Мотивированное определение изготовлено 13.09.2023
УИД-66RS0003-01-2023-000615-49
Дело № 33-13177/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 06.09.2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зоновой А.Е.,
судей Сорокиной С.В., Кокшарова Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Ещенко Е.С.
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, Федеральной службе судебных приставов России о включении периодов в стаж,
по апелляционной жалобе ответчиков на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22.05.2023 (дело № 2-2478/2023).
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, Федеральной службе судебных приставов России о включении периодов в стаж. В обоснование исковых требований указал, что 07.11.2022 обратился в Главное управление ФССП России по Свердловской области с рапортом о предоставлении дополнительного отпуска за 2022 год в количестве 15 календарных дней за стаж службы в органах принудительного исполнения РФ и 7 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день. 17.11.2022 поступил ответ из отдела кадров ГУФССП, согласно которому с учётом имеющегося стажа службы (выслуги лет) может быть предоставлен дополнительный отпуск за стаж службы в органах принудительного исполнения РФ в количестве 5 календарных дней. Согласно данному ответу, из стажа службы неправомерно исключён период службы в органах прокуратуры в должности следователя прокуратуры г. Нижней Туры и заместителя прокурора г Нижней Туры: 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года - в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижней Туры, с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года - в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры.
На основании изложенного истец просил включить в расчет выслуги лет стаж службы: в должности старшего следователя прокуратуры Нижней Туры в период с 21 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года; в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры в период с 08 июля 2002 года по 24 февраля 2005 года, произвести перерасчёт выслуги лет в соответствии с учтённым стажем.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22.05.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Возложена обязанность на Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, Федеральную службу судебных приставов России включить в расчет выслуги лет для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации периоды службы с 21.02.1994 по 07.07.2002 в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижней Туры, с 08.07.2002 по 24.02.2005 в должности заместителя прокурора г. Нижней Туры, произвести перерасчет стаж службы (выслуги лет) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с учетом включенных периодов службы.
С таким решением не согласился представитель ответчиков ГУФФСП по Свердловской области и ФССП России, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, полагая его противоречащим нормам материального права.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, от истца поступило ходатайство рассмотрении дела в его отсутствие, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации ФИО1 проходит службу в должности ведущего дознавателя Нижнетуринского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
Согласно ответу ГУ УФССП России по Свердловской области от 17.11.2022 на основании трудовой книжки истца и материалов личного дела истца стаж службы (выслуга лет) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по состоянию на 16.11.2022 составляет 10 лет 7 месяцев 12 дней. В данный стаж включены периоды: с 19.06.1984 по 18.06.1986 – служба в рядах Советской Армии (2 года 1 день), 25.02.2005 по 18.06.2010 – служба в органах прокуратуры в должности прокурора г. Ивделя (5 лет 3 месяца 24 дня), с 01.08.2019 по 31.05.2020 – федеральная государственная гражданская служба в УФССП России по Свердловской области (10 месяцев 1 день), с 01.06.2020 по 16.11.2020 – служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации (2 года 5 месяцев 16 дней).
При этом стороной ответчика разъяснено, что периоды службы с 21.02.1994 по 07.07.2022 в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижняя Тура, с 08.07.2002 по 24.02.2005 в должности заместителя прокурора г. Нижняя Тура в целях предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации не учитываются.
Приходя к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями нормативных актов в области регулирования спорных правоотношений, на основании анализа их изменения и, соответственно, изменения нормативноправового регулирования в данной области, обоснованно исходил из доказанности того, что подлежат включению в стаж службы ФИО1 в органах принудительного исполнения для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации периоды службы с 21.02.1994 по 07.07.2022 в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижняя Тура, с 08.07.2022 по 24.02.2005 в должности заместителя прокурора г. Нижняя Тура, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (специальных званий), в связи с чем на ответчика возлагается обязанность произвести перерасчет стажа службы (выслуги лет) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с учетом включенных периодов службы.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно применил к отношениям сторон положения Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ сотрудникам устанавливаются дополнительные отпуска, в том числе за стаж службы в органах принудительного исполнения.
Согласно ст.36 данного закона стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с ч.2 ст.36 в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе в силу подпункта 5 - период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; подпункта 7 - период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
В силу ч.4 ст.36 в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении).
Из материалов дела следует, что ФИО2 проходил службу с 21.02.1994 по 07.07.2002 в должности старшего следователя прокуратуры г. Нижняя Тура, с 08.07.2002 по 24.02.2005 в должности заместителя прокурора г. Нижняя Тура. На момент обращения с иском занимал должность ведущего дознавателя Нижнетуринского РОСП ГУФССП по СО, имеет специальное звание полковник внутренней службы.
