Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-009585-01/2011
Дело № 33-11219/2011
Судья Коннова О.С.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2011 года
г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Белых А.А.
Козиной Н.М., Сакуна Д.Н. Брынских MB.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 05 сентября 2011 года по иску Горпинич Т.А. к Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области, Собранию депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности заключить трудовой договор.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. по обстоятельствам дела, объяснения истицы Горпинич Т.А., представителя ответчика Гончар Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горпинич Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Локомотивного городского округа Челябинской области. Собранию депутатов Локомотивного городского округа и с учетом уточнений просит признать отношения между ней и Собранием депутатов Локомотивного городского округа трудовыми с 01 сентября 2010 года, обязать ответчиков заключить трудовой договор по совместительству с 01 сентября 2010 года (л.д.167 т.1).
В обоснование требований указано, что 24 марта 2010 года решением Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области истица избрана заместителем председателя Собрания депутатов. Распоряжением Собрания депутатов от 01 сентября 2010 года Горпинич Т.А. оформлена по совместительству, установлена ставка 0,5 процентов. 28 декабря 2010 года по распоряжению прекращена выплата денежного вознаграждения с 01 января 2011 года. Поскольку истица продолжает выполнять возложенные на нее обязанности, полагает, что отношения между ней и Собранием депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области являются трудовыми.
В судебном заседании истица Горпинич Т.А. на исковых требованиях настаивала, пояснив, что была принята на работу по совместительству в Собрание депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области, работает по установленному графику работы на определенном ей рабочем месте. Заработную плату за 4 месяца она получала от администрации.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Локомотивного городскою округа Челябинской области Гончар Н.Н. исковые требования не признал, пояснив, что выплата денежного вознаграждения истице противоречит действующему законодательству и распоряжению Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области от 28 декабря 2010 года № 44-р, с которым истица была ознакомлена и не обжаловала.
Представитель ответчика Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области Мордвинов A.M. исковые требования признал частично. Пояснил, что распоряжение о приеме на работу по совместительству Горпинич Т.А. и назначении ей денежного вознаграждения от 01 сентября 2010 года принято Собранием депутатов с превышением полномочий. Заключение трудового договора с истицей с выплатой ей денежного вознаграждения противоречит действующему законодательству.
Суд постановил решение, которым частично удовлетворил исковые требования. Установил факт трудовых отношений между работником в должности заместителя председателя Собрания депутатов Локомотивного городского округа по совместительству Горпинич Т.А. и работодателем в лице Собрания депутатов Локомотивного городского округа с 01 сентября 2010 года, обязал Собрание депутатов Локомотивного городского округа заключить трудовой договор по совместительству с работником в должности заместителя председателя Собрания депутатов Локомотивного городского округа Горпинич Т.А. с 01 сентября 2010 года.
В кассационной жалобе Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области просит отменить решение суда, указав, что судом не дана надлежащая оценка распоряжению Собрания депутатов Локомотивного городского округа от 28 сентября 2010 года № 44-р, принятого во исполнение Постановления Правительства Челябинской области от 21 января 2010 года № 9-П, которым не предусмотрена оплата должности заместителя председателя Собрания депутатов Локомотивного городского округа. Данное распоряжение истицей не обжаловалось, в связи с чем решением суда на ответчика возложена обязанность в нарушение действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Локомотивного городского округа от 24 марта 2010 года № 15-р, депутат Собрания депутатов Локомотивного городского округа от избирательного округа № 1 Горпинич Т.А. была избрана заместителем председателя Собрания депутатов Локомотивного городского округа (т. 1 л.д. 7).
Согласно распоряжению Собрания депутатов Локомотивного городского округа от 01 сентября 2010 года № 36-р, Горпинич Т.А. принята на работу по совместительству на должность заместителя председателя Собрания депутатов Локомотивного городского округа и ей установлено денежное вознаграждение в размере **** рублей (0,5 ставки) согласно штатному расписанию Собрания депутатов Локомотивного городского округа (т. 1 л.д. 9).
Распоряжением Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области от 28 декабря 2010 года № 44-р, с 01 января 2011 года прекращена выплата денежного вознаграждения Горпинич Т.А. за исполнение обязанностей заместителя председателя Собрания депутатов Локомотивного городскою округа (0,5 ставки по совместительству) на постоянной основе. На Горпинич Т.А. возложено исполнение обязанностей заместителя председателя Собрания депутатов на непостоянной основе (т. 1 л.д. 10).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами возникли трудовые отношения, истице начислялась и выплачивалась заработная плата, определен график работы и рабочее место, в связи с чем, руководствуясь нормами Трудового Кодекса РФ, частично удовлетворил исковые требования Горпинич Т.А.
Между тем суд первой инстанции не учел, что спецификой профессиональной деятельности депутата и выборного должностного лица представительного органа местного самоуправления предопределяет его особый правовой статус. Государство устанавливает в этой сфере особые правила, определяемые задачами, принципами организации и функционирования представительного органа, что не является нарушением гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства граждан (статья 19) и конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду (статья 37, часть 1).
Истица Горпинич Т.А. осуществляет полномочия депутата, заместителя председателя Собрания депутатов, связанные с ее избранием на
не постоянной основе. В связи с чем, судебная коллегия полагает, что между истицей и представительным органом местного самоуправления не могут заключаться соглашения, регулирующие трудовые отношения, на Горпинич Т.А. не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, работником представительного органа местного самоуправления истица не может являться, поскольку осуществление своих полномочий на непостоянной основе, связано с реализацией полномочий депутата и осуществлением трудовой функции не является.
Следовательно, положения Трудового Кодекса РФ, устанавливающие принципы правового регулирования трудовых отношений, включая обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, на отношения, возникающие между депутатами, осуществляющими деятельность на непостоянной основе, и представительными органами местного самоуправления, не распространяются. Предусмотренные ранее Собранием депутатов выплаты не могут являться вознаграждением за труд и находятся за пределами отношений, регулируемых трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Согласно пункту 5 данной статьи выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Пункт 5.1 указанной статьи предусматривает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Челябинской области от 27.03.2008 N245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» депутат, член выборного органа местного самоуправления, осуществляющие полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления на непостоянной основе, освобождаются от
выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на время осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления. На этот период за депутатом, членом выборного органа местного самоуправления сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
При этом возможность определения размеров и установления оплаты труда депутатам либо выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, федеральным законодательством не установлена.
Согласно ч. 2 ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ, муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 N 9-П «О нормативах формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год», утверждены нормативы формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год, которыми не предусмотрена оплата осуществления полномочий заместителя председателя представительного органа местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Устава Локомотивного городского округа Челябинской области, депутат осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, если иное не установлено решением Собрания депутатов (т. I л.д. 80).
Согласно Регламенту Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области, заместитель председателя Собрания депутатов осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (т.1 л.д. 108).
Сравнительный анализ распоряжения Собрания депутатов Локомотивного городского округа от 01 сентября 2010 года № 36-р о приеме на работу Горпинич Т.А. с установлением вознаграждения **** руб., с вышеизложенными нормативными актами приводит к выводу о том, что указанное распоряжение принято с превышением полномочий, предоставленных представительному органу, и не соответствует Бюджетному Кодексу РФ, постановлению Правительства Челябинской области, поскольку создает не предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, замещающим выборные должности в представительном органе местного самоуправления на непостоянной основе.
Установление этих преимуществ выходит за пределы полномочий Собрания депутатов Локомотивного городского округа. Вопросы оплаты труда и установления гарантий отдельным категориям работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Согласно постановлению Правительства Челябинской области от 21.01.2010 года №9-П оплата заместителю председателя Собрания депутатов закрытого административно-территориального образования не предусмотрена. Локомотивный городской округ имеет статус закрытого административно-территориального образования, относящегося к пятой группе городов (л.д.131 т. 1).
При таких недостатках решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе Горпинич Т.А. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 05 сентября 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Горпинич Т.А. к Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области, Собранию депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области об установлении факта трудовых отношений, возложении на Собрание депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области
Председательствующий
Судьи
обязанности заключить трудовой договор отказать.
Председательствующий