ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-12673 от 11.11.2011 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Изотова О.В. Дело № 33-12673

Докладчик Раужин Е.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Бугровой Н.М.,

судей: Ларченко Н.М., Раужина Е.Н.,

с участием прокурора Афицеровой Ю.И.,

при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года

по заявлению Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение №  «Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе». Согласно данному решению утверждена схема расположения земельного участка площадью  кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: .

В соответствии с п. 4 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.

В связи с чем, одним из принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В соответствии со ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации передача полномочий органа местного самоуправления по принятию решений об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и иной землеустроительной документации не предусмотрена.

В соответствии со ст.22 Устава Кемеровского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления района.

Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, принимая решение об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе, вышел за пределы своей компетенции и тем самым нарушил права неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

О нарушении вышеуказанным решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района гражданских прав и охраняемых законом интересов прокурору  стало известно ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной по обращению ФИО5 проверки исполнения органами местного самоуправления Кемеровского муниципального района требований земельного законодательства.

Прокурор Кемеровского района просит суд признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, выразившиеся в принятии решения №  от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе» незаконными; возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района обязанность отменить решение №  от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе»; в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района срок для совершения указанных действий 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

 Афицерова Ю.И., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района и Администрации Кемеровского муниципального района - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года постановлено:

Заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №  «Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе» и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района устранить данное нарушение в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40), просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Указывает, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.

В соответствии с положениями ч.10 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов №  от 13 марта 2009 года внесено изменение в решение Кемеровского районного Совета народных депутатов №  от 25 декабря 1997 года «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе». Данным решением изменен п. 4.4 решения № , Комитету переданы следующие полномочия по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (проекта границ земельного участка) и иной землеустроительной документации; принятию решения о предварительном согласовании мест размещения объектов строительства или об отказе в размещении объекта;

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии с положениями п. 3.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденным решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17 марта 2008 года N  Комитет осуществляет от имени муниципального образования в установленном порядке управление и распоряжение муниципальным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции других подразделений администрации Кемеровского муниципального района.

Уполномоченным органом местного самоуправления - Кемеровским районным советом народных депутатов Комитету предоставлены полномочия по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

По мнению кассатора, Комитет по управлению муниципальным имуществом не являясь органом местного самоуправления, но, будучи при этом органом местной администрации, то есть органа местного самоуправления, был наделен полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом. Суд первой инстанции не учел данное обстоятельство и не оценил в этой части доводы заинтересованных лиц.

В соответствии с положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кассатор полагает, что оспариваемым решением не затронуты права и интересы неопределенного круга лиц либо интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имеет правоприменительный характер.

Таким образом, решение Комитета по управлению муниципальным имуществом об утверждении схемы расположения земельного участка принято уполномоченным органом при соблюдении порядка о принятии подобных решений, и соответствует действующему законодательству.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района – ФИО2, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, так же представляющую интересы Администрации Кемеровского муниципального района на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшую доводы кассационной жалобы, просившую отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, прокурора Афицерову Ю.И., просившую решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относиться коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы граждан;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № ) структуру органов местного самоуправления составляют: ) представительный орган муниципального образования - Кемеровский районный Совет народных депутатов; глава муниципального образования - глава Кемеровского муниципального района (далее по тексту - глава муниципального района); исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального района.

В соответствии с п.п. 1.2.,1.5. Положения о комитете по управлению муниципальном имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденного решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17 марта 2008 года N , Комитет является уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района органом администрации Кемеровского муниципального района, действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кемеровского муниципального района, настоящим Положением и по всем вопросам отчитывается перед главой Кемеровского муниципального района или в установленном им порядке.

Комитет - орган администрации Кемеровского муниципального района, являющийся ее структурным подразделением, созданный в качестве юридического лица, входит в систему органов администрации Кемеровского муниципального района и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции собственника муниципального имущества в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области.

В соответствии с п. 3.2 указанного выше Положения, Комитет осуществляет от имени муниципального образования в установленном порядке управление и распоряжение муниципальным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции других подразделений администрации Кемеровского муниципального района.

Согласно Решению Кемеровского районного Совета народных депутатов от 13 марта 2009 года №  «О внесении изменений в Решение Кемеровского районного Совета народных депутатов №  от 25 декабря 1997 года «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе» Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района переданы полномочия по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (проекта границ земельного участка) и иной землеустроительной документации.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2» О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 1, 2 Постановления Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела,  года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение №  «Об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе» (л.д. 7).

Согласно данному решению утверждена схема расположения земельного участка площадью 1800 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: .

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, принимая решение об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства придорожного кафе, вышел за пределы своей компетенции и тем самым нарушил права неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель.

По мнению судебной коллегии, данный вывод суда первой инстанции является преждевременным по следующим основаниям.

Суд первой инстанции с учетом всех обстоятельств не дал оценки доводам и возражениям представителя Администрации Кемеровского муниципального района, о том, что Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района были переданы полномочия по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно Решению Кемеровского районного Совета народных депутатов от 13 марта 2009 года №  «О внесении изменений в Решение Кемеровского районного Совета народных депутатов №  от 25 декабря 1997 года «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе».

Судом первой инстанции не был исследован порядок принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Также судом не было установлено, каким образом принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка нарушило право неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В нарушение ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд указанным обстоятельствам, имеющим существенное значение для данного спора, никакой оценки не дал, надлежащим образом их не установил.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и оно подлежит отмене в силу п. 1 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку указанные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить для дела обстоятельства имеющие значение для дела, и разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий: Н.М. Бугрова

Судьи: Е.Н. Раужин

Н.М. Ларченко

Судья Изотова О.В. Дело № 33-12673

Докладчик Раужин Е.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

(резолютивная часть)

11 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Бугровой Н.М.,

судей: Ларченко Н.М., Раужина Е.Н.,

с участием прокурора Афицеровой Ю.И.,

при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года

по заявлению Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района,

руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий: Н.М. Бугрова

Судьи: Е.Н. Раужин

Н.М. Ларченко