Из положений Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что в редакции его до 07 сентября 2007 года должности следователей и старших следователей входили в перечень работников органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе районных и городских, которые обеспечивали расследование преступлений и исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" с 07 сентября 2007 года при прокуратуре Российской Федерации создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, куда вошли вышеуказанные должности следователей, а также старших следователей прокуратуры и на данный орган также возложено расследование преступлений и исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, то есть фактически полномочия самой прокуратуры выделены в отдельный орган с сохранением всех положений и условий службы должностных лиц.
Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", вступившим в законную силу с 15 января 2011 года, создан Следственный комитет Российской Федерации и соответственно упразднен Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. При этом Следственный комитет Российской Федерации стал отдельным федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (статья 1).
Статей 45 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" установлено, что за сотрудниками Следственного комитета до установления им надбавок и выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняются по их желанию ранее установленные доплаты, надбавки, другие выплаты, иные социальные гарантии, а также меры социальной и правовой защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации.
Выслуга лет сотрудников Следственного комитета, исчисленная в органах прокуратуры Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет в Следственном комитете Российской Федерации.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сотрудники Следственного комитета считаются состоящими в специальных званиях, соответствующих ранее присвоенным классным чинам прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, согласно перечню соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям без издания дополнительных актов о присвоении специальных званий.
Сроки пребывания в классных чинах прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации засчитываются при присвоении сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации очередных специальных званий и приравниваются к ним в соответствии с Перечнем соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38.
Таким образом, из указанного следует, что Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, что нашло свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 27.09.2010 N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", а Следственный комитет при прокуратуре является по сути правопреемником следствия, входящего ранее в систему органов прокуратуры.
Кроме того, в соответствии с Законом от 17.01.1992 N 2202-1 систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Согласно ст.16 закона прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров - криминалистов, прокуроров - криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников.
В соответствии с положениями Закона от 17.01.1992 N 2202-1 как в действующей редакции, так и редакции на момент спорных правоотношений (прохождения истцом службы следователем и заместителем прокурора города), служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.
Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины и другим работникам.
При этом в силу ст.54 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 под прокурором (в пункте 3 статьи 1, пунктах 3 и 4 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7 и 10, пункте 1 статьи 22, статьях 25 и 27, пункте 1 статьи 30, статье 31, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 - 4 статьи 35, статье 37, пункте 3 статьи 40, пунктах 1 и 5 статьи 40.1, статье 40.4, пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41, статье 41.1, статье 41.4, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 43.4, пунктах 2, 3, 5 и 7 статьи 44, статьях 44.1, 45, пункте 3 статьи 46, статье 47, пунктах 1, 2, 6, 10 - 12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) понимается Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Из ранее указанных положений закона о прокуратуре также следовало, что следователи органов прокуратуры относились к числу лиц, проходящих службу именно в органах прокуратуры, относились к числу прокурорских работников.
Действующие в период прохождения истцом службы старшим следователем прокуратуры г. Нижняя Тура и заместителя прокурора г.Нижней Туры Указ Президента РФ от 30.06.1997 N 659 "Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации" и Постановление Президиума ВС РФ от 28.06.1993 N 5275-1 "Об утверждении Положения о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации, норм выдачи и описания форменной одежды для прокурорских работников" предусматривали присвоение классных чинов по должностям в том числе заместителя прокурора города и старшего следователя.
Впоследствии, как указано выше, классные чины следователей прокуратуры подлежали приравниванию к соответствующим специальным званиям следователей Следственного комитета РФ в связи с проведенными организационными мероприятиями в соответствии с Перечнем соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38, то есть должности следователей прокуратуры приравнивались по сути к должностям следователей Следственного комитета Российской Федерации с присвоением по данным должностям специальных званий.
Из представленной по запросу судебной коллегии справки Прокуратуры Свердловской области, приобщенной к материалам дела в качестве дополнительного доказательства, следует, что за период службы в органах прокуратуры ФИО1 присвоены классные чины: юрист 3 класса приказом от 20.10.1994, юрист 2 класса приказом от 10.02.1997, юрист 1 класса приказом от 11.02.1999, младший советник юстиции приказом от 12.02.2002, советник юстиции приказом от 29.03.2005, старший советник юстиции приказом от 10.04.2009.
При этом пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ предусмотрено включение в стаж службы в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, а также службы в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Таким образом, поскольку ФИО1 проходил службу в органах прокуратуры в качестве заместителя прокурора г. Нижняя Тура с 08.0.2002 по 24.02.2005, по которой предусмотрено было присвоение классного чина, а также службу в следственных органах прокуратуры с 21.02.1994 по 07.07.2002, в качестве старшего следователя, по которой также было предусмотрено присвоение классного чина, подлежащего приравниванию впоследствии к специальному званию по должности в Следственном комитете Российской Федерации, являющемся правопреемником следствия в органах прокуратуры, указанные периоды службы верно включены судом первой инстанции в выслугу лет, дающую право на получение дополнительного отпуска.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального права. Вновь приводя данные доводы, заявитель фактически выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела и исследованных доказательств.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчиков не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Е. Зонова
Судьи: С.В. Сорокина
Е.В. Кокшаров