Самарский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья: Захаревская М.Г. Гр. дело № 33-12534
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Калинниковой О.А., Шилова А.Е.
при секретаре Горбушковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Ивановой ФИО8 – по доверенности Дубровиной Л.В. на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 октября 2011 года, которым постановлено:
«Ивановой ФИО9 в удовлетворении заявления о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) РФ от 28.03.2011 г. об отказе в постановке квартиры, расположенной по адресу: , на государственный технический учет незаконным, обязании внести в ЕГРОКС сведения об объекте капитального строительства - жилом помещении в виде вышеуказанной квартиры – отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области Кулинко О.С. (по доверенности), возражавшей на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Иванова Г.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Самарской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) РФ от 28.03.2011 г. об отказе в постановке квартиры на государственный технический учет, обязании ФГУ «ЗКП» по Самарской области внести в ЕГРОКС сведения об объекте капитального строительства - жилом помещении - квартире №, общей площадью 79,3 кв.м., расположенной в объекте незавершенного строительства по адресу: , ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 19.06.2009 г., с учетом разъяснения решения определением того же суда от 10.09.2010 года? за ней - Ивановой Г.В. признано право собственности на квартиру № общей площадью 79,3 кв.м., с приведенной площадью балконов и лоджий 83,7 кв.м. в незавершенном строительством объекте по адресу: .
3.08.2009 г. в целях дальнейшего получения кадастрового паспорта на квартиру, необходимого для государственной регистрации права собственности, она (заявитель) заключила договор № 2115 с МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» о проведении последним работ по технической инвентаризации вышеуказанной квартиры, изготовлению 3 экземпляров технических паспортов в бумажном и 1 экземпляра в электронном виде.
Кроме того, МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» взяло на себя сопровождение технической документации в орган кадастрового учета для постановки квартиры на государственный кадастровый учет.
Как ей (заявителю) стало известно, в марте 2010 г. МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» изготовило 3 экземпляра технического паспорта в бумажном виде и 1 экземпляр в электронном виде и представило их в Управление Роснедвижимости по Самарской области для проведения государственного технического учета, однако МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» решениями от 29.10.2009 г., от 24.12.2009 г., от 12.02.2010 г. и от 19.03.2010 г., а также от 28.03.2011 года было отказано в постановке объекта капитального строительства на государственный технический учет.
В качестве основания для отказа был указан пункт 2.3.2 Административного регламента (п. 11 Правил ведения ЕГРОКС): в техническом паспорте в бумажном виде и техническом паспорте в электронном виде, изготовленном при помощи специализированного программного обеспечения, отсутствуют сведения о назначении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: .
Ссылаясь на то, что такой отказ в постановке квартиры на государственный технический учет является незаконным, поскольку технический паспорт составлен на объект недвижимости, именуемый как «квартира в незавершенном строительством объекте», и далее по тексту употребляются термины «характеристика квартиры», «экспликация к плану квартиры», и, следовательно, технические паспорта в бумажном и электронном виде составлены на жилое помещение, технический паспорт в части наименования объекта недвижимости не может отличаться от правоустанавливающего документа, в данном случае - решения Центрального районного суда г. Тольятти от 19.06.2009 г., определения Центрального районного суда г. Тольятти от 10.09.2010 г. о разъяснении решения суда, и что при этом нарушается ее право, как собственника квартиры, она лишается возможности распорядиться недвижимостью, Иванова Г.В. и обратилась в суд с данным заявлением.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Ивановой Г.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает решение суда правильным.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин... вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, БТИ обязаны осуществлять, в частности, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда.
Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.
Порядок предоставления заявителям сведений об объектах недвижимого имущества организациями государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921.
Согласно п. 7 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов капитального строительства», первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Минэкономразвития России. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера, на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
Таким образом, технический паспорт на жилое здание оформляется по результатам первичной технической инвентаризации при включении его в жилищный фонд или при приемке в эксплуатацию.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301 Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4.08.1998 г. N 37 (с изменениями, внесенными Приказом Госстроя РФ от 4 сентября 2000 г. N 199) утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации. Пункт 9.3 данной Инструкции содержит указания по заполнению технического паспорта жилого помещения (квартиры), а приложение 13 (обязательное) к данной Инструкции содержит форму технического паспорта жилого помещения (квартиры).
В технический паспорт жилого помещения (квартиры) в обязательном порядке включаются план квартиры, экспликация площади квартиры (номера по плану здания комнат, кухни, коридоров и пр.; назначение частей помещения: жилая комната, кухня и т.п.; общая площадь квартиры, площадь квартиры, жилая площадь, подсобная, площадь лоджий, балконов, террас, веранд и кладовых; высота помещений по обмеру).
Согласно п. 11 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.
Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Приказом от 26.04.2007 г. № 146 утвердило Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства», согласно которому заявителем при обращении лично (или почтой) предоставляются следующие документы: 1. заявление о внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства; 2. технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3-х экземплярах; 3. технический паспорт объекта учета в электронном виде, изготовленном при помощи специализированного программного обеспечения (на электронных носителях или по защищенным каналам связи); 4. копии правоустанавливающих документов.
Судом установлено и видно из материалов дела, что решение от 28.03.2011 г. об отказе в постановке объекта капитального строительства на государственный технический учет связано с ненадлежащим оформлением технического паспорта, когда в техническом паспорте в бумажном виде, и в техническим паспорте в электронном виде отсутствуют сведения о назначении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: .
Доводы заявителя Ивановой Г.В. о том, что в решении от 28.03.2011 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» само себе разъясняет, что назначение квартиры - жилое помещение, а значит и должно прийти к самостоятельному выводу о том, что технические паспорта в бумажном и электронном видах составлены на жилое помещение, суд правильно признал неубедительными, поскольку сведения о назначении помещения должны содержаться в техническом паспорте. Утвержденная форма технического паспорта предусматривает указание в паспорте всех тех сведений (наименование, тип объекта, назначение, стоимость и т.д.), которые обозначены для целей учета и необходимы для внесения в технический учет.
Сторонам не следует «догадываться» о назначении объекта недвижимости, произвольно определять назначение объекта недвижимого имущества, т.к. эти данные должны быть взяты из документов технического учета (технического паспорта БТИ), и если такие документы изготовлены без учета надлежащей формы и обязательного состава включаемых сведений, то такие недостатки должны быть исправлены.
Ссылки заявителя на то, что уже неоднократно вносились изменения в полноту и достоверность сведений, внесенных органом технического учета в технический паспорт, не могут свидетельствовать о незаконности оспоренного решения от 28.03.2011 г.
В случае, если в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении (о чем указано в решении об отказе от 28.03.2011 г.), то это является безусловным основанием к отказу во внесении в ЕГРОКС сведений об объекте недвижимого имущества (п. 2.3.2 Административного регламента).
Также установлено, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Приказом от 26.04.2007 г. № 146 утвердило Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства», согласно которому основаниями для отказа во внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства могут быть случаи, когда: 1. организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией, аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства"; 2. технический паспорт не соответствует установленной форме; 3. в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении; 4. сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.
В силу п. 2.3.2. Административного регламента орган кадастрового учета вправе отказать в проведении государственного технического учета объекта капитального строительства в случае, если в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении. Отсутствие в утвержденной форме паспорта положений, позволяющих указать назначение объекта, препятствует в постановке такого объекта на государственный технический учет.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае у органа кадастрового учета имелись законные основания для отказа в постановке объекта на государственный технический учет, т.к. из материалов дела видно, что в техническим паспорте в электронном виде отсутствуют сведения о назначении объекта капитального строительства, расположенного по адресу:
Форма и содержание решения об отказе от 28.03.2011 г. соответствуют форме и сведениям, установленным Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства».
Ссылки заявителя на то, что при оформлении технических паспортов на спорный объект требуются сведения о назначении объекта, которые вовсе и не важны для целей ведения ЕГРОКС, опровергаются приведенными в описательной части фактическими обстоятельствами дела.
Доводы в кассационной жалобе представителя Ивановой Г.В. о том, что суд формально рассмотрел дело и постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, без учета того, что нарушаются права Ивановой Г.В. поставить квартиру на государственный технический и кадастровый учет, зарегистрировать свое право собственности на нее и осуществить права собственника квартиры, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку суд, дав оценку представленным доказательствам, проанализировав положения Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного технического учета объектов капитального строительства, обоснованно исходил из того, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и иной градостроительной документацией, в силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Дом по адресу: , является незавершенным строительством объектом, в жилищный фонд не включен, первичную техническую инвентаризацию не прошел, объект в целом не учтен, т.к. в эксплуатацию не сдан и на технический, и кадастровый учет не поставлен. В техническом паспорте в бумажном виде и в техническом паспорте в электронном виде, изготовленном при помощи специализированного программного обеспечения, отсутствуют сведения о назначении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: .
Принимая во внимание, что в техническом паспорте обнаружены противоречивые сведения, то отказ в постановке объекта капитального строительства на государственный технический учет в соответствии с пунктом 2.3.2 Административного регламента (п. 11 Правил ведения ЕГРОКС) обоснованно осуществлен по основанию, что в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении.
Заявитель была уведомлена о несоответствии представленных документов установленным требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении требований Ивановой Г.В. является правильным.
Судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства по данному делу, имеющие значение, судом установлены правильно, решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 67 ГПК РФ. В кассационной жалобе не содержатся доводы, которые позволили бы признать выводы суда противоречащими имеющимся в деле документам и усомниться в оценке, которая дана судом собранным по делу доказательствам.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 03 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ивановой Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: