ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1244/2022 от 24.01.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-1244/2022

(УИД 0)

(15/1-164/2021)

Судья – Ануфриева С.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Пермь 24 января 2022 года

Пермский краевой суд в составе

судьи Высочанской О.Ю.,

при секретаре Козловой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Главного управления МЧС России по Пермскому краю на определение Губахинского городского суда Пермского края от 24.11.2021, которым в удовлетворении заявления Главному управлению МЧС России по Пермскому краю о прекращении исполнительного производства от 16.03.2020 № ** в части разработки проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции) здания пожарного депо расположенного по адресу: ****, возбужденного на основании решения Чусовского городского суда Пермского края от 16.10.2019, отказано,

у с т а н о в и л:

ГУ МЧС России по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 16.03.2020 №**, возбужденного на основании исполнительного листа от 27.11.2019 № ** в части разработки проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции) здания пожарного депо, расположенного по адресу: ****.

В обосновании заявления указано, что решением Чусовского городского суда Пермского края от 16.10.2019 по иску Прокурора г.Губаха на ГУ МЧС России по Пермскому краю возложена обязанность по проведению инструментального обследования строительных конструкций здания пожарного депо по ул.**** в г.Губаха с разработкой проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции). Выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем 16.03.2020 возбуждено исполнительное производство. ГУ МЧС проведено инструментальное обследование строительных конструкций здания пожарного депо, по результатам обследования экспертом выдано «Техническое заключение по проведению детального инструментального обследования строительных конструкций здания». В соответствии с п.9.2 Технического заключения экспертом сделан вывод об экономической нецелесообразности приведения здания в работоспособное техническое состояние (реконструкцию) и рекомендовано выполнить демонтаж нежилого помещения, в связи с чем исполнить решение Чусовского городского суда Пермского края от 16.10.2019 в части разработки проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта не представляется возможным.

Судом постановлено приведённое выше определение об отказе в удовлетворении заявления, об отмене которого в частной жалобе просит ГУ МЧС России по Пермскому краю. Апеллянт полагает, что утрачена возможность исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения Губахинского городского суда Пермского края от 16.10.2019. В рамках исполнения исполнительного документа Главным управлением проведено инструментальное обследование строительных конструкций здания пожарного депо, расположенного по адресу: ****. По результатам обследования экспертом выдано техническое заключение по проведению детального инструментального обследования строительных конструкций спорного здания. В данном заключении общее состояние здания оценено как аварийное техническое состояние, приведение строительных конструкций 3-х этажного нежилого здания в работоспособное техническое состояние (реконструкция) экономически нецелесообразно, рекомендовано выполнить демонтаж здания. Как полагает апеллянт, выводы экспертного заключения о демонтаже здания пожарного депо основываются не только на факте экономической нецелесообразности приведения здания в работоспособное техническое состояние, но и связанно со значительным отклонением стен от вертикали, причину возникновения и степень развития которого определить невозможно. На момент возбуждения исполнительного производства о возложении обязанности на Главное управление провести инструментальное обследование строительных конструкций здания пожарного депо с разработкой проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции) отсутствовала информация о действительном техническом состоянии здания. Заключение экспертной организации о состоянии здания получено Главным управлением в рамках исполнения исполнительного документа в части проведения инструментального обследования строительных конструкций здания пожарного депо. Возможность исполнения исполнительного документа в части разработки проектно-сметной документации утрачена в связи с проведением инструментального обследования строительных конструкций здания пожарного депо по причинам, не зависящим от Главного управления. Как полагает апеллянт, разработка проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции) здания пожарного депо, находящегося в аварийном техническом состоянии, с учетом заключения экспертной организации о значительном отклонении стен от вертикали и демонтаже здания противоречит целям обеспечения безопасных условий труда работников пожарно-спасательной части, а также безопасности иных лиц, посещающих здание пожарного депо.

Прокурором г. Губаха поданы возражения на частную жалобу с просьбой оставить определение суда без изменения.

В силу положений ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения ввиду следующего.

В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес.

Согласно ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

По смыслу приведенных положений пункта 2 части 1 названной статьи прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

Судом первой инстанции по материалов дела верно установлено, что решением Чусовского городского суда от 16.10.2019 на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение 3 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда возложена обязанность организовать финансовое обеспечение расходов на проведение Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю инструментального обследования строительных конструкций здания пожарного депо, расположенного по адресу: **** с разработкой проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции); на Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю возложена обязанность в шестимесячный срок с момента выделения денежных средств провести инструментальное обследование строительных конструкций здания пожарного депо по указанному адресу с разработкой проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции).

Решение суда вступило в законную силу.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю 16.03.2020 возбуждено исполнительное производство по предмету исполнения: в шестимесячный срок с момента выделения денежных средств провести инструментальное обследование строительных конструкций здания пожарного депо с разработкой проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта (реконструкции).

ГУ МЧС проведено инструментальное обследование строительных конструкций здания пожарного депо, по результатам обследования экспертом выдано «Техническое заключение по проведению детального инструментального обследования строительных конструкций здания».

Согласно пункту 9.2 технического заключения по проведению детального инструментального обследования строительных конструкций здания пожарного депо, имеющегося в материалах дела, содержится следующее заключение эксперта организации по результатам обследования: «Общее состояние здания, расположенного по адресу: **** по результатам обследования оценено как аварийное техническое состояние. Приведение строительных конструкций 3-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: *** в работоспособное техническое состояние (реконструкция) экономически нецелесообразно. Кроме того, несущие стены здания имеют значительные отклонения от вертикали. Причину возникновения и степень развития отклонения стен в связи с отсутствием технической документации и предыдущих результатов обследования определить не представляется возможным, в связи с чем необходимо осуществить мониторинг за состоянием конструкций стен не реже, чем 2 раза в год в период осенне- весеннего оттаивания (замерзания) грунтов. Рекомендуется выполнить демонтаж нежилого здания».

В материалах дела имеется письмо от 03.09.2020, из которого следует, что ГУ МЧС России по Пермскому краю предлагает МЧС России (Управление инвестиций и строительства) рассмотреть вопрос строительства нового пожарного депо в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в РФ».

Решением коллегии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.12.2020 утвержден перечь объектов капитального строительства (реконструкции) МЧС России на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 от 25.12.2020, во вновь включаемые объекты капитального строительства (реконструкции) МЧС России включено строительство здания пожарно-спасательной части ГУ МЧС России по Пермскому краю в г.Губаха ул.****, на основании восполнения основных фондов взамен выводимых из эксплуатации в связи с аварийным состоянием.

В письме от 16.06.2021 МЧС России по Пермскому краю просит МЧС России рассмотреть возможность строительства нового пожарного депо 1-го типа на 6 машино-выездов на предполагаемом земельном участке местоположение: г.Губаха, юго-восточнее перекрестка пр.Октябрьский ул.Парковая.

Постановлением Администрации Губахинского городского округа Пермского края от 19.11.2021 № 1350 постановлено предоставить ГУ МЧС по Пермскому краю в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 16 485 кв.м. по адресу: Городской округ Город Губаха.

Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени здание пожарного депо, расположенного по адресу: Пермский край, г.Губаха ул.**** не демонтировано, в нем постоянно находятся люди в связи с осуществлением трудовых обязанностей.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что указанные заявителем обстоятельства не могут повлечь за собой прекращение исполнительного производства на основании п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку не свидетельствуют об утрате должником возможности исполнения решения суда. При этом суд первой инстанции верно обратил внимание на то, что в случае удовлетворения заявления Главного управления МЧС России по Пермскому краю взыскатель утратит возможность принудительного исполнения требований исполнительного документа.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям гражданского процессуального законодательства.

Доводы, изложенные в частной жалобе, повторяют позицию Главного управления МЧС России по Пермскому краю, занятую при рассмотрении заявления, а также направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, верно исходил из того, что само по себе признание здания депо аварийным с рекомендацией о его демонтаже не означает невозможность его реконструкции и приведение в нормативное состояние. При этом относимые и допустимые доказательства о невозможности привести здание депо в надлежащее состояние заявителем не представлены, техническое заключение содержит лишь рекомендацию о выполнении демонтажа нежилого здания депо по ул.****.

Судом первой инстанции также верно указано, что строительство нового здания депо взамен имеющегося здания не исключает возможность исполнения решения Чусовского городского суда от 16.10.2019, однако новое здание депо в настоящее время не построено, строительство здания не начато, денежные средства на строительство не выделены.

При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Губахинского городского суда Пермского края от 24.11.2021 оставить без изменения, частную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю - без удовлетворения.

Судья: