Кемеровский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Изотова О.В. Дело № 33-12672
Докладчик Раужин Е.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Бугровой Н.М.,
судей: Ларченко Н.М., Раужина Е.Н.,
с участием прокурора Афицеровой Ю.И.,
при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года
по заявлению Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.
Требования мотивированы тем, что года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение № «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка».
В соответствии с данным Решением ст. ст. 30.1., 38.1 Земельного Кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ № 808 от 11 ноября 2002 года «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков» решено провести торги в форме аукциона по аренде земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером , относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства придорожного кафе, расположенного по адресу: д.
В соответствии с пп. 4 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
В связи с чем, одним из принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и предоставление земельных участков, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.22 Устава Кемеровского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления, и, как следствие не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по распоряжению муниципальным имуществом.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, принимая решение о проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды, указанного земельного участка, вышел за пределы своей компетенции и тем самым нарушил права неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
О нарушении вышеуказанным решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района гражданских прав и охраняемых законом интересов прокурору Кемеровского района стало известно 13 апреля 2011 года по результатам проведенной по обращению ФИО5 проверки исполнения органами местного самоуправления Кемеровского муниципального района требований земельного законодательства.
Прокурор Кемеровского района просит суд признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, выразившиеся в принятии решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка» незаконными; возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района обязанность отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка»; в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района срок для совершения указанных действий 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Кемеровского района Афицерова Ю.И., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района и Администрации Кемеровского муниципального района - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) и доверенности от года (л.д.16), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года постановлено:
Заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка» незаконным и обязать устранить допущенное нарушение в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Указывает, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов № 300 от 13 марта 2009 года внесено изменение в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов № 5/3 от 25 декабря 1997 года «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе». Данным решением изменен п. 4.4 решения № , Комитету переданы следующие полномочия:
- принятие решения о продлении права аренды на земельные участки;
- обращение в органы местного самоуправления с целью обеспечения выбора земельного участка для строительства;
- принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (проекта границ земельного участка) и иной землеустроительной документации;
- принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов строительства или об отказе в размещении объекта;
- принятие решения о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды, определение на основании независимого отчета независимого оценщика начальную цену предмета торгов или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;
- утверждение конкурсной документации, выставляемого на торги муниципального имущества;
- принятие решения о включении и исключении земельных участков в банк земельных участков.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии с п. 3.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденным решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17 марта 2008 года № 159 Комитет осуществляет от имени муниципального образования в установленном порядке управление и распоряжение муниципальным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции других подразделений администрации Кемеровского муниципального района.
Уполномоченным органом местного самоуправления - Кемеровским районным советом народных депутатов Комитету предоставлены полномочия по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Комитет по управлению муниципальным имуществом не являясь органом местного самоуправления, но, будучи при этом органом местной администрации, то есть органа местного самоуправления, был наделен полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом. Суд первой инстанции не учел данное обстоятельство и не оценил в этой части доводы заинтересованных лиц.
Кассатор полагает, что оспариваемым решением не затронуты права и интересы неопределенного круга лиц либо интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имеет правоприменительный характер.
Таким образом, решение Комитета об утверждении схемы расположения земельного участка принято уполномоченным органом при соблюдении порядка о принятии подобных решений, и соответствует действующему законодательству.
Считаем, что оспариваемым Решением не затронуты права и интересы неопределенного круга лиц либо интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кассатор указывает, что обжалуемое решение принято Комитетом в пределах имеющихся полномочий, предусмотренных п. 4.4 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе», утвержденного Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 1997 года № (в ред. Решения Кемеровского районного Совета народных депутатов от 13 марта 2009 года № «О внесении изменений в Решение Кемеровского районного Совета народных депутатов № от 25 декабря 1997 года»).
В соответствии с указанным пунктом, Комитет принимает решения о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды, определяет начальную цену предмета торгов, «шаг аукциона», а также размер задатка. Решение не было отменено или оспорено ни Прокурором Кемеровского района, ни иным органом государственной власти или гражданином.
По мнению кассатора, обжалуемое решение было принято Комитетом с соблюдением порядка организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков».
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подп. 3 и 4 п. 4 настоящей статьи, которые предусматривают проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, решение Комитета о проведении аукциона по продаже земельного участка принято уполномоченным органом при соблюдении порядка о принятии подобных решений, и соответствует действующему законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района – ФИО2, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, так же представляющую интересы Администрации Кемеровского муниципального района на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшую доводы кассационной жалобы, просившую отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, прокурора Афицерову Ю.И. просившую решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относиться коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы граждан;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его ;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10,11 настоящего кодекса.
В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ч.1 ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № ) структуру органов местного самоуправления составляют: ) представительный орган муниципального образования - Кемеровский районный Совет народных депутатов; глава муниципального образования - глава Кемеровского муниципального района (далее по тексту - глава муниципального района); исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального района.
В соответствии с п.п. 1.2., 1.5. Положения о комитете по управлению муниципальном имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденного решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17 марта 2008 года N , Комитет является уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района органом администрации Кемеровского муниципального района, действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кемеровского муниципального района, настоящим Положением и по всем вопросам отчитывается перед главой Кемеровского муниципального района или в установленном им порядке.
Комитет - орган администрации Кемеровского муниципального района, являющийся ее структурным подразделением, созданный в качестве юридического лица, входит в систему органов администрации Кемеровского муниципального района и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции собственника муниципального имущества в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области.
В соответствии с п. 3.2 указанного выше Положения, Комитет осуществляет от имени муниципального образования в установленном порядке управление и распоряжение муниципальным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции других подразделений администрации Кемеровского муниципального района.
В соответствии с положениями п. 3.31 Положения Комитет организует и проводит торги (аукцион, конкурс) по продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков, а также права аренды.
Согласно Решению Кемеровского районного Совета народных депутатов от 13 марта 2009 года № «О внесении изменений в Решение Кемеровского районного Совета народных депутатов № от 25 декабря 1997 года «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе» Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района переданы полномочия по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договора аренды.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2»О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно п. 1-3 Постановления Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации),
Как видно из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение № «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка», согласно которому решено провести торги по аренде земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером , местоположение которого установлено: д. Земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для проектирования и строительства придорожного кафе (л.д.6-7).
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района вышел за пределы своей компетенции и нарушил права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления по решению вопросов местного значения при принятии указанного выше решения.
По мнению судебной коллегии, данный вывод суда первой инстанции является преждевременным по следующим основаниям.
Суд первой инстанции с учетом всех обстоятельств не дал надлежащей оценки доводам и возражениям представителя Администрации Кемеровского муниципального района о том, что Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района были переданы полномочия по принятию решения о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договора аренды, не исследовал Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденное решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № , которым Комитет по управлению муниципальным имуществом наделяется правом организовывать и проводить торги (аукцион, конкурс) по продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков, а также права аренды.
Судом первой инстанции не было приобщено к материалам дела и исследовано Решение Кемеровского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе», в которое Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения, предоставившие право принимать решения о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды.
В нарушение ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд указанным обстоятельствам, имеющим существенное значение для данного спора, никакой оценки не дал, надлежащим образом их не установил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и оно подлежит отмене в силу п. 1 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку указанные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить для дела обстоятельства имеющие значение для дела, и разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Е.Н. Раужин
Н.М. Ларченко
Судья Изотова О.В. Дело № 33-12672
Докладчик Раужин Е.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
11 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Бугровой Н.М.,
судей: Ларченко Н.М., Раужина Е.Н.,
с участием прокурора Афицеровой Ю.И.,
при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года
по заявлению Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района,
руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Е.Н. Раужин
Н.М. Ларченко