Саратовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Юдина С.В. Дело № 33-1340
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 марта 2012 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 января 2012 года, которым требования заявителя удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, возражавшего относительно отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, о возложении обязанности по предоставлению земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что 02.06.2010 года обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка, площадью 2118 кв. метров, расположенного по адресу: , без номера, для строительства и предварительного согласования места размещения объекта - складских помещений IV-V классов опасности.
16.05.2011 года Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов»№935 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объектов, предварительно согласовано место размещения складов на земельном участке площадью 2118 кв. метров в границах, указанных в схеме расположения земельного участка. Истцом осуществлена постановка выделенного земельного участка на кадастровый учет, подготовлен межевой план земельного участка. 23.06.2011 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, к заявлению был приложен полный комплект документов, необходимых для принятия решения. 13.10.2011 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято постановление об отказе истцу в предоставлении в аренду земельного участка в связи с отсутствием согласований с балансодержателями расположенных на земельном участке инженерных коммуникаций.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, истец просил суд (с учетом принятого судом уточнения требований):
признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.10.2011 года №2095,
обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в двухнедельный срок предоставить истцу в аренду сроком на 49 лет земельный участок, общей площадью 2118 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , без номера в для строительства складов IV-V классов;
взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 20.01.2012 года требования удовлетворены частично. Судом признано незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» №2095 от 13.10.2011 года об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, общей площадью 2118 кв. метров, с кадастровым номером № по адресу: , без номера в для строительства складов IV-V классов. На администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 от 23.06.2011 года о предоставлении ему в аренду земельного участка. С ответчика за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
На решение суда администрацией муниципального образования «Город Саратов» подана апелляционная жалоба, в которой выражена просьба решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По утверждению автора жалобы, судом не дана правовая оценка доводов представителя ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в санитарной зоне, в связи с расположением в его границах линейных объектов канализации и газопровода. По утверждению представителя ответчика, действующее законодательство предусматривает ограничения для строительства отдельных видов объектов на территории, отведенной под санитарно-защитную зону. В заявлении о предоставлении земельного участка ФИО1 не было указано, к продовольственным или непродовольственным складам относятся планируемые к строительству сооружения. Режим использования земельных участков в санитарно-защитных зонах определяется техническими регламентами, а при их отсутствии - применяемыми до их утверждения санитарными нормами и правилами. Санитарные нормы и правила, регламентирующие размеры санитарно-защитных зон, предусматривают создание для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок санитарные разрывы. Предоставление земельного участка для строительства складов будет нарушать охранный режим использования соответствующей территории и ограничит доступ к коммуникациям, а также не будет гарантировать безопасное размещение объектов.
На апелляционную жалобу ФИО1 поданы возражения, в которых он просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30 Земельного кодекса РФ (части 1,5,7) предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ (части 1,2,5,6,8), регламентирующей порядок выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу частей 1 и 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как видно из материалов дела, ФИО1 02.06.2010 года обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования мест размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плате, санитарно-эпидемиологического заключения.
По данным, содержащимся в санитарно-эпидемиологическом заключении, от 19.10.2010 года требования по отводу земельного участка площадью 2118 кв. метров для размещения складских помещений по адресу: , без номера в Волжском районе соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам. В заключении указано, что земельный участок позволяет обеспечить нормативные разрывы до существующей жилой застройки, ближайшая жилая застройка расположена на расстоянии более 100 метров. Проводились лабораторные исследования атмосферного воздуха населенных мест, удельной эффективности природных радионуклидов, радиационное обследование территории. Проведенные исследования свидетельствуют об отсутствии превышения гигиенических нормативов по изученным показателям.
По сведениям, предоставленным комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», спорный земельный участок расположен в территориальной зоне П-1 – зоне промышленных предприятий IV-V классов вредности. Размещение складов и оптовых баз IV-V классов, объектов логистики для данной территориальной зоны является основным видом использования земельных участков (л.д.65).
Постановлением от 15.05.2011 года №935 администрацией муниципального образования «Город Саратов» утвержден акт выбора земельного участка для строительства от № и предварительно согласовано место размещения складов IV-V классов на земельном участке, площадью 2118 кв. метров, расположенном по адресу: , без номера в границах, указанных в схеме расположения земельного участка от 20.05.2010 года №100-01.
23.06.2011 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РФ. К заявлению приложены: копия документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый план земельного участка, санитарно-эпидемиологическое заключение, копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок, согласие на обработку персональных данных.
13.10.2011 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято постановление №2095 об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка в Волжском районе для строительства складов IV-V классов, поскольку на земельном участке расположены коммуникации, согласование с балансодержателями которых не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка. В соответствии с нормами действующего законодательства все вопросы, касающиеся соблюдения экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, а также вопросы согласования использования земельного участка с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями должны разрешаться органом местного самоуправления на стадии выбора земельного участка (ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ). В ходе выбора земельного участка возможно установление охранной или санитарно-защитной зон (ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ). При невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке (в том числе из-за нарушения санитарно-гигиенических, экологических, градостроительных норм) орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в размещении объекта (ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ). Закон не предусматривает проведение каких-либо дополнительных проверочных либо согласительных процедур после утверждения акта о выборе земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в силу чего требования ответчика о представлении истцом согласования с балансодержателями инженерных коммуникаций не основаны на законе.
Взыскание судебных расходов осуществлено судом в соответствии с нормами статей 98 и 100 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, с учетом объема и характера оказанных истцу услуг, сложности рассматриваемого спора.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 20 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи