ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1190/12 от 05.06.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Рогова Н.К. Дело № 33-1190/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Катаева М.Ю.

судей Варлакова В.В. и Стрижовой В.Н.

при секретаре Комогоровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 июня 2012 года

гражданское дело по иску Орловой Н.С. к Главному Управлению образования Курганской области о включении в список молодых семей на получение субсидии

по апелляционной жалобе Орловой Н.С. на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 марта 2012 года, которым постановлено:

отказать  к Главному Управлению образования Курганской области о включении в список молодых семей на получение субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 гг.» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области.

Заслушав доклад судьи областного суда Стрижовой В.Н., объяснения Орловой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Главного Управления образования Курганской области Оболдиной И.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлова Н.С. обратилась в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности включить семью в список молодых семей на получение субсидии в связи с рождением ребенка. В ходе судебного разбирательства обратилась с заявлением о замене ответчика, предъявив требования к Главному Управлению образования Курганской области о включении ее семьи в список семей на получение субсидии в связи с рождением ребенка в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 гг.», а также в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.», «Социальное развитие села Курганской области до 2012 г.» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Курганской области». В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ее семья соответствует всем требованиям, изложенным в подпрограмме, для получения субсидии, однако во включении в список им было отказано, поскольку договор купли-продажи жилья заключен после рождения ребенка. Указала, что квартира приобретена их семьей через ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» (ОАО «КИЖК»), договор с которой заключен 11.06.2010, договор займа с ОАО «КИЖК» заключен 05.08.2010, договор купли-продажи между , Орловой Н.С. и  заключен 05.08.2010. Также указала, что до приобретения квартиры их семья не имела жилья, проживали в общежитии, супруг состоял на учете нуждающихся в жилом помещении по месту работы.

В судебном заседании истец Орлова Н.С. и ее представитель Углова С.В. поддержали заявленные требования. Истец полагала, что отказ ответчика во включении семьи истца в списки на получение субсидии является незаконным, задержка в оформлении договора купли-продажи квартиры и договора займа произошла по не зависящим от неё причинам, считала, что ее семья имеет право на включение в список на получение субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 гг.».

Представитель ответчика Главного Управления образования Курганской области Оболдина И.В. с иском не согласилась, указав, что в соответствии с требованиями вышеуказанных целевых программ семья Орловых не приобрела жилое помещение на момент рождения ребенка.

Представитель третьего лица ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» Костоусов И.Н. оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился.

Курганским городским судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе истец Орлова Н.С. просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования. Полагает неправильным вывод суда о том, что, по мнению истца, критерием для участия в программе является лишь возраст родителей ребенка. Указывает на то, что кроме возраста родителей, критерием для участия в программе является также нуждаемость в улучшении жилищных условий. Ссылается на то, что супруг состоял в очереди на получение жилья по месту работы, кроме того, указывает, что в Главное Управление образования Курганской области и ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» она обратилась задолго до рождения ребенка. Указывает, что договор с ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» она заключила 11.06.2010, при этом ей объяснили о том, что для получения субсидии необходимо заключить договор с ОАО «КИЖК» до рождения ребенка. Указывает, что 24.06.2010 ОАО «КИЖК» дало заключение о платежеспособности ее семьи, 03.07.2010 между ней и  был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры , а 05.08.2010 с ОАО «КИЖК» заключен договор займа и с  договор купли-продажи квартиры. Ссылается на возможность заключить договор купли-продажи 03.07.2010, однако, указывает, что по требованию ОАО «КИЖК» их семье пришлось собирать дополнительные документы, обновить ранее представленные справки и найти поручителей. Полагает, что отсутствует вина ее семьи в задержке оформления договора купли-продажи, оформление договора займа затянулось по вине ОАО «КИЖК», однако суд не дал оценку данному обстоятельству.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица ОАО «КИЖК» выражает несогласие с доводами жалобы, ссылаясь на отсутствие вины ОАО «КИЖК» в задержке оформления договора займа. Указывает, что необходимые документы для предоставления займа заемщики предоставляли займодавцу уже после рождения ребенка, а договор займа был подписан с заемщиками 05.08.2010, то есть в течение 1-2 дней после предоставления ими последних документов.

Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что истец Орлова Н.С.,  г.р. состоит в зарегистрированном браке с ,  г.р., от брака имеют ребенка - ,  г.р.

11.06.2010 ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» (ОАО «КИЖК») заключило с  договор оказания услуг, согласно которому ОАО «КИЖК» обязалось в соответствии со Стандартами процедуры выдачи (далее Стандарты), рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), утвержденными ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» произвести оценку платежеспособности клиента для получения ипотечного жилищного кредита, предоставить информацию о порядке предоставления ипотечного жилищного кредита в соответствии со Стандартами, выдать кредитный пакет документов клиенту и заключение о платежеспособности.

05.08.2010 между ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» и , Орловой Н.С.,  заключен договор займа на сумму . для приобретения в долевую собственность , Орловой Н.С. двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу  стоимостью . (л.д.5-16).

05.08.2010 между , Орловой Н.С. и  заключен договор купли-продажи двухкомнатной квартиры по адресу  стоимостью . (л.д.18-19).

 обратился в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении субсидии при рождении ребенка на основании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 годы.».

13.12.2010 Главным Управлением образования Курганской области Орловой Н.С. и ее супругу было направлено письмо о проведении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2010 гг.» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Курганской области», в ноябре 2010 года заседания межведомственной комиссии, на которой утверждался список молодых семей на получение субсидии при рождении (усыновлении) ребенка в 4 квартале 2010 года, в данный список семья Орловых не включена, со ссылкой на то обстоятельство, что на момент рождения ребенка они не приобрели жилье (л.д.20).

Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске по тем основаниям, что на момент рождения ребенка семья Орловых не являлась участником целевых программ по обеспечению жильем и ипотечному кредитованию, не приобрела жилье в рамках данных целевых программ.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

В силу п. 3 ст. 40  определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.

В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утвержденной постановлением  от 17 сентября 2001 года № 675 направленной на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», предполагается формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основными задачами подпрограммы являются: обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

В подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» (в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 23.11.2009 N 555, от 28.12.2009 N 612, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - подпрограмма), являющейся приложением 1 к принятой во исполнение федерального проекта целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 28 февраля 2006 года № 1247 отражены аналогичные цели и задачи.

В соответствии с разделом 4 подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).

Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий: 1) субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета; 2) субсидия на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального и областного бюджетов (раздел 6 подпрограммы).

Из дела усматривается, что семья Орловых обращалась с заявлением о предоставлении субсидии при рождении ребенка (выплачиваемой за счет средств областного бюджета) (л.д.97). Во включении в список на предоставление именно данной субсидии было отказано (л.д.20).

Судебная коллегия полагает неправомерным отказ ответчика во включении семьи Орловых в список на получение субсидии при рождении ребенка.

Из раздела 6 приведенной выше подпрограммы следует, что субсидию при рождении (усыновлении) ребенка могут получить молодые семьи, которые приобрели жилье в рамках целевых программ Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2001 - 2005 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.», «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года».

Субсидии при рождении (усыновлении) ребенка молодым семьям предоставляются при условии, если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствует условиям, изложенным в разделе 4 настоящей подпрограммы.

Материалы дела подтверждено и по существу не оспаривалось сторонами, что свидетельствуют, что семья Орловых на момент обращения за субсидией отвечала всем условиям, перечисленным в разделе 4 подпрограммы: возраст супругов, наличие ребенка, нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Весь пакет документов, предусмотренных разделом 6 подпрограммы для получения субсидии при рождении ребенка, Орловыми был представлен.

Договор займа заключен , Н.С. с ОАО «КИЖК», денежные средства по договору переданы в счет оплаты по договору купли-продажи квартиры. Таким образом, квартира приобретена Орловыми в соответствии с п.4.4 областной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.». Заключение данных договоров соответствует требованиям раздела 6 подпрограммы.

Ответчик указывал, что участником целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» семья Орловых стала 05.08.2010, таким образом, признавал факт приобретения жилья Орловыми в рамках данной целевой программы.

Ссылка Главного управления образования Курганской области на то обстоятельство, что семья Орловых не вправе претендовать на получение субсидии при рождении ребенка, поскольку данная субсидия предоставляется только тем молодым семьям, которые на момент рождения ребенка уже приобрели жилье в рамках целевых программ, основана на неправильном толковании раздела 6 подпрограммы.

Как следует из п.1 раздела 6 подпрограммы субсидию при рождении (усыновлении) ребенка могут получить молодые семьи, которые приобрели жилье в рамках целевых программ Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2001 - 2005 годы", "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.", "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года".

Данное положение предусматривает совокупность оснований для получения субсидии молодой семьей: рождение ребенка и приобретение жилья в рамках указанных целевых программ. При этом очередность данных событий нормативно не установлена. В связи с чем, факт заключения договора купли-продажи жилья молодой семьей после рождения ребенка не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии.

По смыслу раздела 6 подпрограммы субсидии при рождении ребенка предоставляются молодым семьям, если на момент рождения ребенка молодая семья соответствует условиям, изложенным в разделе 4 подпрограммы, в том числе является нуждающейся в улучшении жилищных условий, что опровергает довод ответчика о необходимости приобретения жилья именно до рождения ребенка.

Кроме того, как следует из материалов данного дела и пояснений сторон, Орлова Н.С. обратилась в Главное Управление образования Курганской области и в ОАО «КИЖК» задолго до рождения ребенка. Задержка в оформлении документов произошла по причине непоследовательности требований ОАО «КИЖК» о предоставлении необходимых документов для получения займа (после ухода истца в декретный отпуск было предъявлено новое требование о предоставлении поручителя по договору займа, обновлении документов о доходах), что по существу не отрицалось, подтверждено материалами дела.

Как пояснила истец, в Главном Управлении образования Курганской области ей была дана консультация о необходимости и достаточности заключения до рождения ребенка только договора с ОАО «КИЖК» на оказание услуг, который был заключен 11.06.2010.

Разделом 6 паспорта подпрограммы на Главное управление образования Курганской области и ОАО «КИЖК» возложена обязанность по осуществлению информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы. Между тем, довод истца о том, что до неё не было доведено ответчиком требование о необходимости приобретения жилого помещения до рождения ребенка, не опровергнут.

При указанных обстоятельствах, заключение договора купли-продажи жилого помещения и договора займа с ОАО «КИЖК» 05.08.2010, то есть через месяц после рождения  ребенка у семьи истца, не может быть поставлено им в вину и являться основанием для отказа в предоставлении молодой семье предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Момент признания молодой семьи участником подпрограммы в ней не был определен, соответственно доводы Главного управления образования Курганской области о том, что участником подпрограммы молодая семья Орловых стала лишь с момента заключения договора с ОАО «КИЖК» и договора купли-продажи жилья, то есть с 05.08.2010, не может быть признан состоятельным (л.д.90).

Таким образом, отказ Главного Управления образования Курганской области в постановке семьи Орловых на учет для получения субсидии при рождении ребенка неправомерен.

В соответствии с п.1 раздела 6 подпрограммы (в редакции от 28.12.2009, действовавшей в период спорных правоотношений) Главное управление образования Курганской области на основании проверки представленных документов в пятидневный срок со дня их подачи обязано было принять одно из следующих решений:

о постановке заявителя - участника подпрограммы на учет для получения субсидии при рождении (усыновлении) ребенка;

об отказе в постановке заявителя - участника подпрограммы на учет для получения субсидии при рождении (усыновлении) ребенка с обоснованием причины отказа.

В действующей редакции п.10 Порядка предоставления материнского капитала (субсидий при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 гг.» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области Главное управление образования Курганской области принимает в течение 10 дней со дня проведения заседания Комиссии решение о предоставлении молодой семье материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) либо об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) (в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.02.2012 N 36).

Между тем, как установлено в суде апелляционной инстанции, в связи с недостатком финансирования Главное управление образования Курганской области фактически осуществляет учет молодых семей, имеющих право на получение указанной субсидии.

В связи с чем, разрешая спор согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах заявленных требований, судебная коллегия полагает удовлетворить требования Орловой Н.С. о возложении на Главное Управление образования Курганской области обязанности по постановке на учет её семьи для получения субсидии при рождении ребенка.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 5 марта 2012 года отменить.

Исковые требования  удовлетворить.

Обязать Главное Управление образования Курганской области поставить на учет семью  и  для получения субсидии при рождении ребенка в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 гг.» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области».

Судья-председательствующий:

Судьи: