Самарский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья : Сурков В.П. Гр. дело № 33- 13176
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Моргачевой Н.Н.
СУДЕЙ: Сокол Т.Б., Калиниковой О.А.
При секретаре : Кузьмине М.А.,
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на решение Федерального суда Ленинского района г. Самары от 08.11.2011г., которым постановлено:
«Заявление ФИО1, ФИО2 и ООО «Солнечная Поляна» - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в принятии решения о включении земельных участков, принадлежащих ФИО1, ФИО2 и 000 «Солнечная Поляна» в границы посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принять решение по заявлению ФИО1, ФИО2 и 000 «Солнечная Поляна» о включении земельных участков, принадлежащих ФИО1, ФИО2 и 000 «Солнечная Поляна» в границы посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области с переводом данных земельных участков из категории земель особо охраняемых территорий в категорию земель населённых пунктов и установлении вида разрешённого использования земельных участков - для индивидуального жилищного строительства».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, возражения ФИО4, представляющего на основании доверенностей интересы ФИО5 и ООО «Солнечная поляна»
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 и ООО «Солнечная Поляна» обратились в суд с заявлением об обжаловании действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. В обоснование требований ФИО1 указал, что обратился с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: , кадастровый номер площадью 82 кв. м, в границы поселка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и установлении вида разрешённого использования Главе сельского поселения Курумоч. Согласно заключению о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы поселка Власть Труда, изменения границ посёлка, и установления вида разрешённого использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ № администрация сельского поселения Курумоч считает возможным и целесообразным включить земельный участок, кадастровый номер № площадью 8 396 кв. м, расположенный по адресу: в границы посёлка Власть Труда с переводом его из земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населённых пунктов с установлением разрешённого использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
ФИО2 обратился в Министерство с заявлением о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: », кадастровый номер , площадью 3 069 кв. м, в границы поселка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и установлении вида разрешённого использования Главе сельского поселения Курумоч. ДД.ММ.ГГГГ № администрацией сельского поселения Курумоч дано аналогичное заключение.
ООО «Солнечная поляна» в лице директора ФИО также поданы заявления о включении принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков, расположенных по адресу: , кадастровый номер площадью 8 824 кв. м, площадью 8 574 кв. м, площадью 8 717 кв. м, площадью 1 024 кв. м, в границы посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и установлении вида разрешённого использования Главе сельского поселения Курумоч. По указанным участкам ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения Курумоч также дала аналогичное положительное заключение.
Включение земельных участков в границы посёлка Власть Труда для комплексного освоения в целях жилищного строительства не препятствует реализации мероприятий, предусмотренных схемой территориального планирования муниципального района Волжский Самарской области. Размещение объектов капитального строительства местного значения в соответствии с указанной схемой не предусматривается.
ДД.ММ.ГГГГ Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области за № Главой сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области направлено письмо и сведения из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых следует, что земельные участки частично расположены в прибрежной защитной полосе водного объекта - Саратовского водохранилища и был установлен индивидуальный режим по использованию данных земельных участков, а также рассматривалась возможность при соблюдении норм природоохранного законодательства, включение указанных участков в границы посёлка Власть Труда для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Все заключения и письма со стороны органов исполнительной власти соответствовали по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, не содержали в документах неоговоренных приписок и исправлений, за муниципальной услугой обратилось надлежащее лицо, были приложены все необходимые документы на осуществление данных действий.
Однако, в удовлетворении заявлений отказано.
Заявители считают, что основания для отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка отсутствовали. Вместе с тем, в адрес Главы сельского поселения Курумоч направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области отказало в удовлетворении соответствующих заявлений о включении земельных участков в границы посёлка Власть Труда на том основании, что земельный участок находится в зоне развития рекреационного обслуживания.
Заявители считают, что данными действиями нарушаются их права собственников земельных участков, а также законные интересы посёлка Власть Труда в целом, в части отсутствия перспектив в развитии комплексного жилищного строительства, развитии транспортной и иной инфраструктуры.
Ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», Градостроительный Кодекс Российской Федерации изложенные выше обстоятельства, в окончательно уточненном варианте просили признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в принятии решения о включении земельных участков, принадлежащих ФИО1, ФИО2 и ООО «Солнечная Поляна» в границы посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принять решение о включении земельных участков, принадлежащих ФИО1., ФИО2 и ООО «Солнечная Поляна» в границы посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области с переводом данных земельных участков из категории земель особо охраняемых территорий в категорию земель населённых пунктов и установлении вида разрешённого использования земельных участков - для индивидуального жилищного строительства.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области решение суда просит отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п.1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Статьёй 2 названного Федерального закона предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Правоотношения, связанные с переводом земель или земельных участков из одной категории в другую, регулируются также Федеральным законом от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст.4.1 которого не предусматривает обращение заявителя с указанными выше ходатайствами в иной орган, кроме органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района (пункт 4), а также не допускает проведения дополнительных, не установленных этой статьёй, согласований (пункт 15).
Судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: кадастровый номер , площадью 8 396 кв. м, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росреестра по Самарской области назначение земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: », кадастровый номер , площадью 3 069 кв. м, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росреестра по Самарской области, назначение земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
ООО «Солнечная поляна» на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: », кадастровый номер площадью 8 824 кв. м, площадью 8 574 кв. м, площадью 8 717 кв. м, площадью 1 024 кв. м, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выданных Управлением Росреестра по Самарской области назначение земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Глава сельского поседения Курумоч муниципального района Волжский обращался в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о включении принадлежащих ФИО1, ФИО2 и ООО «Солнечная Поляна» земельных участков в границы поселка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и установлении вида разрешённого использования.
Согласно ответу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отказе в принятии решения о включении земельных участков, принадлежащих ООО «Солнечная поляна», ФИО1, ФИО2 в границы поселка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области со ссылкой на ч. 19 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Земельные участки, принадлежащие заявителям, отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 10-11).
В соответствии с ч.19 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» исполнительный орган государственной власти субъекта РФ отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта, в том числе в случае, если документами территориального планирования РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, утверждёнными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (пункт 3 ст.9 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 года №261 утверждена схема территориального планирования Самарской области.
Согласно схеме территориального планирования Самарской области рассматриваемые земельные участки расположены в зоне развития рекреационного обслуживания.
Судом установлено, что к заявлениям о включении земельных участков в границы посёлка Власть Труда прикладывались заключения администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы посёлка Власть Труда, изменения границ посёлка, и установления вида разрешённого использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства от 28.02.2011 года, согласно которому администрация сельского поселения Курумоч считает возможным и целесообразным включить земельные участки, кадастровый номер площадью 8 396 кв. м, земельный участок, кадастровый номер площадью 3 069 кв. м, кадастровый номер площадью 8 824 кв. м, площадью 8 574 кв. м, площадью 8 717 кв. м, площадью 1 024 кв. м, расположенные по адресу: в границы посёлка Власть Труда переводом их из земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населённых пунктов с установлением разрешённого использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Кроме того, в заключениях указано, что включение земельных участков в границы посёлка Власть Труда для комплексного освоения в целях жилищного строительства не препятствует реализации мероприятий, предусмотренных схемой территориального планирования муниципального района Волжский Самарской области.
Заключения мотивированы также тем, что земельные участки занимают выгодное ситуационное положение, расположены в непосредственной близости от посёлка Власть Труда, транспортной доступности, местоположение характеризуется спокойным рельефом, экологически благоприятной обстановкой, могут быть подключены к существующей системе инженерного обеспечения; на земельных участках объектов культурного наследия нет, они свободны от застройки; земельные участки не подвержены воздействию чрезвычайных процессов природного характера; использование земельных участков по целевому назначению не представляется возможным в связи с тем, что прилегающие к земельным участкам территории застраиваются или подлежат застройке, так как расположены в границах населённых пунктов; включение земельных участков не препятствует реализации мероприятий, предусмотренных схемой территориального планирования муниципального района Волжский Самарской области.
Кроме того, сообщено, что генеральным планом посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области предусмотрено развитие населённого пункта путём включения в него вышеуказанных земельных участков.
В материалах дела имеется письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № спорные земельные участки расположены в водоохраной зоне и частично в прибрежной защитной полосе водного объекта - Саратовского водохранилища. Как следует из письма, Министерство полагает возможным включение земельных участков, принадлежащих заявителям на праве собственности, находящихся в границах поселка Власть Труда для комплексного освоения в целях жилищного строительства при условии соблюдения норм природоохранного законодательства. ( л.д. 18-19)
Ответ мотивирован ст.65 Водного кодекса РФ, предусматривающей запрещение использования земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон. Предполагаемое использование земельного участка - для комплексного освоения в целях жилищного строительства не поименовано в данной норме.
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Министерство лесного хозяйства в письме от ДД.ММ.ГГГГ № отмечает, что обозначенные участки расположены вне береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначенной для общего пользования, ширина которой составляет двадцать метров.
Судом дана надлежащая оценка приведенным нормам и сделан обоснованный вывод о том, что заявленное использование - комплексное освоение для жилищного строительства не противоречит статусу водоохраной зоны.
Судебная коллегия считает, что судом дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам в их совоокупности, правильно применены нормы материального закона, регулирующие данные правоотношения и сделан вывод о том, что отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в принятии решения о включении земельных участков, принадлежащих заявителям, в границы посёлка Власть Труда сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, является необоснованным.
При рассмотрении дела судом также сделан обоснованный вывод о том, что
решение уполномоченным органом, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) с указанием причин такого отказа, правительством Самарской области, как это предусмотрено п. 21 ст. 4.1. 1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ не выносилось.
В соответствии с ч.19 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти субъекта РФ отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, утверждёнными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
Частью 20 ст.4.1 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта в случае, если:
1) в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населённого пункта либо исключения земельного участка из границы населённого пункта и установления или изменения вида разрешённого использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населённый пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района;
2) заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Не соглашаясь с постановленным решением, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области считает, что является уполномоченным органом, который может принять решение об отказе во включении земельных участков в границы населенных пунктов.
Между тем, указанный довод основан на неправильном толковании действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения.
В силу ч.21 ст.4.1 отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) с указанием причин такого отказа.
Высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области в соответствии со ст. 82 Устава Самарской области является Правительство Самарской области. Компетенция Правительства Самарской области определена ст. 86 Устава Самарской области и ст. 8 Закона Самарской области от 29.09.2011г. № 80-ГД «О Правительстве Самарской области».
В силу подпункта 11 ст. 86 Устава Самарской области Правительство Самарской области осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, Уставом Самарской области, законодательством Самарской области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации, а также все полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренный федеральным законодательством и ( или) законодательством Самарской области, министерств Самарской области и иных органов исполнительной власти.
Компетенция министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области установлена Положением о министерстве строительства Самарской области, утв. Постановлением правительства Самарской области от 31 декабря 2007г. № 225. В соответствии с абз. 35 п. 2.2 данного положения в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет следующие полномочия: « в установленном порядке осуществляет на территории Самарской области включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов».
Как следует из приведенной нормы, за министерством в данной сфере закреплено только полномочие по включению земельных участков в границы населенных пунктов, но не закреплено полномочие по отказам в принятии решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов.
Данное полномочие, как не закрепленное за каким-либо иным органом государственной власти Самарской области в силу подпункта 11 ст. 86 Устава Самарской области может осуществляться лишь правительством Самарской области.
Вывод суда о том, что отказ принят неуполномоченным органом, является законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия не находит, установленных ст. 361-362 ГПК Российской Федерации оснований для отмена решения суда, считает его законным и обоснованным, а кассационную жалобу, не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ,
Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Федерального суда Ленинского района г. Самары от 8 ноября 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