ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-11824 от 21.01.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья: Митрофанов А.Д.. Дело № 33-534 (33-11824)    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 21 января 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

 председательствующего Крайниковой Т.В.

 судей Марченко О.С., Ковалева С.А.

 при секретаре Ким Л.М.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Арсеньева в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям Арсеньевского городского округа: «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10», департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей,

 по апелляционному представлению прокурора г. Арсеньева

 на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 13 октября 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

 На муниципальные общеобразовательные бюджетные учреждения Арсеньевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10» возложены обязанности укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 В удовлетворении требований к департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края отказано.

 Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения прокурора Ровенко В.В., представителя департамента финансов Приморского края Зверевой А.В., судебная коллегия

 установила:

 прокурор г. Арсеньева в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванными исковыми заявлениями, в которых указано, что прокуратурой г. Арсеньева проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений Арсеньевского городского округа: «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10», был установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде данных учреждений, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной управлением образования администрации Арсеньевского городского округа, библиотечный фонд этих учреждений укомплектован не полностью. Средняя обеспеченность учеников с 1 по 11 классов составляет в учреждениях: «Средняя общеобразовательная школа № 1» - 78,57% (нехватка 1091 учебника и учебных пособий), «Средняя общеобразовательная школа № 3» - 95,2% (нехватка 285 учебников и учебных пособий), «Средняя общеобразовательная школа № 4» - 86,73 % (нехватка 627 учебников и учебных пособий), «Средняя общеобразовательная школа № 5» - 92,23 % (нехватка 378 учебников и учебных пособий), «Гимназия № 7» - 90,46 % (нехватка 758 учебников и учебных пособий), «Средняя общеобразовательная школа № 8» - 97,53 % (нехватка 145 учебников и учебных пособий), «Средняя общеобразовательная школа № 10» - 99,26 % (нехватка 45 учебников и учебных пособий), что не соответствует законодательным нормам и федеральным образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу. Вследствие этого, родители учеников вынуждены сами приобретать на собственные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе и стандартам, при отсутствии на то обязанности, что прямо противоречит нормам законодательства. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений, в соответствие с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Финансирование, поступавшее из краевого бюджета, выделяемое департаментом образования и науки Приморского края образовательным учреждениям г. Арсеньева, обеспечение учебниками и учебными пособиями, являются недостаточными для полного укомплектования библиотечных фондов и обеспечения ими учеников по общей основной образовательной программе. Прокурор просил суд обязать муниципальные общеобразовательные бюджетные учреждения Арсеньевского городского округа: «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10» укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, в соответствие с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, департамент финансов Приморского края выделить денежные средства департаменту образования и науки Приморского края для предоставления их указанным муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям Арсеньевского городского округа, с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в тот же срок, департамент образования и науки Приморского края обеспечить данные муниципальные общеобразовательные бюджетные учреждения Арсеньевского городского округа денежными средствами с той же целью, в тот же срок.

 Определением суда данные исковые заявления соединены в одно производство.

 В судебном заседании старший помощник прокурора г. Арсеньева Мицай Д. Г. требования исковых заявлений поддержал, подтвердив их доводы.

 Представители ответчиков муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений Арсеньевского городского округа: «Средняя общеобразовательная школа № 1» ФИО1, «Средняя общеобразовательная школа № 4» ФИО2, «Средняя общеобразовательная школа № 5» ФИО3, «Гимназия № 7» ФИО4, «Средняя общеобразовательная школа № 8» ФИО5, «Средняя общеобразовательная школа № 10» ФИО6, в предварительном судебном заседании представитель ответчика МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» ФИО7 иск признали и пояснили, что в данных учреждениях библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, в соответствие с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, в полном объеме не укомплектован из-за недостаточного финансирования. Недостаток учебников устранен путем приобретения их родителями за свой счет для своих детей.

 В письменном отзыве представитель ответчика департамента финансов Приморского края ФИО8 иски не признал, указав, что органы государственной власти Приморского края осуществляют обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных образований Приморского края, в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату работников этих организаций, расходов на учебники, учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти Приморского края самостоятельно. Законом не предусмотрено при утверждении общей суммы субвенции выделение из нее отдельно бюджетных ассигнований на обеспечение учебных расходов. Субвенция бюджету Арсеньевского городского округа на 2014 год составляет 171586 руб. По состоянию на 27.08.2014 департаменту образования и науки Приморского края выделены средства субвенции в размере 68,3 % от предусмотренного объема бюджетных ассигнований по данному направлению на 2014 год. Нормативы расходов для определения размеров субвенций включают в себя норматив расходов на обеспечение учебного процесса. Утвержденные нормативы на эти цели не оспорены заинтересованными лицами и не признаны недействующими. Решение вопроса о недостаточности установленных нормативов, определение их соразмерности действующим ценам на учебники по данному делу разрешению не подлежит. Распределение средств субвенции осуществляется департаментом образования и науки Приморского края по муниципальным образованиям, а не по школам. Распределение этих средств непосредственно между муниципальными образовательными организациями осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенции на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам. Департамент финансов Приморского края, организуя исполнение краевого бюджета доводит определенные объемы финансирования до главных распорядителей средств краевого бюджета в соответствие с Законом Приморского края о краевом бюджете, со сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и кассовым планом, сформированным по заявкам главных распорядителей средств краевого бюджета. Без такой заявки у департамента финансов Приморского края нет законных оснований для финансирования. Удовлетворение исковых требований нарушит установленный порядок предоставления и расходования средств субвенций. Он является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

 Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился прокурор, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

 Представители департамента образования и науки Приморского края, муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений Арсеньевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10» на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Прокурор Ровенко В.В. в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 Представитель департамента финансов ФИО9 полагала решение суда законным и обоснованным, доводы представления – несостоятельными.

 Обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как установлено судом библиотечные фонды муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений Арсеньевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10» не укомплектованы учебными материалами по предметам основной образовательной программы.

 Указанные обстоятельства сторонами при рассмотрении дела не оспаривались.

 Разрешая возникший спор, суд первой инстанции с учетом положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части возложения на муниципальные общеобразовательные бюджетные учреждения Арсеньевского городского округа обязанности укомплектовать библиотечные фонды учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.

 Решение суда в указанной части никем не обжалуется и в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.

 Проверяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на департамент образования и науки Приморского края, департамент финансов Приморского края обязанности о выделении денежных средств на обеспечение полной укомплектованности библиотечного фонда, судебная коллегия находит его подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.

 Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

 В силу статьи 18 указанного Закона в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

 Пунктом 2 части 3 статьи 28 вышеназванного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

 В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации

 В силу пункта 10 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесена организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

 Согласно пункту 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па, к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

 В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 № 32-па, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

 В силу пункта 7.2 раздела II этого Положения департамент финансов Приморского края осуществляет, в том числе, планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

 Учитывая, что материалами дела подтверждается недостаточность выделяемых средств на обеспечение гарантий общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях в части приобретения учебников и учебных материалов, необходимых для учебного процесса, ни департаментом образования и науки Приморского края, ни департаментом финансов Приморского края не предоставлено доказательств полного финансирования по обеспечению образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования не исполнена, в связи с чем находит требования прокурора о возложении на департаменты обязанности осуществить финансирование расходов за счет средств краевого бюджета подлежащими удовлетворению.

 Довод представления о том, что суд необоснованно увеличил срок исполнения решения до 2 месяцев, не может служить основанием к отмене судебного акта, поскольку срок установлен судом с учетом требований разумности.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 13 октября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований к департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края.

 Обязать Департамент финансов Приморского края выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления их муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям Арсеньевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10» с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечных фондов и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей образовательной программе, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Обязать Департамент образования и науки Приморского края обеспечить муниципальные общеобразовательные бюджетные учреждения Арсеньевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 1», «Средняя общеобразовательная школа № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 4», «Средняя общеобразовательная школа № 5», «Гимназия № 7», «Средняя общеобразовательная школа № 8», «Средняя общеобразовательная школа № 10» денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечных фондов и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей образовательной программе, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Председательствующий:

 Судьи: