. Дело № 33-11042

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 декабря 2012 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Саломатиной Л.А.

судей Фёдоровой Л. Н., Шульга С. В.

при секретаре Барса О. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Артёма в интересах неопределённого круга лиц к Думе Артемовского городского округа о признании недействующим муниципального правового акта и возложении обязанности по апелляционным жалобам администрации Артёмовского городского округа, Думы Артёмовского городского округа на решение Артёмовского городского суда Приморского края от 10.10.2012, которым заявление удовлетворено, подпункт 1.2 решения Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 № 599 «О бюджете Артемовского городского округа на 2012 год» (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 24.05.2012 года № 673), строка 1003 505 86 00 «Публичные нормативные обязательства» приложения 5 и строка 540 1003 505 86 00 314 «Меры социальной поддержки населения по публичным нормативным обязательствам» приложения 6 к решению Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 года № 599 «О бюджете Артемовского городского округа на 2012 год» (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 20.09.2012 года № 734) признаны недействующими со дня вступления в силу решения суда; на Думу Артемовского городского округа возложена обязанность опубликовать в газете «Выбор» указанное решение суда.

Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения представителя администрации Артёмовского городского округа – Сухоруковой О. И., представителя Думы Артёмовского городского округа – Третьякова С. И., пояснения прокурора Брызгалиной Е. С., представителей Департамента финансов Приморского края – Снитко Н. В. и Тушевой Т. С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:   прокурор г. Артема обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с требованиями к Думе Артемовского городского округа о признании недействующим муниципального правового акта и возложении обязанности. В обоснование требований указал, что по обращению директора Департамента финансов Приморского края прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства при исполнении бюджета Артемовского городского округа.

Думой Артемовского городского округа 24.11.2011 по результатам рассмотрения проекта решения, внесённого в представительный орган руководителем администрации Артемовского городского округа, принято решение № 599 «О бюджете Артемовского городского округа на 2012 год» (далее - решение № 599). Данное решение вступило в силу с 01.01.2012. В настоящее время решение № 599 действует в редакции решения Думы Артемовского городского округа от 24.05.2012 № 673 «О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 № 599 …».

Пунктом 1.2 решения № 599 предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 648 000 руб. Указанные публичные обязательства заключаются в осуществлении ежеквартальных денежных выплат Почетным гражданам Артемовского городского округа, вдовцам (вдовам) Почетных граждан, а также материальной помощи в случае смерти Почетного гражданина. Указанные расходы предусмотрены в приложении 5 к решению № 599 по коду бюджетной классификации 1003 5058600 и в приложении 6 - по коду бюджетной классификации 540 1003 5058600 314.

Согласно информации Департамента финансов Приморского края в бюджете Артемовского городского округа доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в общем объеме собственных доходов местного бюджета составила в 2008 году 46,6 %, в 2009 году - 46,47 %, в 2010 году - 26,04 %.

Таким образом, в двух из трех последних отчетных финансовых лет, предшествующих 2012 финансовому году, уровень дотационности бюджета Артемовского городского округа превысил 30 %.

В нарушение требований ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 72 Конституции Российской Федерации бюджетом Артемовского городского округа предусмотрено осуществление расходов, не связанных с реализацией вопросов местного значения - а именно расходов на осуществление ежеквартальных денежных выплат Почетным гражданам Артемовского городского округа, вдовцам (вдовам) Почетных граждан, а также материальной помощи в случае смерти Почетного гражданина. Однако указанные расходы администрацией городского округа до настоящего времени из расходной части бюджета ежеквартальных выплат не исключены. Прокурор просил подпункт 1.2 решения Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 № 599 «О бюджете Артемовского городского округа на 2012 год» (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 24.05.2012 № 673), строку 1003 505 86 00 «Публичные нормативные обязательства» приложения 5 и строку 540 1003 505 86 00 314 «Меры социальной поддержки населения по публичным нормативным обязательствам» приложения 6 к решению Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 № 599 «О бюджете Артемовского городского округа на 2012 год» (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 24.05.2012 № 673) признать недействующими со дня вступления в силу решения суда; обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать в газете «Выбор» решение суда.

Определением Артёмовского городского суда Приморского края от 23.07.2012 для участия в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Артёмовского городского округа, глава муниципального образования Артёмовского городского округа, Департамент финансов Приморского края.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил в части, просил признать недействующим со дня вступления в силу решения суда подпункт 1.2 решения Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 № 599 в действующей редакции решения Думы Артемовского городского округа от 20.09.2012 года № 734. Также прокурор указал, что указанные в оспариваемом решении выплаты являются мерой социальной защиты, которые в силу положений ч. 3 ст. 136 БК РФ не могут выплачиваться из бюджета муниципального образования, поскольку не относятся к вопросам местного значения. Изменения наименования строк бюджета округа невозможны, поскольку поименованные в заявлении расходы являются социальной помощью.

Представитель Думы Артемовского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что п. 1.2 оспариваемого решения № 599 предусматривает общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств. Указанные расходы предусмотрены на основании решения Думы Артемовского городского округа от 30.05.2007 года № 515 «О Положении о почетных званиях и наградах Артемовского городского округа, наградах и поощрениях главы Артемовского городского округа». Предусмотренные выплаты являются наградой за выдающиеся заслуги и большой общепризнанный вклад в развитие Артемовского городского округа и не являются социальным обеспечением, оказанием социальной помощи гражданам. Граждане, получающие указанную выплату, не являются малообеспеченными, а также нуждающимися в социальной помощи, в связи с чем данные выплаты не являются социальным обеспечением или социальной помощью, а являются бюджетными ассигнованиями на исполнение публичных нормативных обязательств. Решение № 515 не оспорено и является основанием для соответствующих расходов на каждый очередной финансовый год.

Представитель администрации Артемовского городского округа и главы администрации Артемовского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что во исполнение регламентированных бюджетным законодательством полномочий муниципального образования и действующего решения № 515, Думой Артемовского городского округа реализована обязанность по выплате почетным гражданам бюджетных денежных средств. Бюджетные выплаты почетным гражданам не являются социальной помощью. Выплаты почетным гражданам осуществляются за счет собственных доходов муниципального образования, использование межбюджетных трансфертов прокурором не доказано.

Представитель Администрации Приморского края в судебном заседании поддержал требования.

Заместитель директора Департамента финансов Приморского края в судебном заседании поддержал заявление, пояснив, что в перечень бюджетных ассигнований выплаты, установленные в бюджете Артемовского городского округа на 2012 год, не входят, поскольку из содержания п. 1 ст. 79 БК РФ выплаты почетным гражданам являются социальным обеспечением населения. Уровень дотационности бюджета округа на 2012 год превышает 30 % и складывается из межбюджетных трансфертов и отчислений по налогу на доходы физических лиц. Право муниципального образования производить социальные выплаты за счёт бюджетных средств отсутствует.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились администрация Артёмовского городского округа и Дума Артёмовского городского округа, поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что подпункт 1.2 решения Думы Артемовского городского округа от 24.11.2011 № 599 (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 24.05.2012 года № 673) противоречит бюджетному законодательству, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Из дела видно, что 24.11.2011 Думой Артёмовского городского округа было принято решение № 599 «О бюджете Артёмовского городского округа на 2012», которое вступило в законную силу 01.01.2012. В настоящее время указанное решение действует в редакции решения Думы Артемовского городского округа от 20.09.2012 года № 734 «О внесении изменений в решение Думы Артёмовского городского округа от 24.11.2011 № 599 …».

Подпунктом 1.2 решения № 599 предусмотрен общий объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 648 000 руб. Указанные публичные обязательства заключаются в осуществлении ежеквартальных денежных выплат Почетным гражданам Артемовского городского округа, вдовцам (вдовам) Почетных граждан, а также материальной помощи в случае смерти Почетного гражданина. Указанные расходы предусмотрены в приложении 5 к решению № 599 по коду бюджетной классификации 1003 5058600 и в приложении 6 - по коду бюджетной классификации 540 1003 5058600 314.

В силу ст. ст. 12, 132, 133 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исследовав представленные доказательства, суд установил, что по отношению к бюджету Артёмовского городского округа 2012, тремя отчётными финансовыми годами являются 2008, 2009, 2010.

В двух из трёх последних отчётных финансовых лет, предшествующих 2012 финансовому году, уровень дотационности бюджета Артемовского городского округа превысил 30 %.

Разрешая спор, суд верно руководствовался ч. 3 ст. 136 БК Российской Федерации, в силу которой, муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Учитывая, что бюджет Артёмовского городского округа на 2012 является дотационным и являлся таковым в 2009-2011 в пределах, значительно превышающих установленные законодательством, суд пришёл к верному выводу о несоответствии подпункта 1.2 решения № 599 действующему федеральному и бюджетному законодательству.

Довод апелляционной жалобы администрации Артёмовского городского округа о том, суд неправомерно сослался на нарушение ч. 3 ст. 136 БК Российской Федерации основан на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, положения указанной статьи применяются не только при установлении расходного обязательства, но и при его исполнении.

Суд проверил доводы представителей Думы и администрации Артёмовского городского округа о том, что осуществление ежеквартальных денежных выплат Почетным гражданам Артемовского городского округа, вдовцам (вдовам) Почетных граждан, а также материальной помощи в случае смерти Почетного гражданина являются выплатами, не относящимися к мерам социального обеспечения, и обоснованно признал их несостоятельными.

Статьёй 69 БК Российской Федерации утверждён перечень видов бюджетных ассигнований, который является закрытым.

Проанализировав положения действующего бюджетного законодательства, суд верно указал, что в рамках бюджетных отношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

В силу ч. 2 ст. 74.1 БК Российской Федерации бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств, что исключает возможность осуществления вышеуказанных выплат за счёт средств дотационного бюджета.

Суд дал надлежащую правовую оценку доводам представителей Думы и администрации Артёмовского городского округа о том, что социальная выплата предоставляется гражданам без использования средств дотаций и в соответствии со ст. 35 БК Российской Федерации обоснованно отверг их, как не основанные на законе.

Нарушений норм процессуального права судом допущено не было.

Ссылка в апелляционных жалобах на то, что в настоящее время решение № 599 является действующим, законным и никем не оспорено, не влияет на правильность выводов суда. Данное обстоятельство не свидетельствует о соответствии оспариваемого подпункта решения действующему федеральному и бюджетному законодательству.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

С учётом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Артёмовского городского суда Приморского края от 10.10.2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи