Судья ХарченкоА.Н. Дело № 33–11429
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2015 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Старт-1», администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности
по апелляционным жалобам ответчиков
на решение Артемовского городского суда Приморского края от 9 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены: на ответчиков возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу прекратить деятельность временной площадки коммунальных отходов, расположенной в приаэродромной территории на расстоянии 7 км от контрольной точки международного аэропорта Владивосток (Кневичи) примерно в 520 метрах про направлению на северо-восток от ориентира: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав пояснения представителей ООО «Старт-1» Газеева С.Б., администрации Артемовского ГО - Железновой Н.С., Международного аэропорта «Владивосток» - Перязевой Е.В., прокурора Шайбековой Т.В., судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности Приморского транспортного прокурора обратился в суд с указанными требованиями к ответчикам, в обоснование, ссылаясь на то, что в результате проверочных мероприятий, проведенных Приморским транспортным прокурором и представителями «Международный аэропорт Владивосток» установлено, что администрацией Артемовского городского округа Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Старт-1» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ... площадью 79361 кв.м, расположенный в приаэродромной территории на расстоянии 7 км от контрольной точки международного аэропорта Владивосток (Кневичи), примерно в 520 метрах про направлению на северо-восток от ориентира: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения временной площадки – свалки.
Основным видом экономической деятельности ООО «Старт-1» в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и Устава является удаление и обработка твердых отходов. Размещение ответчиком в приаэродромной территории площадки – свалки в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома способствует привлечению и перелету птиц в районе аэропорта Кневичи и нарушает безопасность полетов.
В июне 2014 года в адрес директора ООО «Старт-1» Приморскиой транспортной прокуратурой вынесено представление об устранении выявленных нарушений, на основании которого главный инженер ООО привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако нарушения требований законодательства РФ о безопасности полетов, влекущие ухудшение орнитологической обстановки в районе международного аэропорта не устранены, сохраняется угроза безопасности воздушных полетов и причинения ущерба жизни и здоровью пассажиров, членов экипажей воздушных судов, осуществляющих взлет и посадку в Международном аэропорту «Владивосток».
В связи с изложенным прокурор просит возложить на ответчиков обязанность прекратить деятельность временной площадки хранения коммунальных отходов, расположенной в приаэродромной территории на расстоянии 7 км от контрольной точки международного аэропорта Владивосток (Кневичи), примерно в 520 метрах про направлению на северо-восток от ориентира: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель ОАО «Международный аэропорт Владивосток» требования прокурора поддержал, пояснив, что значительные скопления птиц в районе свалки подтверждены многочисленными актами обследования, что угрожает безопасности полетов. В соответствии с положениями Главы 10 Руководства по аэропортовым службам, утв. Международной организацией гражданской авиации, для международных аэропортов, к которым относится аэропорт Владивосток (Кневичи), установлены несовместимые с эксплуатацией аэропорта виды землепользования в его окрестностях. Нахождение свалки на указанном прокурором земельном участке относится к таким ограничениям.
Представители ответчиков с требованиями не согласились, при этом представители ООО «Старт-1» ссылались на законность расположения свалки на основании решения Исполнительного комитета Артемовского Совета народных депутатов №..... от 21 сентября 1990 года и договора аренды №..... от 27 февраля 2015 года, складировании отходов в соответствии с нормами, негативное воздействие на природу в зоне свалки в пределах допустимых норм ПДК. Кроме того, ссылались на пропуск прокурором срока обращения в суд с указанными требованиями.
Представитель администрации Артемовского ГО ссылался на отсутствие доказательств, подтверждающих привлечение и массовое скопление птиц в районе площадки для размещения отходов, а также на то, что прокурором пропущен срок исковой давности.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились ответчики, ими поданы апелляционные жалобы, где ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, со ссылкой на прежние доводы, неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержали.
Прокурор и представитель Международного аэропорта «Владивосток» против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, полагая решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции таких нарушений не допущено.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Согласно части 1 статьи 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, т.е. от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Как следует из пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством РФ.
Согласно пункту 58 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 (далее Правила), для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы этой территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
В соответствии с п. 59 Правил запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Целью установления названного законодательного запрета является обеспечение безопасного использования воздушного пространства (пункт 1 Правил).
Указанные Правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (п. 5 Правил).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела, администрацией Артемовского городского округа по договору №..... аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Старт-1» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ... площадью 79361 кв.м, расположенный в приаэродромной территории на расстоянии 7 км от контрольной точки международного аэропорта Владивосток (Кневичи), примерно в 520 метрах про направлению на северо-восток от ориентира: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения временной площадки хранения коммунальных отходов.
По результатам проведенной Приморской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о безопасности полетов, в том числе эколого-орнитологической безопасности полетов и охране окружающей среды установлено, что в приаэродромной территории на расстоянии 7 км от контрольной точки международного аэропорта Владивосток (Кневичи), примерно в 520 метрах про направлению на северо-восток от ориентира: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером ... площадью 79361 кв.м, предоставленном ООО «Старт-1» в аренду администрацией Артемовского ГО для размещения отходов, находится временная площадка для хранения коммунальных отходов.
Размещение Обществом «Старт-1» на указанном земельном участке временной площадки для хранения коммунальных отходов на расстоянии 7 км от контрольной точки и в 5-ти км от торца взлетно – посадочной полосы аэродрома Владивосток (Кневичи) подтверждено скрин-шотом Интернет-ресурсом Googlе карты, актами осмотра и научным отчетом результатов эколого-орнитологического обследования аэродромной и приаэродромной территории международного аэропорта от 22 декабря 2014 года и не оспорено ответчиками.
Из пояснений свидетелей, допрошенных судом первой инстанции: начальника службы аэронавигационного обеспечения полетов ОАО «Международный аэропорт Владивосток» К., инженера аэродромной службы аэропорта по орнитологической безопасности полетов следует, что свалка отходов находится в полосе воздушных подходов, попадание птиц влечет повреждение воздушного судна, так в 2015 году произошло столкновение 2-х самолетов с пролетающими во воздушному пути птицами, в 2012 году – 11 аналогичных случаев, два из которых повлекли остановку двигателей при взлете и аварийную посадку бортов, в последующем материальные затраты аэропорта на ремонт судов. Приаэродромная территория продолжает оставаться местом несанкционированных свалок, ухудшающих экологию окружающей среды и привлекающих объекты животного мира, включая птиц.
Удовлетворяя требования транспортного прокурора, суд исходил из того, что на ответчиков, являющихся арендатором земельного участка для размещения свалки, и исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, указанная свалка размещена с нарушением требований вышеуказанных норм материального права и Правил использования воздушного пространства РФ.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что заключением администрации Приморского края №..... от 2 декабря 2014 года согласован проект изменений генерального плана Артемовского ГО, в том числе, относительно размещения новой площадки хранения ТБО и размещения завода по механизированной переработке ТБО в районе месторождения «Зыбунное», подтверждены меры органа местного самоуправления по устранению нарушений требований транспортной безопасности.
По существу доводы жалоб повторяют правовую позицию ответчиков, которая была предметом оценки суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.
Между тем, никаких оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств либо иного применения норм материального права, судебная коллегия не находит; установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом соблюдены, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела; заявленные требования по существу рассмотрены правильно.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 9 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи