ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-11790 от 22.11.2011 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Кузичева И.Н. Дело № 33-11790

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кутыревой Е.Б., судей Кузиной Т.А., Курепчиковой О.С.,

при секретаре Голуб В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.

дело по кассационной жалобе КРООО «Общества защиты прав потребителей Кировской области»

на решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14 сентября 2011 года

по иску Кировской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Кировской области» в интересах ФИО1 к ООО «Артан» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании суммы, уплаченной по договору купли-продажи, понесенных убытков, компенсации морального вреда,

У С Т А Н ОВ И Л А:

Кировская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей Кировской области» (далее КРОО «Общество защиты прав потребителей Кировской области») обратилась в Оричевский районный суд Кировской области в интересах ФИО1 к ООО «Артан» с выше указанным иском.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 03 декабря 2010г. между ФИО1 и ООО «Артан» заключен договор купли-продажи автомобиля , стоимостью  руб.

Вместе с автомобилем истцу передали паспорт транспортного средства и таможенную декларацию, не соответствующие конструкции транспортного средства, а именно:

в паспорте транспортного средства указано тип ТС легковой. Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» автомобиль  относится к категории N1G и должен обозначаться как грузовой.

В МРЭО ГИБДД УВД по Кировской области отказали в постановке на учет транспортного средства на основании п. 3 Правил регистрации АМТС, в соответствии с которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, конструкция которых не соответствует сведениям, указанным в предоставленных документах (тип ТС грузовой).

Данные в переданных истцу ПТС и таможенной декларации не соответствуют конструкции ТС (тип ТС), что исключает регистрацию ТС в установленном законом порядке.

04 апреля 2011 г. истец обратился с требованием к ответчику о предоставлении документов, необходимых для регистрации ТС, которое не удовлетворено.

На основании ст.456, 464 ГК РФ истец просил расторгнуть договор купли-продажи автомобиля от 03 декабря 2010 г., взыскать с ответчика сумму, уплаченную по договору от 03 12 2010 г. в размере  руб.; взыскать с ответчика убытки, понесенные в связи с оформлением полиса ОСАГО, в размере  руб., компенсацию морального вреда в размере руб.; взыскать с ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; перечислить 50% суммы взысканного штрафа КРОО «Общество защиты прав потребителей Кировской области».

Определением Оричевского районного суда Кировской области от 24 июня 2011 г. гражданское дело по иску КРОО «Общество защиты прав потребителей Кировской области» в защиту прав ФИО1 к ООО «Артан» передано по подсудности в Приокский районный суд г.Нижнего Новгород.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12 июля 2011 г. определение Оричевского районного суда Кировской области от 24 июня 2011 г. оставлено без изменения.

Определением от 01 августа 2011 г. гражданское дело принято к производству Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода.

В судебном заседании представитель КРОО «Общество защиты прав потребителей Кировской области» адвокат Вагин АН, действующий по ордеру и по доверенности, исковые требования ФИО1 поддержал.

Представители ООО «Артан» ФИО2, ФИО3, действующие по доверенностям, иск не признали.

Решением Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14 сентября 2011 года постановлено: Кировской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Кировской области» в интересах ФИО1 в иске к ООО «Артан» о расторжении договора купли-продажи автомобиля от 03.12.2010 г., взыскании суммы, уплаченной по договору купли-продажи в размере  руб., понесенных убытков в размере руб., компенсации морального вреда в размере руб. – отказать.

В кассационной жалобе Кировской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Кировской области» в интересах ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований к отмене решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии со ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Согласно ст.456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

В силу ст.464 ГК РФ если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 465), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.

В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденными Приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г., регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства (п.2).

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г., не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

В соответствии с пунктом 19 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ № 1001 от 24.1.2008 г., транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г., транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 36 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы:

документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты;

документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений;

документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий;

регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки «ТРАНЗИТ»;

оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 (ред. от 22.06.2009) «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:

организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации (п.2).

Согласно пункту  1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 г., паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Согласно пункту  4 Положения о паспортах транспортных средств паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.

Согласно пункту  6 Положения о паспортах транспортных средств таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства Одобрения или Заключения на шасси.

Согласно пункту  9 Положения о паспортах транспортных средств наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении…

Согласно пункту  11 Положения о паспортах транспортных средств при первичной регистрации в подразделениях Госавтоинспекции транспортных средств, паспорта на которые были выданы таможенными органами, собственниками или владельцами транспортных средств вместе с паспортом представляются его копия (ксерокопия), копия (ксерокопия) таможенной декларации, а при наличии факта оплаты физическим лицом таможенных платежей - указанный в паспорте таможенный приходный ордер и его копия (ксерокопия). Копии (ксерокопии) паспортов, ТПО, заверенные подписью должностного лица подразделения Госавтоинспекции, а также копии (ксерокопии) ТД приобщаются к материалам, являющимся основанием для регистрации транспортных средств.

Согласно пункту  27 Положения о паспортах транспортных средств в строке «3.Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

В соответствии с пунктом 81 Распоряжения ФТС России № 229-р от 2. 12.2009 г. «О классификации в соответствии с ТН ВЭД отдельных товаров», транспортные средства типа «PickUp» в зависимости от полной массы снаряженного транспортного средства и ряда других условий, могут классифицироваться по назначению в товарной позиции ТН ВЭД ТС как 8704 (моторные транспортные средства для перевозки грузов), так и 8703 (автомобили легковые, предназначенные главным образом для перевозки людей).

Согласно «Одобрению типа транспортного средства» Органа по сертификации продукции машиностроения ВНИИНМАШ (ОС «ПРОММАШ») (л.д.111-120) категория транспортного средства  - N1, N1G.

Из пункта  28 Положения о паспортах транспортных средств следует, что в строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г.Вене 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29.04.1974 г.

При этом к категории «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, к категории «С» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г.Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г.

В данной таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: «M1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; «N1» - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п.3.1);

Категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п.4.1).

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 декабря 2010 года по оговору купли-продажи № , заключенному с ООО «Артан», ФИО1 купил автомобиль  стоимостью руб. (л.д.81-84).

Автомобиль  произведен на заводе Фольксваген в Аргентине, доставлен на территорию Российской Федерации, на Центральной акцизной таможне прошел оформление таможенного пересечения границы.

Центральная акцизная таможня выдала ПТС №  на указанный автомобиль (л.д.6) и государственную таможенную декларацию (л.д.7) импортеру ООО «Фольксваген Групп Рус».

После оформления таможенных документов автомобиль доставлен на склад ООО «Фольксваген Групп Рус», одновременно переданы документы: государственная таможенная декларация и ПТС, в котором собственником указан ООО «Фольксваген Групп Рус».

На основании дилерского соглашения между ООО «Фольксваген Групп Рус» и ООО «Артан» данный автомобиль доставлен на склад дилера в г.Нижнем Новгороде.

При доставке автомобиля дилеру переданы государственная таможенная декларация и ПТС.

Указанные документы после продажи автомобиля переданы ФИО1 вместе с автомобилем по акту приема-передачи от 10 декабря 2010г. (л.д.85).

В ПТС в строке «3. Наименование (тип ТС)» и в государственной таможенной декларации указано, что автомобиль  – легковой (л.д.6, 7).

Его разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя и по типу N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

МРЭО ГИБДД УВД по Кировской области отказали в регистрации автомобиля .

МРЭО ГИБДД в письме, направленном ФИО1 20 января 2011г., сообщил, что в соответствии с п.3 Правил регистрации АМТС, утв.Пр.МВД РФ № 1001 от 28.11.2008 г., не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, конструкция которых не соответствует сведениям, указанным в предоставленных документах (тип ТС грузовой) (л.д.9).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение транспортного средства к категории «В» дает право классифицировать ТС  как «легковой», поскольку как заводом-изготовителем, так и уполномоченным органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории. ООО «Артан» передало истцу автомобиль, предусмотренный договором купли-продажи от 03 декабря 2010 г. вместе с относящимися к нему документами: ПТС и таможенную декларацию, оформленные надлежащим образом.

Правовых оснований для расторжения указанного договора купли-продажи, предусмотренных ст.450 ГК РФ, не имеется.

Отказ МРЭО ГИБДД в регистрации ТС не свидетельствует о несоответствии ПТС и таможенной декларации требованиям, предъявляемым к указанным документам, не соответствии ТС типу, указанному в документах.

Данные выводы суда представляются правильными, сделанными на основании представленных в дело в соответствии со ст.55, 56 ГПК РФ доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

Поскольку исковые требования о расторжении договора купли-продажи автомобиля удовлетворению не подлежат, производные требования истца обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

Доводы кассатора о том, что автомобиль истца относится к типу «Грузовой» подлежат отклонению, поскольку уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, выводы суда об их несостоятельности мотивированы. Основанием для отмены решения суда указанные кассатором обстоятельства служить не могут.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д ЕЛ И Л А:

Решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу КРООО «Общества защиты прав потребителей Кировской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи