ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1305/2012 от 21.08.2012 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

                                                                                    Верховный Суд Республики Марий Эл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Харисова Э.Ш. дело № 33-1305/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 21 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,

при секретаре Речкиной Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 июня 2012 года, которым признано незаконным решение Координационного Совета по реализации муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи на 2011-2015г.г.» от 00.00.00. об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г. семьи Т-вых – ФИО1 и ФИО2. На администрацию муниципального образования «Моркинский муниципальный район» возложена обязанность восстановить ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в Списке молодых семей-участников целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и ФИО2, действующие также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» о признании незаконным исключения их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановлении в списках участников и выдаче свидетельства о социальной выплате. Требования обоснованы тем, что решением Координационного совета по реализации районной целевой программы «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010г.г. от 00.00.00. семья Т-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 00.00.00. года решением Координационного Совета по реализации муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи на 2011-2015г.г.» семья Т-вых исключена из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в связи с тем, что возраст ФИО2 превысил 35 лет.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Моркинский муниципальный район» просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на пропуск установленного главой 25 ГПК РФ трехмесячного срока для обращения в суд, а также на неправильное применение судом Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» ФИО4, поддержавшей доводы жалобы, ФИО1, ФИО2, просивших оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

Согласно пункту 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с указанными федеральными правилами постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 апреля 2011 года № 112 утверждена республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи на 2011 - 2015 годы».

Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункт 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы и пункт 18 Приложения № 3 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы).

Законом Республики Марий Эл от 22 июня 2004 года № 22-З утверждена Республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы, продолжением которой является программа «Жилье для молодой семьи» на 2011-2015 годы.

Из материалов дела следует, что решением Координационного Совета по реализации районной целевой программы «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы от 00.00.00. семья Т-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить субсидию в 2009 году, под № № ...

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, семья Т-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.

Судом также установлено, что в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья Т-вых не получила социальной выплаты в период действия программы « Жилище» на 2002-2010 годы.

Решением Координационного Совета по реализации муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи на 2011-2015 г.г.» от 00.00.00. семья Т-вых исключена из списков участников подпрограммы, в связи с достижением одним из членов молодой семьи предельного возраста, со ссылкой на пункт 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей).

Согласно подп."а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена.

Таким образом, из толкования указанных пунктов Правил следует, что приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в т.ч. в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.

На момент принятия решения о включении молодой семьи в число участников программы семья Т-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты.

В период с 2008 по 2010 годы семья Т-вых не получила социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат.

Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку семья Т-вых на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, оснований для ее исключения с учетом изложенного выше, не имелось.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что Т-выми пропущен срок для обращения в суд за защитой своих прав, поскольку установленный главой 25 ГПК РФ, регулирующей производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, трехмесячный срок для обращения в суд, к исковому производству не применим.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» - без удовлетворения.

Председательствующий Соснин А.Е.

Судьи Лелеков Н.Г.

Юрова О.В.

Копия верна.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл Юрова О.В.