ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1200/63 от 19.07.2012 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Мордовия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Мордовия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Пурцакин В.В. Дело №33-1200/63

Докладчик Тамаров Ю.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Екония Г.К.

судей Назаркиной И.П.

Тамарова Ю.П.

при секретаре судебного заседания Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 июля 2012 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Главы Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Грызуновой Н.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 14 мая 2012 года.

Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования с заявлением к администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия проверки исполнения природоохранного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлен факт бездействия администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, выразившийся в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

На территории Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на реке Ришлейка находится плотина с водосбросным сооружением, которая в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» относится к гидротехническому сооружению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 марта 2010 года на основании заявления администрации Анненковского сельского поселения в указанный реестр внесена запись о принятии спорного гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с присвоением ему кадастрового номера .

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации влечёт невозможность исполнения предусмотренных статьёй 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей, в том числе по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, организации эксплуатации гидротехнического сооружения, проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения, осуществления взаимодействия по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, что создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и может быть использовано, в том числе в террористических целях.

С учётом уточнённых требований прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по обращению в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение, находящееся на территории Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на реке Ришлейка.

Обязать администрацию Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района устранить в полном объёме допущенное нарушение, а именно, принять установленные законом меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение, находящееся на территории Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на реке Ришлейка (л.д.1-3, 11 и 12).

Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 14 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены (л.д.97-101).

В апелляционной жалобе Глава Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Грызунова Н.В. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что абзацем вторым части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право, а не обязанность, органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь; Федеральные законы от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не устанавливают обязанности органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения; в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений; в соответствии с пунктом 93 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2009 года №117/66, бесхозяйные гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, а информационные данные о бесхозяйных гидротехнических сооружениях формируются и представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие сооружения, то есть на территории Республики Мордовия данные информационные данные формируются и представляются Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, которое на основании Республиканской целевой программы «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия», на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2010 года №397, является распорядителем бюджетных средств на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, поэтому Анненковское сельское поселение не допускало противоправного бездействия в отношении спорного гидротехнического сооружения (л.д.104-108).

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Ромодановского района Республики Мордовия Малый Д.А. просил решение суда оставить без изменения в виду того, что: в апелляционной жалобе даётся неправильное толкование статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации; обязанность максимально возможного использования сил и средств для предупреждения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования лежит на органах местного самоуправления; остальные доводы апелляционной жалобы не имеют отношения к делу.

В судебное заседание прокурор Ромодановского района Республики Мордовия Малый Д.А. и представитель Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д.120 и 122), о причинах неявки прокурор не известил, а представитель администрации представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.123), отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив в интересах законности, которым не может отвечать неправильное применение норм процессуального права, регулирующих порядок обращения за судебной защитой, дело в полном объёме, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

По материалам дела установлено, что на территории Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на реке Ришлейка находится плотина с водосбросным сооружением, назначение гидротехническое, инвентарный номер 187, год ввода в эксплуатацию 1982 год.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 марта 2010 года на основании заявления администрации Анненковского сельского поселения в указанный реестр внесена запись о принятии спорного гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с присвоением ему кадастрового номера .

Уставом Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения данного муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране жизни и здоровья (подпункты 1, 9, 24 и 26 пункта 1 статьи 6).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, не опровергнуты, и сомнений в их достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что администрация Анненковского сельского поселения на основании пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 6 вышеуказанного Устава, действуя как орган местного самоуправления в интересах представляемого ею муниципального образования добросовестно и разумно, обязана принять меры к обращению в муниципальную собственность спорного гидротехнического сооружения, поскольку отсутствие собственника этого сооружения влечёт невозможность исполнения предусмотренных статьёй 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, организации эксплуатации гидротехнического сооружения, проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения, осуществления взаимодействия по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, что создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и может быть использовано, в том числе в террористических целях, а в силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Данный вывод суда основан на неправильном толковании закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи – также Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного Кодекса это лицо вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за судебной защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.

Таким образом, постольку поскольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путём подачи в суд соответствующего иска, то возложение на администрацию Анненковского сельского поселения обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность спорного гидротехнического сооружения нарушает её право, предусмотренное статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Более того, доводы апелляционной жалобы также заслуживают внимания.

Федеральные законы от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не устанавливают обязанности органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения;

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

Статьёй 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее – Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 года №490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» было установлено, что Инструкция о ведении Регистра утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 93 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2009 года №117/66, информационные данные о бесхозяйных гидротехнических сооружениях формируются и представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие сооружения в территориальный орган соответствующего органа государственного контроля и надзора с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя), предоставляющего указанные информационные данные органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального органа соответствующего органа государственного контроля и надзора.

Целью Республиканской целевой программы «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия», на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2010 года № 397, является, в том числе обеспечение защиты населения и объектов экономики от потенциально опасных гидротехнических сооружений, а в перечень основных мероприятий по Программе отнесены ремонтно-восстановительных работ на гидротехнических сооружениях, заказчик Программы – Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

Согласно разделу 4 данной Программы финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета (субсидии, выделяемые из федерального бюджета на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Мордовия, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений).

В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов бюджета Республики Мордовия - органов государственной власти Республики Мордовия (Приложение №1 к Закону Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия выступает главным администратором доходов от субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и бесхозяйных гидротехнических сооружений (коды бюджетной классификации Российской Федерации – 836 и 2 02 02021 02 0000 151).

В соответствии с Ведомственной структурой расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на плановый период 2012 и 2013 годов (Приложение №1 к Закону Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия выступает главным администратором расходов на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений (код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи – 836, 04, 06, 2800300).

При таких обстоятельствах следует, что полномочиями по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Республики Мордовия и их содержанию наделено Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, а не органы местного самоуправления, поэтому на администрацию Анненковского сельского поселения не может быть возложена обязанность по решению этих вопросов.

В связи с этим обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении предъявленных требований.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 14 мая 2012 года отменить и принять новое решение.

В удовлетворении заявления прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, обратившегося в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, к администрации Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия Анненковского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия отказать.

Судья-председательствующий Г.К. Екония

судьи И.П. Назаркина

Ю.П. Тамаров