Судья Кузнецова И. В. Стр. № 27
Докладчик Нибаракова С. Г. Дело № 33-1340/2013 Госпошлина - 2 000 руб.
28 марта 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И. В.,
судей Нибараковой С. Г., Верещагина Г. С.
при секретаре Леонтьевой А. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 марта 2013 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, начальника Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Вилегодском районе Архангельской области, на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды нахождения на семинарах с 24.02.2010 по 06.03.2010 года, с 13.05.2012 по 19.05.2012 года; периоды нахождения в учебных отпусках с 01.01.1988 по 10.01.1988 года, с 27.01.1992 по 05.02.1992 года, с 19.03.1992 по 31.03.1992 года, с 07.04.1992 по 11.04.1992 года, с 24.04.1992 по 04.05.1992 года, с 05.05.1992 по 18.06.1992 года; период работы социальным педагогом в <Школ1> с 28.08.2001 по 09.12.2003 года.
Признать за ФИО2 право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05 сентября 2012 года.
Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Вилегодском районе Архангельской области назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05 сентября 2012 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в Вилегодском районе Архангельской области в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей».
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Вилегодском районе Архангельской области (далее – ГУ-ОПФ в Вилегодском районе) о включении периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости.
В обосновании иска указала, что 05 сентября 2012 года обратилась в ГУ-ОПФ в Вилегодском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако в назначении желаемой пенсии ей было отказано по причине недостаточности требуемого стажа. При этом ответчиком необоснованно исключены из стажа педагогической деятельности периоды, когда она находилась в учебных отпусках, на семинарах, а также работала в должности социального педагога в <ФИО3>. Полагала, что поскольку обучение в высшем учебном заведении проходило без отрыва от основной работы по заочной форме обучения и за ней, как и в периоды нахождения на семинарах, сохранялась заработная плата, то эти периоды подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии. Работу социальным педагогом она совмещала в 2001-2002 учебном году с работой педагога дополнительного образования, в 2002-2003 учебном году с работой педагога домашнего обучения, в 2003-2004 учебном году с работой учителя истории. Кроме того, все указанные учебные годы была протарифицирована как классный руководитель. На основании этого просила включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды учебных отпусков с 01 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 27 января 1992 года по 05 февраля 1992 года, с 19 марта 1992 года по 31 марта 1992 года, с 07 апреля 1992 года по 11 апреля 1992 года, с 24 апреля 1992 года по 04 мая 1992 года, с 05 мая 1992 года по 18 июня 1992 года, периоды нахождения на семинарах с 24 февраля 2010 года по 06 марта 2010 года, с 13 мая 2012 года по 19 мая 2012 года, период работы социальным педагогом в <ФИО3> с 28 августа 2001 года по 09 декабря 2003 года, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05 сентября 2012 года и возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости с 05 сентября 2012 года.
В судебном заседании ФИО2 на требованиях настаивала. Пояснила, что <ФИО3> расположено в сельской местности, поэтому работа учителем в этом учреждении должна засчитываться в стаж для назначения досрочной пенсии вне зависимости от объема выполняемой учебной нагрузки. В период работы социальным педагогом она постоянно подменяла отсутствующих учителей, осуществляла классное руководство, вела уроки и кружки.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился начальник ГУ-ОПФ в Вилегодском районе ФИО1
В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Жалобу мотивирует тем, что действующими нормативно-правовыми актами по вопросам пенсионного обеспечения не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на семинарах и в учебных отпусках. Во время нахождения на семинаре истец педагогическую деятельность не осуществляла, отсутствовали психологические и физические нагрузки, сопровождающие педагогическую деятельность, не было той интенсивности и характера работы, с которыми связывается приобретение права на досрочное пенсионное обеспечение. Учебные отпуска не являются ежегодными и не связаны с выполнение трудовой функции.
Кроме того, ссылается на отсутствие в пенсионном законодательстве норм, позволяющих включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы социальным педагогом в общеобразовательной школе. Само по себе наличие в такой школе коррекционных классов для обучающихся с отклонением в развитии, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации либо состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, не свидетельствует о тождественности работы социального педагога в общеобразовательной школе работе того же педагога в специальном образовательном учреждении для обучающихся с отклонением в развитии, так как это разные по профилю и задачам учреждения. Ведение истцом кружковой работы, выполнение обязанностей классного руководителя и работа педагогом по домашнему обучению не могут являться основанием для зачета оспариваемых истцом периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку должности "классный руководитель", "педагог дополнительного образования для ведения кружковой работы", "педагог по домашнему обучению" в списках не поименованы.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 указывает на несогласие с ее доводами, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В суд апелляционной инстанции истец и представитель ГУ-ОПФ в Вилегодском районе, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. Сведений об уважительных причинах неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не направили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия вышеуказанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть первая статьи 330 ГПК Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции допустил нарушение норм материального права и пришел к выводам, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список и Правила № 781). Названные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Законе № 173-ФЗ понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка № 781 предусмотрены должности "воспитатель", "учитель", "педагог", "социальный педагог", в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "общеобразовательные учреждения: школы всех наименований".
Как указано в пункте 4 Правил № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу пункта 6 этих же Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Пунктом 11 Правил № 781 предусмотрено, что работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
ФИО2, как видно из материалов дела, с 17 августа 1987 года по 26 августа 1993 года работала воспитателем, а затем учителем начальных классов в <ФИО5>.
С 27 августа 1993 года переведена учителем начальных классов в <ФИО3> (в настоящее время – <ФИО3>). С 28 августа 2001 года переведена на должность социального педагога в этом же учреждении. 09 декабря 2003 года была уволена в связи с переводом.
С 10 декабря 2003 года истец осуществляет трудовую деятельность в <Учреждение> (в настоящее время – <Учреждение>).
05 сентября 2012 года ФИО2 обратилась в ГУ-ОПФ в Вилегодском районе с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчик отказал, при этом не включил в стаж педагогической деятельности периоды отпуска без сохранения заработной платы с 15 августа 1992 года по 29 августа 1992 года, периоды учебных отпусков с 01 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 27 января 1992 года по 05 февраля 1992 года, с 19 марта 1992 года по 31 марта 1992 года, с 07 апреля 1992 года по 11 апреля 1992 года, с 24 апреля 1992 года по 04 мая 1992 года, с 05 мая 1992 года по 18 июня 1992 года, периоды нахождения на семинарах с 24 февраля 2010 года по 06 марта 2010 года, с 13 мая 2012 года по 19 мая 2012 года, период работы социальным педагогом в <ФИО3> с 28 августа 2001 года по 09 декабря 2003 года.
Стаж педагогической деятельности на 05 сентября 2012 года по подсчетам ответчика составил 22 года 05 месяцев 05 дней.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы истца в должности социального педагога в <ФИО3>, суд исходил из того, что работа в данной должности подлежит зачету в указанный стаж, если деятельность осуществлялась в учреждениях для детей, где обучались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, подлежащие обучению по специальной (коррекционной) программе VII вида, дети, состоящие на учете в школе, комиссии по делам несовершеннолетних, дети "группы риска", нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также дети-инвалиды.
Между тем, суд не учел, что из пункта 11 Правил № 781 следует, что обязательным условием зачета работы в должности социального педагога в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является не просто работа с указанными детьми, а ее осуществление в конкретных образовательных учреждениях, поименованных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года № 392-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 869-О-О).
Правительство Российской Федерации, утверждая Список и Правила и определяя, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, исходило из объективных критериев оценки характера труда и функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Потому отсутствие в пункте 11 Правил № 781 общеобразовательных школ свидетельствует о наличии оснований для отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности социального педагога в таких учреждениях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что период работы истца с 28 августа 2001 года по 09 декабря 2003 года необоснованно включен судом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как период работы в должности социального педагога в <ФИО3>.
Однако судом верно принято во внимание, что в период работы социальным педагогом в <ФИО3> ФИО2 была протарифицирована как учитель по индивидуальному обучению больного ребенка на дому в 2002-2003 учебном году и как учитель истории в 2003-2004 учебном году.
Из приказа директора <ФИО3> от 16 ноября 2002 года № <...> следует, что в связи с перетарификацией Ц. истцу была установлена следующая нагрузка: ставка социального педагога, 20 % классное руководство и 6 часов обучение больного. В тарификационных списках на 2002-2003 учебный год ФИО2 тарифицируется как "обучение на дому" с 18 ноября 2002 года с нагрузкой 6 часов в неделю.
Также из приказа директора этого же учреждения от 04 сентября 2003 года № <...> видно, что ФИО2 протарифицирована с 01 сентября 2003 года на следующую учебную нагрузку: ставка социального педагога, учитель истории 4 часа, классное руководство. В тарификационных списках на 2003-2004 учебный год она также тарифицируется как учитель истории с нагрузкой 4 часа в неделю, а также ей устанавливается доплата 20 % за классное руководство.
Таким образом, из исследованных доказательств усматривается, что в периоды с 18 ноября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2003 года по 09 декабря 2003 года истец работала в <ФИО3> по внутреннему совместительству и замещала должность учителя, обучала больного ребенка на дому, вела уроки истории.
Других доказательств о периодах, в которые истец замещала должность учителя, в материалы дела не представлено.
Поскольку для учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, подтверждения выполнения педагогической работы в объеме полной ставки по занимаемой должности не требуется, указанные периоды подлежат включению в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
То обстоятельство, что в 2001-2002 учебном году ФИО2 была протарифицирована как педагог дополнительного образования для ведения кружковой работы в объеме 4 часа в неделю, не влечет включение указанного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в силу пункта 3 Правил № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Вместе с тем, в Списке № 781 должность "педагог дополнительного образования" предусмотрена в пункте 2 раздела "Наименование должностей", а учреждение, в котором истец осуществляла трудовую деятельность – в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений".
Действующими ранее Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, также было предусмотрено, что работа в должности педагога дополнительного образования в средней общеобразовательной школе не засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, решение суда в части включения истцу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 28 августа 2001 года по 09 декабря 2003 года подлежит отмене на основании пункта 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в решении суд сослался на зачёт названного периода как периода работы в должности социального педагога.
Судебная коллегия, отменяя решение суда в указанной части, принимает новое решение о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов с 18 ноября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2003 года по 09 декабря 2003 года, поскольку в указанные временные промежутки истец работала в той должности и в том учреждении, которые предусмотрены Списком № 781. В удовлетворении исковых требований о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода работы социальным педагогом в <ФИО3> с 28 августа 2001 года по 17 ноября 2002 года надлежит отказать, поскольку правовых оснований для этого не имеется.
Судебная коллегия согласна с выводами суда о необходимости включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на семинарах и в учебных отпусках.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности включения названных периодов в стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения пенсии, судебной коллегией отклоняются как безосновательные.
Как указано в пункте 2 Правил № 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516).
Согласно пункту 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения на семинаре являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому такие периоды засчитываются в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Кроме того, в силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичное правило было предусмотрено статьей 196 Кодекса законов о труде РСФСР.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 обучалась в <Институт> с 1986 по 1992 гг. по специальности "педагогика и методика начального обучения".
Согласно архивной выписке из приказов по <ФИО5> от 29 октября 2012 года № <...>, составленной архивным отделом администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", а также справке по проверке специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, от 13 июля 2011 года № <...>, составленной специалистом-экспертом по оценке пенсионных прав ГУ-ОПФ в Вилегодском районе, истцу в период работы воспитателем в <ФИО5> предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы с 01 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 27 января 1992 года по 05 февраля 1992 года, с 19 марта 1992 года по 31 марта 1992 года, с 07 апреля 1992 года по 11 апреля 1992 года, с 24 апреля 1992 года по 04 мая 1992 года, с 05 мая 1992 года по 18 июня 1992 года.
Из копий приказов директора <Учреждение> от 19 февраля 2010 года № <...> и от 10 мая 2012 года № <...> следует, что в период работы социальным педагогом в указанном учреждении истец направлялась на семинары в периоды с 24 февраля 2010 года по 06 марта 2010 года, с 13 мая 2012 года по 19 мая 2012 года с сохранением средней заработной платы.
Таким образом, поскольку в указанные периоды учебных отпусков и семинаров истец работала в должности и учреждении, предусмотренными Списком № 781, трудовой договор с ней не прерывался, заработную плату она получала как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность, и с ее заработка производились отчисления страховых взносов, то суд обоснованно включил их в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета периоды нахождения на семинарах с 24 февраля 2010 года по 06 марта 2010 года, с 13 мая 2012 года по 19 мая 2012 года указаны без кода особых условий труда, не является основанием для отказа в удовлетворении требований о зачете этих периодов. Не указание работодателем кода особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не должно влиять на льготное пенсионное обеспечение истца, как независящее от него.
При включении в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на семинарах с 24 февраля 2010 года по 06 марта 2010 года, с 13 мая 2012 года по 19 мая 2012 года (продолжительностью 20 дней), периодов учебных отпусков с 01 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 27 января 1992 года по 05 февраля 1992 года, с 19 марта 1992 года по 31 марта 1992 года, с 07 апреля 1992 года по 11 апреля 1992 года, с 24 апреля 1992 года по 04 мая 1992 года, с 05 мая 1992 года по 18 июня 1992 года (продолжительностью 03 месяца 01 день), а также периодов работы учителем в <ФИО3> с 18 ноября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2003 года по 09 декабря 2003 года (продолжительностью 01 год 22 дня) общая продолжительность указанного стажа на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии составит 23 года 9 месяцев 18 дней, что менее требуемых 25 лет.
При таких обстоятельствах решение суда в части признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложения обязанности на ответчика назначить указанную пенсию истцу с 05 сентября 2012 года нельзя признать законным, в указанной части оно подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При постановлении нового решения в отмененной части, судебная коллегия в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложении обязанности на ответчика назначить указанную пенсию с 05 сентября 2012 года отказывает, поскольку на 05 сентября 2012 года у истца недостаточно стажа работы, дающего право на досрочную трудовую пенсию по указанному истцом основанию.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 декабря 2012 года в части включения ФИО2 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода работы социальным педагогом в <ФИО3> с 28 августа 2001 года по 09 декабря 2003 года, признания за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05 сентября 2012 года отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды нахождения на семинарах с 24 февраля 2010 года по 06 марта 2010 года, с 13 мая 2012 года по 19 мая 2012 года; периоды нахождения в учебных отпусках с 01 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 27 января 1992 года по 05 февраля 1992 года, с 19 марта 1992 года по 31 марта 1992 года, с 07 апреля 1992 года по 11 апреля 1992 года, с 24 апреля 1992 года по 04 мая 1992 года, с 05 мая 1992 года по 18 июня 1992 года; периоды работы учителем в <ФИО3> с 18 ноября 2002 года по 31 августа 2003 года и с 01 сентября 2003 года по 09 декабря 2003 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Вилегодском районе Архангельской области о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода работы социальным педагогом в <ФИО3> с 28 августа 2001 года по 17 ноября 2002 года, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости отказать.
Взыскать с государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Вилегодском районе Архангельской области в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Председательствующий И. В. Гаркавенко
Судьи Г.С. Верещагин
С. Г. Нибаракова