ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-11391 от 12.10.2011 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья: Бердюгина О.В. Дело № 33-11391

Докладчик: Хомутова И.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Акининой Е.В.,

судей: Хомутовой И.В., Дударёк Н.Г.,

при секретаре: Слободчиковой Е.Н.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хомутовой И.В.

гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1,

на решение Заводского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ,

по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти и просит:

- признать бездействие Центрального таможенного Управления, выражающееся в не проставлении отметок о соблюдении требования о повышении квалификации в квалификационный аттестат, выданный на имя ФИО1, незаконным;

- обязать Центральное таможенное Управление выдать ей (ФИО1) квалификационный аттестат нового образца и проставить в нем отметки о соблюдении требования о повышении квалификации.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, работающая в должности специалиста по таможенному оформлению в ЗАО «Транс Логистик Консалт» Новокузнецкий филиал, направила заказным письмом в Центральное Управление Федеральной таможенной службы России заявление о внесении в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению отметок о прохождении обучения по программам повышения квалификации. К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренный п. 68 Административного регламента, утвержденного приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ письмом №.

Центральное таможенное Управление отказало ей в проставлении отметок в квалификационном аттестате по причине того, что ею не был произведен обмен квалификационного аттестата старого образца на новый, поэтому срок действия квалификационного аттестата №, выданный на имя ФИО1 истек и подлежит аннулированию.

Полагает, что она соблюдала установленный для специалистов по таможенному оформлению порядок прохождения обучения по программам повышения квалификации. Законом не предусмотрена возможность отказа в проставлении отметок о соблюдении требования о повышении квалификации по основаниям, изложенным в письме Центрального таможенного управления. Приказ ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ не предъявляет каких-либо требований к специалистам по таможенному оформлению о необходимости обмена квалификационных аттестатов, такая обязанность возложена на региональные таможенные управления; ее аттестат по настоящее время не аннулирован и законные основания для не проставления отметок о прохождении обучения отсутствуют.

Решением Заводского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

ФИО1 в удовлетворении заявления

- о признании бездействия Центрального таможенного управления, выразившееся в не проставлении отметок о прохождении обучения в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, выданным на имя ФИО1,

- об обязании Центральное таможенное управление выдать ФИО1 квалификационный аттестат нового образца и проставить в нем отметки о соблюдении требования повышения квалификации, отказать.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и не установил, какими именно нормативно-правовыми актами регламентируется перечень оснований для отказа в проставлении отметок в аттестат, и относятся ли приведенные ЦТУ и исследованные судом основания к данному перечню. Судом не было установлено, являются ли приведенные ЦТУ основания для отказа в проставлении отметок в квалификационный аттестат законными. В то время как она своевременно прошла обучение, обратилась с заявлением об обмене квалификационных аттестатов.

Считает, что выводы суда, изложенные в решении от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют обстоятельствам дела. В решении судом указано, что срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению №, выданный на имя ФИО1 истек, считается недействительным и подлежит аннулированию, однако в ответе на запрос суда письмом от ДД.ММ.ГГГГр. ЦТУ ответило следующее: «2.1 Срок действия аттестата специалиста по таможенному оформлению не истек. Квалификационный аттестат от 03.2004г. № не является недействительным». Суд данное обстоятельство не учёл. Кроме того, уполномоченное должностное лицо регионального таможенного управления, коим является и ЦТУ в течение трех дней со дня истечения указанного срока направляет в ФТС России письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов. Однако данного письма направлено не было, в связи с чем полагает, что ЦТУ не считает нужным аннулировать квалификационный аттестат ФИО1

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 147 ТК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющимилицензию на право ведения образовательной деятельности.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 148 ТК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если: специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" аттестация на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям (далее - аттестация), проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационныйаттестат специалиста по таможенным операциям по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям сроком действия не ограничивается.

Согласно п. 68 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от23.07.2008 N 905 специалист по таможенному оформлению, прошедший в текущем календарном году обучение по программам повышения квалификации, для проставления отметки о соблюдении требования о повышении квалификации обращается в рабочий аппарат регионального таможенного управления, в котором сдал квалификационный экзамен, с письменным заявлением в произвольной форме. К заявлению прилагаются оригинал квалификационного аттестата, Заверенные копии документа, подтверждающего прохождение обучения, и копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности. В случае, если будет представлен оригинал документа, подтверждающего прохождение обучения по программам повышения квалификации, региональное таможенное управление по просьбе заявителя возвращает оригинал документа, самостоятельно заверив копию данного документа.

Согласно п. 69 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению, утвержденного Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 905 заявление и документы, указанные в пункте 68 Административного регламента, должны быть представлены специалистом по таможенному оформлению в рабочий аппарат регионального таможенногоуправления в течение месяца после прохождения обучения по программам повышения квалификации, но не позднее 31 января календарного года, следующего за годом, в течение которого такое обучение было завершено.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом ЗАО «Транс Логистик Консалт» и положения о его Новокузнецком филиале (л.д. 45-56, 57-65) данная организация осуществляет деятельность в качестве таможенного брокера. Соответственно в своем штате имеет специалистов по таможенному оформлению, которые в соответствии со своей должностной инструкцией (л.д. 39-42) обязаны иметь квалификационный аттестат, выданный Федеральной таможенной службой России.

Выдача и действие квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению регулируется специальными нормативными документами ФТС РФ, в соответствии с которыми специалист обязан раз в два года проходить обучение по повышению своей квалификации, представлять соответствующие документы в таможенное управление для проставления отметки. Неисполнение указанных действий со стороны специалиста по таможенному оформлению влечет невозможность последующего продолжения работы по данной должности.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,

ФИО1 на основании приказа № м116/1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) и трудового договора 47/НП от ДД.ММ.ГГГГ года работает специалистом по таможенному оформлению в Новокузнецком филиале ЗАО «Транс Логистик Консалт». ДД.ММ.ГГГГ ею получен квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению № 6/040301043, которым предоставляется право совершать действия по таможенному оформлению от имени и таможенного брокера и присваивается квалификация «Специалист по таможенному оформлению» (л.д. 12-13). В аттестате отсутствую отметки о прохождении обучения;

Согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прошла повышение квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прошла повышение квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ директор Новокузнецкого филиала ЗАО «Транс Логистик Консалт» ФИО2 и ФИО1 совместным письмом обратились в Центральное Управление Федеральной таможенной службы России о внесении в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению С.Н.НБ. отметок о прохождении обучения по программам повышения квалификации с приложением подтверждающих документов (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ письмом № Центральное таможенное Управление отказало ФИО1 в проставлении отметок в квалификационном аттестате о прохождении обучения, в связи с тем, что в установленный срок заявителем не был произведен обмен квалификационного аттестата старого образца на новый, указавдополнительно, что срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению №, выданного на имя ФИО1 истек, считается недействительным и подлежит аннулированию (л.д. 8).

Согласно письма ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О повышении квалификации специалистов по таможенному оформлению» (л.д. 10) специалистам по таможенному оформлению изменен срок очередного прохождения обучения, а именно: специалистам по таможенному оформлению, получившим квалификационные аттестаты в 2004 году, обязаны пройти обучение по программам повышения квалификации в 2007 году.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлено, что ФИО1 не соблюден срок предоставления документов о прохождении обучения, предусмотренный п. 68, 69 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению, так как обучение заявитель прошел ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а заявление о внесении в квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению отметок о прохождении обучения с приложенными документами о прохождении обучения направлено ДД.ММ.ГГГГ, хотя срок направления заявления для внесения отметок о прохождении обучения по указанным датам истек соответственно до ДД.ММ.ГГГГ (но не позднее ДД.ММ.ГГГГ) и до ДД.ММ.ГГГГ (но не позднее ДД.ММ.ГГГГ). Представитель заявителя в судебном заседании этого не отрицал. Никаких уважительных причин пропущенному сроку не указано и о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше норм права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Центральное таможенное управление обоснованно отказало заявителю ФИО1 в проставлении отметки о прохождении обучения по программам повышения квалификации, поэтому не находит основании для признания данных действий незаконными и обязании их совершения.

Приказом Федеральной Таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обмене квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению» организован в срок до ДД.ММ.ГГГГ обмен квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, выданных после ДД.ММ.ГГГГ, который производится по письменному заявлению этих специалистов без сдачи экзаменов и с внесением сведений о соблюдении условия прохождения обучения по программам повышения квалификации.

ФИО1 во исполнение вышеуказанного приказа с письменным заявлением об обмене квалификационного аттестата не обращалась.

Поэтому отказ в проставлении отметки о прохождении обучения в порядке повышения квалификации в квалификационном аттестате старого образца со стороны ЦТУ РФ является законным и обоснованным.

Кроме того, и в связи с тем, что решение по вопросу аннулирования квалификационного аттестата по любым основаниям, в том числе, по результатам обмена, в связи с нарушением порядка прохождения обучения, его выдачи, вправе принимать ФТС России.

Из заявления усматривается, что решение об аннулировании не представлено, обжалуются действие не ФТС РФ, а Центрального таможенного управления, суд, с учетом положений ст. 196 ч. 3 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что он не вправе выходить за рамки заявленных требований, и обязывать к действиям органы государственного управления, которые заявителем к участию в деле привлечены не были и действия которых заявителем не обжаловались.

Доводы жалобы о том, что суд не указал, какими нормативно-правовыми актами регламентируется перечень оснований для отказа в проставлении отметок в аттестат, и относятся ли приведенные ЦТУ и исследованные судом основания к данному перечню, не могут быть приняты во внимание, так как из содержания мотивировочной части решения следует, что судом приведены нормы закона подпунктов 68, 69 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению.

Довод жалобы о том, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению №, выданный на имя ФИО1 истек, считается недействительным и подлежит аннулированию также является несостоятельным и не влияет на законность принятого решения.

При таких данных, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Заводского районного суда г. Новокузнецка от 30 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи