Судья: Копылова Е.В.
№ 33-11750
Докладчик: Хомутова И.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Хомутовой И.В.
судей: Дударёк Н.Г., Гребенщиковой О.А.,
при секретаре: Агафонове Д.А.,
с участием прокурора: Бесхлебной Г.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хомутовой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по футболу»
на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 11 сентября 2013 года
по иску прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по футболу» о возложении обязанности.
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Центрального района г.Кемерово обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по футболу» о возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что согласно п.1.1 Устава, МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» создано распоряжением главы г.Кемерово от 07.07.2010 №2982 путем изменения типа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Согласно п.4.8 Устава МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи лицензии (разрешения).
МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» осуществляется образовательная деятельность на основании лицензии №9142 серии А № 307471 на право ведения образовательной деятельности, выданной 23.12.2008 года муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу», то есть фактически другому юридическому лицу.
Наименование образовательного учреждения, указанного в лицензии на образовательную деятельность №9142 серии А № 307471, выданной МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу», не соответствует наименованию, указанному в Уставе МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу», лицензия на образовательную деятельность образовательным учреждением не переоформлена.
Истец полагает, что несоблюдение вышеперечисленных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждане закреплённых ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, считает, отсутствие лицензии МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» не позволяет судить о соответствии осуществляемой образовательной деятельности лицензионным требованиям и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью обучающихся образовательного учреждения, нанесение ущерба их правам и законным интересам.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования.
Просил признать осуществление образовательной деятельности МАОУ ДОД «СД1ОСШОР по футболу» в отсутствие соответствующей лицензии на ее осуществление незаконной, обязать МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в течение 2 месяцев после вступления судебного решения в законную силу (л.д. 2-5).
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 11 сентября 2013 года постановлено:
Исковые требования прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по футболу» о возложении обязанности удовлетворить.
Признать осуществление образовательной деятельности МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» в отсутствие соответствующей лицензии на ее осуществление незаконной.
Обязать МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в течение 2 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу (л.д. 79-85).
В апелляционной жалобе МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» просит отменить решение суда от 11 сентября 2013 года.
Считает, что изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией и при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. Закон «Об автономных учреждениях» позволяет вести деятельность на основании ранее выданной лицензии. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и переоформления иных разрешительных документов.
Исходя из изложенного, нормативные правовые акты не содержат требований о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на образовательную деятельность, в случае, если государственное учреждение изменяет тип на "автономный", так как такое изменение не признается реорганизацией (в том числе в форме преобразования).
Таким образом, переоформление лицензии на право осуществления образовательной деятельности является правом, а не обязанностью МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» (л.д. 87-89).
Прокурором Центрального района г.Кемерово были принесены возражения на апелляционную жалобу (л.д. 93-95).
Изучив материалы дела, заслушав представителя администрации г. Кемерово Неверову А.Н., поддержавшую доводы жалобы, а так же прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области - Бесхлебную Г.Н., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого постановления
Как установлено ст.3 ФЗ РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Согласно ст.33.1. указанного закона, лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных ст.33.1 закона.
Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии, лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам.
Согласно ст.3 ФЗ РФ от 04.05.2011 №99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Под лицензируемой деятельностью понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ РФ №99-ФЗ, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 ФЗ РФ №99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Из материалов дела видно, что МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» осуществляется образовательная деятельность на основании лицензии №9142 серии А № 307471 на право ведения образовательной деятельности, выданной 23.12.2008 года муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу», то есть фактически другому юридическому лицу.
Также из материалов дела видно, что согласно п.1.1 Устава МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу», оно создано распоряжением главы г.Кемерово от 07.07.2010 №2982 путем изменения типа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Согласно п. 4. 8 Устава МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи лицензии (разрешения).
Согласно ст.33.1 ФЗ РФ «Об образовании», данной статьей регламентирован порядок переоформления ранее выданной лицензии в случае реорганизации лицензиата в форме преобразования, изменения наименования лицензиата (создание образовательного учреждения путём изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения).
Согласно ч.1 ст.18 ФЗ РФ О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования.
В силу п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», для получения временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных пп. 2, 3 п. 9 ст. 33.1 закона РФ «Об образовании», соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление с приложением необходимых документов.
Таким образом, из материалов дела видно, что несмотря на требования ст. 33.1 ФЗ РФ «Об образовании», определяющей порядок переоформления лицензии в случае реорганизации лицензиата в форме преобразования, изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательного учреждения путём изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения), наименование образовательного учреждения, указанного в лицензии на образовательную деятельность № 142 серии А № 307471, выданной МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу», не соответствует наименованию, указанному в Уставе МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу», лицензия на образовательную деятельность образовательным учреждением не переоформлена.
Из чего следует, что МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» осуществляется образовательная деятельность фактически при отсутствии лицензии на образовательную деятельность.
Осуществление образовательной деятельности в отсутствие лицензии также противоречит требованиям ст.ст. 26, 28 закона РФ «Об образовании», пп. 3 п. 4 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ, п. 14 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 №504.
Довод жалобы о том, что изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией и, следовательно, переоформлять лицензию не обязательно, не могут быть приняты судебной коллегией.
В соответствии со ст.1, п.40 ч.1 ст.13 ФЗ РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ (в ред. от 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности», отношения по поводу осуществления юридическими лицами лицензирования отдельных видов деятельности регулируются данным законом, а также законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 1 (в ред. от 12.11.2012) «Об образовании».
Согласно ч.1 ст.54 ГК РФ каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, изменение типа государственного или муниципального образовательного учреждений влечёт изменение его наименования.
Таким образом, изменение типа образовательного учреждения влечёт необходимость переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности. Это также установлено ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «О лицензировании …»
Таким образом, отсутствие лицензии МАОУ ДОД «СДЮСШОР по футболу» не позволяет судить о соответствии осуществляемой образовательной деятельности лицензионным требованиям и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью обучающихся образовательного учреждения, нанесение ущерба их правам и законным интересам, в связи с чем, такая деятельность подлежит признанию незаконной.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции. Судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Поэтому решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены в обжалуемой части, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: