ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1223/12 от 14.06.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Булатов П.Г. Дело № 33-1223/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,

судей Шарыповой Н.В. и Фоминой А.И.,

при секретаре судебного заседания Новгородовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 июня 2012 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения Правительства Курганской области №  от  года «О предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром»

по апелляционным жалобам ООО «», Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 марта 2012 года,которым постановлено:

требования заявления ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Правительства Курганской области №  от  года «О предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром».

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Правительства Курганской области по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения в поддержку доводов апелляционной жалобы представителей ООО «» по доверенности , выступление в поддержку апелляционных жалоб представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по доверенности ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Курганской области -р от  «О предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром».

В обоснование заявленного требования ФИО1 указал, что в  года ему стало известно об указанном распоряжении Правительства Курганской области, которое не было опубликовано. Копия правового акта получена заявителем по его запросу . С этого времени заявитель исчислял срок для обжалования, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанным распоряжением территория     предоставлена в пользование ООО «». Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области предписано выдать ООО «» долгосрочную лицензию и заключить с ним договор о предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром.

Заявитель указал на противоречие оспариваемого распоряжения Правительства Курганской области действующему законодательству. В качестве основания принятия распоряжения указаны Федеральный закон от 24.04.1995 № 52 «О животном мире» и постановление Правительства Курганской области от 04.05.2010 № 161.

Между тем, с 01.04.2010 внесены существенные изменения в порядок и форму предоставления животного мира, отнесенных к объектам охоты, в пользование юридических лиц и предпринимателей. После 01.04.2010 положения Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» не предусматривают предоставление животного мира в пользование юридическим лицам и предпринимателям путем выдачи долгосрочной лицензии. Все отношения по предоставлению объектов животного мира в пользование отнесены к компетенции специального закона об охоте. Положениями статей 27, 33, 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок заключения охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами с победителем аукциона на право заключения такого соглашения.

Кроме того, из содержания ст. ст. 33, 34 названного Федерального закона не следует наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению животного мира в долгосрочное пользование юридическим лицам путем выдачи лицензий.

Переходные положения, указанные в ст. ст. 70, 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, определяют сохранение права долгосрочного пользования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, возникшее до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до истечения срока действия указанных лицензий.

По мнению заявителя, после 01.04.2010 закон не предусматривает никакой возможности предоставления животного мира в пользование юридических лиц путем выдачи долгосрочных лицензий.

Относительно ссылки в оспариваемом распоряжении на пункт 2 постановления Правительства Курганской области от 04.05.2010 № 161 заявитель указал, что данный пункт противоречил федеральному законодательству, и позднее был отменен постановлением Правительства Курганской области от 15.03.2011 № 93.

ФИО1 полагал, что в результате принятия противоречащего федеральным законам «Об охоте» и «О животном мире» распоряжения Правительства Курганской области от  -р государственная собственность - животный мир незаконно переданы в долгосрочное пользование частным лицам. Указал, что оспариваемым распоряжением нарушены его права как охотника. Ранее на указанных территориях, являвшихся общедоступными охотничьими угодьями, можно было охотиться, имея лишь разрешение на добычу охотничьих ресурсов. В настоящее время в связи с передачей данного охотничьего хозяйства юридическому лицу охота на данных территориях осуществляется при наличии не только разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выдаваемого Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, но и при наличии путевки, а также при заключении с владельцами охотничьих угодий возмездного договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства. Обращал внимание, что он лишен права свободно пребывать в целях охоты на территории указанного охотничьего хозяйства.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области по доверенности ФИО2 возражала против заявления. В представленном в дело отзыве указано, что процедура принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении для ООО «» территории (акватории) Курганской области для осуществления пользования животным миром занимала продолжительное время. Заявки на предоставление в пользование охотничьих хозяйств были поданы до 01.04.2010, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заявки поданы в порядке, предусмотренном действовавшими нормами Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и постановления Правительства Курганской области от 11.11.2008 № 499 «О порядке предоставления в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром». Пунктом 2 постановления Правительства Курганской области от 04.05.2010 № 161 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области» предусматривалось, что предоставление в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области по заявкам, поданным до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного федерального закона. Учитывая изложенное, заинтересованное лицо полагало, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий Правительства Курганской области и не противоречит Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ.

Правительством Курганской области указано, что оспариваемое распоряжение не регулирует права физических лиц по предоставлению объектов животного мира в пользование граждан, поэтому не препятствует реализации права заявителя на осуществление любительской и спортивной охоты в закрепленных за юридическими лицами и индивидуальным предпринимателем охотничьих угодьях. Заявлено ходатайство о прекращении производства по делу на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, заинтересованным лицом приведена ссылка на пропуск заявителем срока исковой давности, поскольку об оспариваемом распоряжении ФИО1 стало известно 18.03.2011 при рассмотрении другого гражданского дела по его заявлению об оспаривании пункта 2 постановления Правительства Курганской области от 04.05.2010 № 161.

Представитель заинтересованного лица - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - ФИО3, действующая на основании доверенности, с заявленным требованием не согласилась. Поддержала доводы представителя Правительства Курганской области.

В судебном заседании представители заинтересованного лица - ООО «  и по доверенности  возражали против удовлетворения заявления, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве, также заявив о пропуске ФИО1 срока для обжалования.

Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласились заинтересованные лица.

В апелляционной жалобе ООО «» просит отменить судебное решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, изложенные в судебных заседаниях первой инстанции. Считают, что принятие распоряжения Правительства Курганской области от  -р и предоставление для ООО «» территории  произведены во исполнение решения Арбитражного суда Курганской области в рамках восстановления ранее возникшего, предоставленного, а затем нарушенного права предприятия. Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела и были неправильно определены судом.

Полагают, что кроме копии охотничьего билета ФИО1, на которую сослался суд, не представлено иных документов, свидетельствующих о возможном нарушение прав заявителя. Наличие охотничьего билета, согласно действующему законодательству, не дает право охоты в общедоступных или в закрепленных охотничьих угодьях, необходимо получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства обращения ФИО1 в ООО «» с целью получения права охоты на территории Ирюмского охотничьего хозяйства или доказательства отказа в предоставлении права охоты на указанной территории.

Не согласны с выводом суда, что последствия пропуска срока обращения в суд не подлежат применению, поскольку в судебное заседание не предоставлено достоверных доказательств пропуска ФИО1 срока обращения. Полагали, что данные выводы суда противоречат обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Считает, что заявитель узнал об оспариваемом распоряжении с , когда его текст был приобщен к материалам гражданского дела, в котором ФИО1 принимал участие.

Также не согласны с выводом суда об отсутствии в действиях заявителя злоупотребления правом. Ссылаются, что ФИО1 было известно о предоставлении территории Ирюмского охотничьего хозяйства ООО «» и в период с  годы. Заявитель совместно с их предприятием боролся с незаконными действиями Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области также ставит вопрос об отмене решения суда и о прекращении производства по делу. Ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, полагает, что суд не должен был руководствоваться нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку это нарушает принцип действия законодательного акта во времени. Обращает внимание, что названный Федеральный закон не содержит норм, указывающих на возможность его применения к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Ссылаясь на различную судебную практику, полагает, что суд в нарушение статей 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дал правовой оценки доводу Правительства Курганской области о том, что правоотношения между ним и ООО «» возникли задолго до 01.04.2010.

Представитель Правительства Курганской области отмечает, что суд, не указав, какие конкретные права и свободы заявителя нарушены и в чем это выразилось, не обосновал свой вывод о нарушении прав ФИО1

Считает, что оспариваемый акт не затрагивает права граждан, в том числе и заявителя, поскольку не регулирует вопросы предоставления объектов животного мира в пользование граждан.

Указывает, что ФИО1 за получением именных разовых лицензий или разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории указанного в оспариваемом распоряжении охотничьего хозяйства Курганской области не обращался. Оспариваемое распоряжение не препятствует ФИО1 в установленном законом порядке осуществлять охоту на общедоступных или на закреплённых охотничьих угодьях.

Настаивает на том, что в отсутствие нарушения прав и свобод ФИО1 производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционные жалобы ФИО1 просит оставить судебное решение без изменения, в удовлетворении жалоб отказать.

В отзыве на апелляционные жалобы Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, поддерживая доводы апелляционных жалоб Правительства Курганской области и ООО «», просит об отмене решения суда и о прекращении производства по делу.

Заявитель ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. Представлено заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения сторон судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия областного суда находит решение подлежащим отмене по причине несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушением норм материального и процессуального права (п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что в целях упорядочения ведения охотничьего хозяйства со ссылкой на Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», решение Арбитражного суда Курганской области от 21.05.2010 и постановление Правительства Курганской области от 04.05.2010 № 161 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области» Правительством Курганской области принято распоряжение от  -р «О предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром», которым территория (акватория)  площадью 29,0 тыс. га на 25 лет предоставлена для ООО «» в целях осуществления пользования объектами животного мира.

Этим же распоряжением Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области предписано выдать указанному юридическому лицу долгосрочную лицензию и заключить с ним договор о предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром.

Согласно разъяснениям пункта 9 Постановления Пленума  Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области не отвечает указанным выше признакам нормативного правового акта.

В соответствии с ч. 3 ст. 15  любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Доказательств об опубликовании распоряжения Правительства Курганской области от  -р «О предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимой для осуществления пользования животным миром» суду не представлены.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Курганский городской суд Курганской области правомерно рассмотрел настоящее гражданское дело в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотренных главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктами «в», «д» части 1 статьи 72  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 ).

Статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» в редакции от 14.03.2009, действовавшей до 01.04.2010, предусматривалось, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.

С 1 апреля 2010 года предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу ч. 2 ст. 25, ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (далее - аукцион) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 71 вышеуказанного закона установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

Проанализировав вышеуказанные нормы и принимая во внимание изменения в правовом регулировании в областях охраны и использовании животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии с 01.04.2010 полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению животного мира в долгосрочное пользование путем предоставления лицензии.

С таким выводом не согласна судебная коллегия областного суда, поскольку при рассмотрении дела судом не учтены следующие обстоятельства, на которые ссылаются заинтересованные лица в апелляционных жалобах.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.05.2010 удовлетворены заявленные требования ООО «» к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о признании незаконными действий и ненормативных актов.

Признан недействительным приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.09.2008 № 629 «Об утверждении заключений экспертной комиссии по рассмотрению заявок на получение в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» в части позиции  территория   приложения .

Признано недействительным распоряжение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 863-р от 18.09.2008 «О проведении конкурса по предоставлению территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» в части позиции  территория  приложения .

Признаны незаконными действия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по проведению  закрытого конкурса по предоставлению территории  .

Признаны незаконными бездействия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, выразившиеся в неопределении наличия приоритета у ООО «» в предоставлении животного мира на территории  и в невключении ООО «» в перечень юридических лиц - соискателей лицензии, имеющих приоритет в предоставлении животного мира, указанных в приложении  к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от   «Об утверждении заключений экспертной комиссии по рассмотрению заявок на получение в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».

На Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем исключения позиции  (территория  ) из приложения  «Перечень претендентов для участия в конкурсах на предоставление территорий, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от   «Об утверждении заключений экспертной комиссии по рассмотрению заявок на получение в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»; а также внести ООО «Курган-охота» в приложение  «Перечень соискателей лицензии, заявки на получение животного мира которых необходимо направить на государственную экологическую экспертизу» к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от   «Об утверждении заключений экспертной комиссии по рассмотрению заявок на получение в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»; исключить позицию  (территория ) из приложения  к распоряжению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области -р от  «О проведении конкурса по предоставлению территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты».

Названным решением Арбитражного суда Курганской области разрешено заявление ООО «», поступившее в суд в 2009 году, то есть задолго до вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, что не оспаривали стороны в судебном заседании и подтверждено материалами дела.

Данным судебным решением установлено, что 19.11.2008 по результатам заседания конкурсной комиссии согласно протоколу по вопросу предоставления территории  (вопрос ) победителем признано ООО «». Решением Арбитражного суда Курганской области от  закрытый конкурс признан недействительным вследствие нарушения порядка его проведения. После вступления в силу названного решения Департамент предпринял действия по аннулированию лицензии общества «» на пользование объектами животного мира и прекращению соответствующей деятельности последнего.

В решении от 21.05.2010 сделан вывод о том, что согласно поданным заявкам на территории Ирюмского охотничьего хозяйства нескольких равных по приоритету претендентов на одну заявленную территорию не имелось, что исключало необходимость проведения конкурса с соблюдением антимонопольных требований в силу статьи 39 ФЗ «О животном мире». Приоритет ООО «» подтвержден положительным заключением Департамента на основании данных о профессиональной (квалификационной) подготовке специалистов, организационно-технических возможностях и правах на земельный участок.

Таким образом, основанием для принятия решения о предоставлении ООО «» вне конкурса спорной территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, является имеющееся у общества в силу Закона, приоритетное право на ведение охоты и охотничьего хозяйства на истребуемом участке.

Арбитражным судом дана оценка незаконным действиям и бездействию Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, в результате которых нарушены права ООО «» по предоставлению в пользование территории  , начавшиеся с мероприятий по проведению конкурса в сентябре 2008 года. В резолютивной части решения определен порядок устранения допущенных Департаментом нарушений в виде процедуры по предоставлению обществу долгосрочной лицензии.

В силу п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Курганской области от  -р принято во исполнение вышеуказанного решения Арбитражного суда Курганской области, что соответствует положениям Закона.

Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…» данный федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 года и не содержит положений о том, что он применяется к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу. В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

На момент проведения конкурса по предоставлению в пользование территории   являлись действующими положения Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» в редакции, действовавшей до 01.04.2010.

Правоотношения по предоставлению в пользование ООО «» территории  возникли с сентября 2008 года. Нарушенное право общества восстановлено в судебном порядке лишь 21.05.2010, следовательно, к отношениям, вытекающим из результатов состоявшегося в сентябре 2008 года конкурса, должны применяться положения действующих на тот момент нормативных актов. Отказ со стороны Правительства Курганской области в восстановлении нарушенного права ООО «» в предоставлении объекта животного мира в долгосрочное пользование привел бы по существу к неисполнению решения Арбитражного суда Курганской области, что недопустимо.

При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом (ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По делу о рассмотрении заявления ООО «» в Арбитражном суде Курганской области ФИО1 принимал участие в качестве директора ООО «», что отражено в решении от 21.05.2010 (л.д. 87-94). О принятом судебном решении в защиту прав общества на предоставление в пользование охотничьих угодий именно  заявителю было известно.

В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Условия реализации субъективного гражданского права устанавливаются законом или согласовываются сторонами, отклонение от этих условий может расцениваться как злоупотребление правом, не подлежащее защите на основании ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявляя требования об оспаривании распоряжения Правительства Курганской области от  -р, принятого во исполнение решения Арбитражного суда Курганской области от 21.05.2010, ФИО1 допустил явное злоупотребление правом, в связи с чем его требования не подлежат судебной защите.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 23 марта 2012 года отменить, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Общества с ограниченной ответственностью «Курган-Охота» - удовлетворить.

ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Правительства Курганской области -р от  «О предоставлении территории (акватории) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром» - отказать.

Судья-председательствующий

Судьи