ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-11271/14 от 24.12.2014 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья: Храмцова Л.П. Дело № 33-11271/14

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 24 декабря 2014 года г. Владивосток

 Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

 председательствующего судьи Лозенко И. А.

 судей Степановой Е.В., Ковалёва С. А..

 при секретаре Ким Л. М.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ФИО6 к ФИО2 ФИО12 о взыскании задолженности по налогу

 по апелляционной жалобе ФИО2

 на заочное решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 16 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены, с ФИО2 в взысканы в пользу: Межрайонной ИФНС России ФИО7 взысканы: задолженность по земельному налогу ..., пени ..., всего ...; в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ...

 Заслушав доклад судьи Степановой Е. В., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Межрайонная ИФНС России ФИО8 обратилась в суд, в обоснование требований указав, что ФИО2 является плательщиком земельного налога. ФИО2 выставлялись требования об уплате налога и направлялись по месту его жительства заказной корреспонденцией: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени ...; ДД.ММ.ГГГГ на сумму налогов (сборов) ..., пени ... В установленный срок данные требования выполнены не были. В связи с произведенным перерасчетом сумма изменилась. Представитель ИФНС просил взыскать с ФИО3 задолженность в общей сумме налогов ..., пени ..., всего ...

 Представитель Межрайонной ИФНС России ФИО9, ФИО1 в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в заочном порядке.

 Судом постановлено заочное решение, с которым не согласился ФИО2, им подана апелляционная жалоба, в которой просит заочное решение отменить. Считает, что при вынесении решения судом был допущен ряд существенных нарушений норм материального права.

 Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

 Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик является налогоплательщиком физическим лицом и обязан оплатить задолженность по налогу на имущество и пени.

 Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.

 В соответствии с ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

 В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

 Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в переделах муниципального образования, на территории которого введен налог.

 Порядок уплаты налогов на имущество физическими лицами определен Законом РФ N 2003-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц».

 В соответствии с ст. ст. 1, 2 указанного Закона, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

 На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

 В силу ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 В соответствии со ст. ст. 393 - 394 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 На основании ч. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 Согласно ч. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

 В соответствии со ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, в порядке и сроки, установленные нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

 В силу ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

 В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

 Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

 В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

 Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

 С учетом вышеизложенных норм права и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

 Из материалов дела следует, что на основании сведений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № №, доля владения ..., владеет с ДД.ММ.ГГГГ и недвижимости, расположенной по адресу: <адрес>, доля владения ... владеет сДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы ФИО10 в адрес ответчика было направлено требование № об уплате налога на имущество физических лиц в ... и земельного налога в сумме ..., итого ... и пене в сумме ... (соответственно ... и ...), что подтверждено налоговым уведомлением ( л№ и реестром почтовых отправлений ( №

 В установленный налоговым органом срок требования ответчиком выполнены не были.

 Разрешая заявленные требования налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, а также пени, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

 Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

 Вместе с тем, судом взыскивается задолженность по уплате земельного налога в сумме ... руб., в то время как данная задолженность слагается из налога на имущество физических лиц и земельного налога. Поэтому постановленное судом решение в данной части подлежит изменению, подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме ... и земельному налогу ...

 В материалах дела имеется требование об уплате пени на сумму .... от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы ФИО11. Между тем, из данного требования не видно по какому из налогов складывается данное пене, нет доказательств направления ответчику налогового уведомления об уплате пене ..., доказательств направления требования, поскольку реестр отправлений не представлен.

 Кроме того, при определении суммы пени, подлежащей к взысканию с ответчика суд исходил из расчета, представленного стороной истца в ходе рассмотрения дела и взыскал с ответчика пеню в размере ...

 С данным выводом суда первой согласиться не может.

 Как следует из материалов дела, в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес ответчика размер пени составляет ... Сведения, о том, что ответчику направлялись требования, уведомления об имеющейся у него задолженности по пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц в размере ... в материалах дела отсутствуют. Таким образом, предъявляя исковые требования о взыскании сумму пени, большей, чем указано в требовании об уплате налога, направленном в адрес ответчика, налоговый органом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора.

 На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части подлежит изменению, и взыскивает с ответчика задолженность по пени в размере ...

 Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 С учетом положений приведенной нормы закона, ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета составляет ...

 Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не представлены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним о принадлежности ему земельного участка судебная коллегия считает не состоятельным.

 В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

 В целях обеспечения эффективного взаимодействия Росреестром и ФНС России подписано Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-27-11/9/37 в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением возложенных на них задач и функций, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Статьями 5 и 6 Соглашения предусмотрено, что обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396 Налогового кодекса. Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России. Основные показатели обмена информацией определяются в утверждаемом Порядке информационного обмена. Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием сетей связи общего пользования и сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях. Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом, представляет в ФНС России информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также о лицах, являющихся правообладателями данных объектов недвижимости; об объектах недвижимого имущества; о правообладателях объектов недвижимого имущества, включенных в ГКН до начала ведения ЕГРП на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством, при отсутствии сведений об указанных объектах в ЕГРП, в составе сведений, представляемых ежегодно.

 Порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утвержден совместным приказом Росреестра и ФНС России от 12.08.2011.

 Порядок предусматривает, что Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (пункт 1). Состав передаваемых сведений, а также справочники, требования к структуре и форматам файлов определены Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2). Управления Росреестра представляют сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год (пункт 2.1). Сведения предоставляются по электронной почте или на электронных носителях. Сведения, подлежащие передаче, должны удовлетворять требованиям форматно-логического контроля. Формирование и передача сведений осуществляются с использованием программно-технических средств отправителя. Прием и обработка сведений осуществляются с использованием программно-технических средств получателя (пункт 4).

 Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Порядка сведения считаются доставленными после получения по электронной почте Управлениями Росреестра от Управлений ФНС России информации об успешном приеме почтового сообщения. Управления ФНС России осуществляют форматно-логический контроль сведений и направляют отправителю протокол обработки сведений. Принятыми считаются только те сведения, которые прошли форматно-логический контроль согласно Протоколу обработки. Сведения, не прошедшие форматно-логический контроль, после исправления ошибок в соответствии с Протоколом обработки в течение 10 рабочих дней со дня его поступления повторно передаются Управлениями Росреестра в Управления ФНС России.

 В данном случае налоговый орган сообщает, что за налогоплательщиком зарегистрирован земельный участок кадастровый № №. Сведения были получены по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается учетными данными налогоплательщика с электронной таблицей содержащей информацию о земельных участках, находящихся в собственности налогоплательщика, в связи с чем, представить их в материалы дела не представляется возможным.

 Оспаривая нахождение в собственности земельного участка, ответчиком не представлено ни в суд первой, ни апелляционной инстанции доказательств, что спорный земельный участок ему не принадлежит. С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ФИО2, что он не является плательщиком земельного налога, судебная коллегия находит несостоятельными.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 заочное решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – изменить.

 Изложить резолютивную часть заочного решения Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в следующей редакции:

 «Взыскать с ФИО2 ФИО13 задолженность по земельному налогу в размере 13578, ... и пене в размере ..., задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере ... и пене в размере ...

 Взыскать с ФИО2 ФИО14 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ...».

 Председательствующий

 Судьи