ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-11453/10 от 02.12.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-010071-02/2010       

                      Дело №       33-11453/2010        Судья Галимова Р.М.

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Щелокова Ю.Г.,

        судей Терехиной Н.В., Фортыгиной И.И.

        при       секретаре Слащевой А.А.

        02 декабря       2010г. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу       Министерства Финансов Российской Федерации на решение Ленинского районного       суда г. Магнитогорска Челябинской области от 30 сентября 2010 г. по       гражданскому делу по иску Солдатова О.Н. к Министерству Финансов РФ о взыскании денежной       компенсации по целевым расчетным чекам,

        Заслушав       доклад судьи Терехиной Н.В., судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        Солдатов       О.Н. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ о взыскании       денежной компенсации по целевым расчетным чекам, просил взыскать 630 000       руб., а также расходы за получение справки из отдела статистики 145 руб.,       расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 6 000 руб., в       том числе по нотариальному удостоверению доверенности.

        Решением       суда иск Солдатова О.Н. удовлетворил частично, с Министерства Финансов РФ       за счет средств федерального бюджета в пользу Солдатова О.Н. в счет       погашения долга Российской Федерации по государственным долговым товарным       обязательствам взыскана денежная компенсация в сумме *** руб. 49 коп. и судебные расходы в размере       *** руб. Кроме того, с Министерства       Финансов РФ за счет средств федерального бюджета взыскана государственная       пошлина в бюджет муниципального образования город Магнитогорск в сумме       *** руб. 89 коп.

        В       кассационной жалобе ответчик Министерство Финансов РФ просит решение суда       в части взыскания с них государственной пошлины за счет средств       федерального бюджета в бюджет муниципального образования г.Магнитогорск       изменить, исключив данное указание из решения суда. В обоснование доводов       кассационной жалобы указал, что Министерство Финансов РФ является       федеральным органом государственной власти и на него не может быть       возложена обязанность по уплате пошлины в доход       государства.

2

                      Проверив       материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства       финансов РФ Бельтиковой СВ., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная       коллегия находит кассационную жалобу обоснованной.

        Удовлетворяя частично требования истца и возлагая на ответчика       обязанность по выплате в его пользу денежной компенсации в сумме ***руб.49 коп. в счет погашения долга       Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам,       суд правильно исходил из положений ст.1, 3 ФЗ «О государственных долговых       товарных обязательствах от 01 июня 1995г. № 86-ФЗ, постановлением       Правительства РФ от 27 декабря 2000г. № 1006, и из соотношения остатка       денежных средств Солдатова О.Н. на 01 января 1992г. *** руб.69 коп., стоимости автомобиля на 01 января       1992г. -*** руб. и стоимости       автомобиля на 3 квартал 2010г. -*** руб.

        Выводы суда       соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном       применении норм материального права.

        Вместе с       тем, при разрешении вопроса о взыскании с ответчика государственной       пошлины в бюджет муниципального образования г.Магнитогорск, суд первой       инстанции руководствовался ст. 103 ГПК РФ согласно которой издержки,       понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина,       от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не       освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально       удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы       зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены,       а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам       отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской       Федерации.

        С данной позицией суд кассационной       инстанции не может согласиться.

        Из       материалов дела следует, что при принятии иска к своему производству       Солдатову О.Н. была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины       до вынесения решения суда.

        Согласно       ч.2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины       устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

        В       соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина относиться к одному       из видов федеральных налогов и сборов. В ст. 11 названного Кодекса       государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы       местного самоуправления выделены в качестве самостоятельной категории       участников налоговых правоотношений.

                      В силу п.19       чЛ ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам,       рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями,       освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления,       выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также       мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

        Согласно       Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве       Финансов РФ» Министерство финансов Российской Федерации является       федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по       выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в       сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности,       кредитной кооперации, государственного долга и так далее.

        В силу ст.       125 ГПК РФ от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных       образований приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности       органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их       компетенции. Такие органы действуют в публичных правоотношениях в качестве       наделенных определенными полномочиями представителей соответствующих       публично-правовых образований, а не в качестве учреждений, наделенных       гражданской правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), в связи с чем, данные органы       освобождаются от уплаты государственной пошлины.

        Спорное       правоотношение между Солдатовым О.Н. и Министерством Финансов РФ возникло       вследствие образовавшейся денежной компенсации по государственным долговым       товарным обязательствам в виде целевых чеков на приобретение легковых       автомобилей, что является государственным внутренним долгом Российской       Федерации, и Министерство Финансов РФ выступает здесь, как главный       распорядитель средств федерального бюджета от имени казны Российской       Федерации.

        Ввиду       изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая       дело на новое рассмотрение, исключить из решения суда вывод о взыскании с       Министерства Финансов РФ за счет средств федерального бюджета       государственной пошлины в бюджет муниципального образования г.       Магнитогорск в сумме *** руб. 89       коп.

        Руководствуясь ст.ст. 347 чЛ, 361, 366 ГПК РФ, судебная       коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Исключить       из решения Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области       от 30 сентября 2010г. вывод о взыскании с Министерства Финансов РФ за счет       средств федерального бюджета

                      государственной пошлины в бюджет муниципального образования       г.Магнитогорск в сумме *** руб. 89       коп.

                      Председательствующий

        Судьи