Самарский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья: Лазарева М.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
гр. дело № 33-13308
20 декабря 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Гороховика А.С.
судей: Акининой О.А., Сокол Т.Б.
при секретаре: Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Самары от 17 ноября 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления ФИО1 о признании п.2 Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: » о внесении соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (Обременениях) по использованию предоставленного в собственность земельного участка, незаконным; возложении обязанности на Министерство имущественных отношений Самарской области в пятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного постановления принять решение об отмене п.2 приказа от 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: », о внесении соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (обременениях) по использованию предоставленного в собственность земельного участка, и выдать ФИО1 надлежащим образом оформленное принятое решение, отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2 (по доверенности от 17.03.2009 г.), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 12.08.2011 г. № 2420 в части.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений выдан Приказ 12.08.2011г. № 2420, согласно которому ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1500,00 квадратных метров с кадастровым номером №, распложенный по адресу: .
Согласно пункту 2 указанного приказа до осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок заявителю надлежит внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (обременениях) по использованию этого участка. В то же время не указано, какая часть (площадь) земельного участка ограничена в использовании охранной зоной газопровода.
При выдаче приказа в Министерстве имущественных отношений Самарской области устно было разъяснено, что согласно топографическим материалам Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара указанный земельный участок обременен охранной зоной газопровода, проходящего по его территории.
ФИО1 считает, что на земельном участке каких-либо ограничений (обременений) не имеется, в связи с чем, просила суд признать п.2 Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: » о внесении соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (Обременениях) по использованию предоставленного в собственность земельного участка, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в пятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного постановления принять решение об отмене п.2 приказа от 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: », о внесении соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (обременениях) по использованию предоставленного в собственность земельного участка, и выдать ФИО1 надлежащим образом оформленное принятое решение.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 - ФИО2 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения;
Согласно п. 17 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Из материалов дела следует, что 12.08.2011г. Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ №2420 «о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ».
П.1. приказа ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1500,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0248019:505, расположенный по адресу: , под приусадебный участок. Установлено ограничение по использованию земельного участка в охранной зоне газопровода.Согласно п.2 приказа необходимо обеспечить внесение соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (обременениях) по использованию земельного участка, указанного в п.1 настоящего приказа.
Министерством имущественных отношений Самарской области в ответе на обращение №22715 от 29.08.2011г. указало, что у министерства отсутствуют основания для внесения изменений в приказ от 12.02.2011г. №2420 в части исключения п.2 об обеспечении внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об ограничениях (обременениях) по использованию вышеуказанного земельного участка, поскольку согласно сведениям департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 22.09.2011г. №Д05-01-01/9104-0-1 земельный участок, предоставленный министерством в собственность бесплатно ФИО1, расположен в охранных зонах инженерных коммуникаций (газопровод). Соблюдение охранных зон коммуникаций согласовывается с организациями, эксплуатирующими их.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 08.12.2009г., согласно действующим Правилам застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61, земельный участок площадью 1500,00 кв.м, используемый под садоводство, личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: , находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под приусадебный, садоводство соответствует разрешенным видам использования недвижимости для данной правовой зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам, территория земельного участка не относится к территории общего пользования.
Из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 15.03.2011г. усматривается, что на основании Карты градостроительного зонирования, Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. №951, земельный участок площадью 1500,00 кв.м., под личное подсобное хозяйство (приусадебный участок) расположенный по адресу: , расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж 1-2). Использование земельного участка под приусадебный участок соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам, указанный земельный участок не является территорией общего пользования, но обременен охранной зоной газопровода, проходящего по территории. Использование охранных зон инженерных сетей согласовывается с эксплуатирующими организациями.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 17.06.2011г., в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61 указанный выше земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под приусадебный не соответствует основным разрешенным видам использования для данной зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам, данный земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования. Земельный участок расположен в охранных зонах инженерных коммуникаций (газопровод). Соблюдение охранных зон коммуникаций согласовывается организациями, эксплуатирующими их.
В соответствии с письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 01.11.2011г., вопросы о территориальном зонировании, о наличии ограничений в использовании земельного участка по красным линиям, охранным зонам подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций, разрешаются уполномоченными органами на основании поступившего заявления заинтересованного лица в порядке регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области 21.06.2006г №74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».
Представитель заявителя считает п.2 Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: » незаконным, поскольку Министерство при издании данного приказа руководствовалось письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об обременении указанного выше земельного участка охранной зоной газопровода, которое изготовлено на основании Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара 15.07.2010г. за №951, а указанное Решение Думы городского округа Самара признано недействующим с момента его принятия.
Суд правильно указал, что согласно действующему законодательству, процедура установления зон с особыми условиями использования территорий не регулируется Градостроительным кодексом. Таким образом, правилами землепользования и застройки не устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с действующим законодательством, Министерство имущественных отношений Самарской области обязано было принять во внимание сведения, изложенные в письме Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, в связи с чем п.2 приказа от 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: », является законным.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявителем суду не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении министерством норм действующего законодательства, а также ее прав и законных интересов, суд обосновано в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании п.2 приказа Министерства имущественных отношений Самарской области 12.08.2011г. №2420 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: »; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области в пятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного постановления принять решение об отмене п.2 указанного приказа отказал.
Кроме того, заявителем оспаривается п.2 приказа, который является закономерным продолжением п.1 этого же приказа, который заявителем не оспаривается.
Доводы представителя ФИО1 - ФИО2 в кассационной жалобе повторяют доводы искового заявления, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную оценку, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: