Судья Гаранина С.А. Дело № 33-1132
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 мая 2018 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Галактионовой Р.А.,
судей Лобановой Л.В., Щегловой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Масюк С.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Галактионовой Р.А.,
дело по апелляционной жалобе Администрации города Иванова
на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 19 марта 2018 года по иску ФИО1 к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с чем, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Департаментом социальной защиты населения Ивановской области она включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением по городу Иваново. В декабре 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако письмом от 27 декабря 2017 года ей было разъяснено, что реализация её права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда возможна при подходе её очередности. По состоянию на 11 января 2018 года порядковый номер истца в областном списке детей-сирот - №, по городу Иваново – №.
На основании изложенного, ФИО1 просила суд обязать Администрацию города Иванова предоставить ей благоустроенное применительно к условиям г.Иваново и Ивановской области соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда г.Иваново от 19 марта 2018 года требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал Администрацию города Иванова предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Иваново по договору найма специализированного жилого помещения. С Администрации города Иванова в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчиком Администрацией города Иванова подана апелляционная жалоба, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
До начала судебного заседания от Департамента социальной защиты населения Ивановской области и Правительства Ивановской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей Департамента социальной защиты населения Ивановской области и Правительства Ивановской области, надлежащим образом извещенных о слушании дела по рассмотрению апелляционной жалобы, в том числе, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Ивановского областного суда.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика Администрации города Иванова ФИО2, поддержавшего жалобу, возражения истца ФИО1, её представителя адвоката Кибановой А.А., прокурора Хохлову А.П., полагавшего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 (до замужества ФИО3, л.д.11), ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8). На основании Постановления Администрации г.Иваново от 10 января 2000 г. № № её опекуном назначен ФИО13. ФИО1 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, что подтверждается сведениями, предоставленными Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, согласно которых по состоянию на 11 января 2018 года ФИО1 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением и имеет порядковый номер областной – №, по городу Иваново – № (л.д.13).
Из материалов дела следует, что ФИО1 жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не имеет, с 1997 года по настоящее время зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО14 (л.д.9, 15-16).
Судом верно установлено, что на момент рассмотрения гражданского дела ФИО1 не была обеспечена жилым помещением, что подтверждается сведениями Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 35), а также то, что у неё возникло право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ), а также Закона Ивановской области № 7-ОЗ от 14 марта 1997 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», регулирующих правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и основаны на всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии соответствующего финансирования при исполнении обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета, исполнение которой органом местного самоуправления должно осуществляться исключительно за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Ивановской области, в соответствии с очередностью предоставления жилья по сформированному Департаментом социальной защиты населения Ивановской области списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных образований Ивановской области являются несостоятельными в силу следующего.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. № 7-ОЗ (ред. от 29 ноября 2016 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области». Частями 1 и 2 статьи 8.1 указанного закона предусмотрено, что Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылка в апелляционной жалобе на несогласие с решением суда в части взыскания расходов по оплате услуг представителя в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Законом Ивановской области от 08 ноября 2012 года № 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области» ФИО1, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантировано право на бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой её прав и законных интересов, то взысканная с ответчика сумма судебных расходов в размере 8000 рублей является необоснованной, также является несостоятельным в связи со следующим.
Предусмотренное Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» получение бесплатной юридической помощи является правом стороны, а не ее обязанностью, которое не лишает лицо, которому, в том числе гарантировано право на бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, права пользоваться платными услугами представителя.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда. Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется, а потому несогласие с ними не может служить безусловным основанием для отмены решения суда.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований для отмены решения суда не имеется.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 было подано заявление о взыскании в её пользу расходов по оплате услуг представителя за участие в суде апелляционной инстанции в размере трех тысяч рублей, в подтверждение чего была представлена квитанция об оплате от 25 мая 2018 года № 013016. Поскольку апелляционная жалоба ответчика оставлена судебной коллегией без удовлетворения, то в силу ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца о взыскание расходов по оплате услуг представителя за участие в суде апелляционной инстанции подлежит удовлетворению. При этом судебная коллегия полагает, что заявленная к взысканию сумма в размере трех тысяч рублей является разумной и обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Иваново – без удовлетворения.
Взыскать с Администрации города Иванова в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя за участие в суде апелляционной инстанции в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Председательствующий:
Судьи: