Мотивированное определение изготовлено 19.01.2024
УИД: 66RS0037-01-2023-000883-62
Дело № 33-1357/2024 (33-21716/2023) | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 16.01.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е.,
судей Мурашовой Ж.А., Сорокиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в городском округе «Город Лесной» о признании незаконным решения об отказе в назначении выплаты, возложении обязанности назначить выплату,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение городского суда города Лесного от 09.10.2023 (дело № 2-939/2023).
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее Отделение СФР по Свердловской области) и клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в городском округе «Город Лесной» (далее клиентская служба Отделения СФР по Свердловской области в ГО «Город Лесной») о признании незаконным решения об отказе в назначении выплаты, возложении обязанности назначить выплату.
В обоснование иска ФИО1 указала, что у неё на иждивении имеются трое детей: ( / / )1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (обучается в ФГБОУ ВО «УГГУ» на очной форме обучения); ( / / )2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ( / / )3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 03.05.2023 она обратилась в Отделение СФР по Свердловской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте до 17 лет на ( / / )7 и ( / / )2
06.05.2023 решением Отделения СФР по Свердловской области ей отказано в назначении данной ежемесячной денежной выплаты в связи с тем, что в период с 01.04.2022 по 31.03.2023 у её супруга ( / / )8 отсутствовал доход, а также уважительные причины его отсутствия, предусмотренные подп. «л» п. 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка».
21.05.2023 она повторно обратилась с заявлением в Отделение СФР по Свердловской области о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.
25.05.2023 решением Отделение СФР по Свердловской области отказано в назначении данной ежемесячной денежной выплаты в связи с тем, что превышен размер среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
28.05.2023 она повторно обратилась с заявлением в Отделение СФР по Свердловской области о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.
29.05.2023 решением Отделения СФР по Свердловской области ей отказано в назначении данной ежемесячной денежной выплаты в связи с тем, превышен размер среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
Её супруг ( / / )8 признан безработным и состоит на учете в целях поиска подходящей работы с 06.04.2022 по настоящее время в ГКУ «Лесной ЦЗ» и имеет доход в размере 5390 рублей 32 копейки.
Среднедушевой доход её семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленной в Свердловской области, поэтому она имеет право на получение ежемесячного пособия на детей в возрасте до 17 лет.
На основании изложенного просила признать незаконными и отменить решения Отделения СФР по Свердловской области об отказе в назначении ей, ФИО1, ежемесячной выплаты на детей в возрасте до семнадцати лет № 0001.001539/2023-0241484 от 06.05.2023, № 0001.001539/2023-0272896 от 25.05.2023, № 0001.001539/2023-0278151 от 29.05.2023.
Возложить на Отделение СФР по Свердловской области обязанность назначить ей, ( / / )4, ежемесячную выплату на содержание детей ( / / )2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ( / / )7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 03.05.2023 (л.д. 4-8).
Определением суда от <дата> привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Тинькофф Банк» (далее АО «Тинькофф Банк») (л.д. 94).
Решением городского суда города Лесного Свердловской области от 09.10.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признаны решения Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области № 0001.001539/2023-0241484 от 06.05.2023, № 0001.001539/2023-0272896 от 25.05.2023, № 0001.001539/2023-0278151 от 29.05.2023 об отказе в назначении ФИО1 ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет незаконными.
Возложена на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность по назначению ФИО1 с 03.05.2023 ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет по заявлению от 03.05.2023.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом при разрешении спора неверно применены нормы материального права. Вопросы назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, регламентируются законом от 19.05.1995 № 81-ФФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с правилами выплаты данного пособия (утверждены Постановлением Правительства РФ 16.12.2022 № 2330) установлено, что основаниями отказа в назначении пособия являются отсутствие доходов у заявителя и трудоспособных членов селим за расчетный период, предусмотренный п.48 Правил, в том числе если заявитель и /или члены его семи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного п.48 Правил, решение об отказе в назначении ежемесячного пособия не принимается. Судом в описательной части решения сделан вывод о том, что размер среднедушевого дохода заявителя и членов его семьи являлся ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную на 2023 год (14088 рублей), на основании расчетов по справкам о доходах, которые истцом в отделение представлены не были и у ответчика отсутствовала возможность проанализировать сведения о доходах со сведениями, полученными из налоговых органов, поскольку данные сведения противоречили друг другу. Судом при возложении на ответчика обязанности назначить пособие истцу с 03.05.2023 ежемесячно не учтено, что у трудоспособного члена семьи, супруга заявителя ФИО2 отсутствовал доход с августа 2022 в виде пособия по безработице, вместе с тем в расчетном периоде он имел статус безработного более 6 месяцев. Определение размера среднедушевого дохода семьи заявителя для рассмотрении дела имеет второстепенное значение, поскольку при наличии основания для принятия решения об отказе в назначении пособия, предусмотренного п.п. «л» пункта 31 Правил № 2330, такое решение принимается независимо от размера среднедушевого доходе семьи заявителя. Данное основание отказа в назначении пособия применимо как к заявлению от 03.05.2023, так и от 21.05.2023, 28.05.2023. Также указывает, что суд в резолютивной части возложил на ответчика обязанность назначить ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет. Однако законодательством РФ предусмотрен такой вид государственного пособия как ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставляемого лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 на доводах жалобы настаивала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Ответчики, третье лицо в суд апелляционной инстанции не явились. Сведений об уважительных причинах неявки не представлено, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет». С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.05.2023 ФИО1 обратилась в Отделение СФР по Свердловской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет (л.д.71).
Решением Отделения СФР по Свердловской области № 0001.001539/2023-0228460 от 06.05.2023 (л.д.12) ФИО1 отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет в соответствии с подп. «л» п. 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее Правила № 2330), поскольку у её супруга ( / / )8 отсутствовал доход в расчетный период с 01.04.2022 по 31.03.2023. ( / / )8 был признан безработным с <дата> и по настоящее время является безработным. Вместе с тем в расчетном периоде ( / / )8 имел статус безработного более 6 месяцев. Основания для непринятия решения об отказе в соответствии с п. 32 Правил № 2330 отсутствовали, поскольку ( / / )8 являлся получателем пособия по безработице с 06.04.2022 по 05.07.2022 и период, в течение которого у ( / / )8 отсутствовали доходы, составляет менее 10 месяцев в расчетном периоде с 01.04.2022 по 31.03.2023. Кроме того, среднедушевой доход заявителя в расчетном периоде составляет 14363 рубля 25 копеек, то есть превышает величину прожиточного минимума в расчетном периоде на душу населения, установленную в Свердловской области на 2023 год (14088 рублей).
21.05.2023 ФИО1 повторно обратилась в Отделение СФР по Свердловской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет. (л.д.76).
Решением Отделения СФР по Свердловской области № 0001.001539/2023-0258565 от 25.05.2023 (л.д.13) ФИО1 отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет в соответствии с подп. «б» п. 31 Правил № 2330, поскольку среднедушевой доход семьи заявителя в расчетном периоде составляет 14363 рубля 25 копеек, то есть превышает величину прожиточного минимума в расчетном периоде на душу населения, установленную в Свердловской области на 2023 год (14088 рублей).
28.05.2023 ФИО1 повторно обратилась в Отделение СФР по Свердловской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет. (л.д.81).
Решением Отделения СФР по Свердловской области № 0001.001539/2023-0268184 от 29.05.2023 ФИО1 отказано в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет в соответствии с подп. «б» п. 31 Правил № 2330, поскольку среднедушевой доход семьи заявителя в расчетном периоде составляет 14363 рубля 25 копеек, то есть превышает величину прожиточного минимума в расчетном периоде на душу населения, установленную в Свердловской области на 2023 год (14088 рублей).
При расчете среднедушевого дохода семьи заявителя учтены доходы заявителя, трудоспособных членов семьи в период с 01.04.2022 по 31.03.2023, включая заработную плату заявителя и трудоспособного члена семьи, пособие по временной нетрудоспособности, компенсация платы за уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования, пособие по безработице, доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, подп. 9-1 п. 2 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2020 № 1004-ПП, с учетом совокупности представленных доказательств, суд пришел к выводу, что по расчету среднедушевого дохода истца ФИО1 за расчетный период с 01.04.2022 по 31.03.2023 размер среднедушевого дохода на одного члена семьи составляет 13 618 рублей 58 копеек (585073 рубля 56 копеек + 30 817 рублей 10 копеек + 6546 рублей 13 копеек + 5390 рублей 32 копейки + 188 283 рубля + 1 004 рубля 84 копейки = 817 114 рублей 95 копеек / 12 месяцев / 5 членов семьи), что меньше величины прожиточного минимума. В связи с указанным суд первой инстанции пришел к выводу о признании оспариваемых решений Отделения СФР по Свердловской области об отказе в назначении ФИО1 ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет №0001.001539/2023-0241484 от 06.05.2023, № 0001.001539/2023-0272896 от 25.05.2023, №0001.001539/2023-0278151 от 29.05.2023 незаконными, возложив на Отделение СФР по Свердловской области надлежит возложить обязанность по назначению ФИО1 с 03.05.2023 ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет по заявлению от 03.05.2023.
Проверяя доводы жалобы ответчика о несогласии с постановленным решением суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обращалась к ответчику трижды в мае 2023 с заявлениями о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей ребенка в возрасте до 17 лет (бланк заявления утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330).
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положением Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено в статье 3 в том числе видов государственных пособий ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-Ф право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: в том числе одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2022 N 864-ПП величина прожиточного минимума на душу населения на 2023 год составила 14088 рублей.
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.
Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" (вместе с "Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка").
Право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации (пункт 2).
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются:
беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет 6 и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Ежемесячное пособие назначается гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, с месяца рождения ребенка, но не ранее чем с 1 января 2023 г., если обращение о назначении ежемесячного пособия последовало в срок не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается, начиная с месяца обращения за назначением ежемесячного пособия (пункт 13).
В соответствии с п.п. «л» пункта 31 Порядка основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются в том числе отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "к", "м" - "о" и "р" пункта 47 настоящих Правил (а также их эквивалентов, полученных за рубежом), за расчетный период, предусмотренный пунктом 48 настоящих Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период, в том числе если заявитель и (или) члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу.
В силу пункта 32 периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте "л" пункта 31 настоящих Правил, оцениваются в совокупности и учитываются за полный месяц независимо от даты наступления. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 48 настоящих Правил, решение об отказе в назначении ежемесячного пособия не принимается.
В качестве основания отказа в назначении пособия в решении отделения социального фонда от 06.05.2023 (в последующих решениях указано только на превышение дохода величины прожиточного минимума), а также в доводах жалобы указан подпункт Л пункта 31 Правил, поскольку у супруга истца ( / / )8 в расчетный период с 01.04.2022 по 31.03.2023 отсутствовал доход, при этом ( / / )8 признан безработным с 06.04.2022 и на день подачи заявления данный статус им не был утрачен, в связи с чем ответчик полагает, что основания для отказа в назначении пособия истцу имелись в виду того, что ( / / )8 имел статус безработного более 6 месяцев, но доход у него отсутствовал период менее 10 месяцев (выплата пособия производилась с апреля по июль 2022), что не позволяет применить положения п.32 Правил.
Действительно, из материалов дела следует, что супруг истца с 06.04.2022 признан безработным, получал пособие по безработице в период с 06.04.2022 по 05.07.2022, состоит на учете в качестве безработного до настоящего времени (справка от 18.05.2023).
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее, в подпункте «л» указаны не все виды дохода, отраженные в пункте 47 Правил, а только доходы, предусмотренные подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "к", "м" - "о" и "р" пункта 47.
При этом применительно к подпункту «б» (к которому может относиться выплата пособия по безработице, поскольку прямо в иных пунктах данный вид дохода не поименован), исходя из буквального содержания пункта 31, следует, что во внимание принимаются только доходы в виде пенсий (вернее отсутствие данного дохода).
Именно в связи с отсутствием у заявителя и членов его семьи данного вида дохода и иных прямо поименованных выше в пункте 31 Порядка, исходя из содержания Порядка, принимается по общему правилу решение об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Также судебная коллегия отмечает, что в период с апреля по июль 2022 ( / / )8, супруг истца получал пособие по безработице, но не являлся получателем пенсии, то есть получателем того вида дохода, который прямо поименован в пункте 31 Правил (подпункт «б» в части пенсий), отсутствие такого дохода у супруга истца имело место более 10 месяцев.
Кроме того, пункт 32 Порядка также следует учитывать с учетом данного толкования, поскольку иное бы правоприменение данной нормы, как об этом указывает ответчик, приводило бы к парадоксальной ситуации, когда лицо, признанное в установленном порядке безработным, и имеющее данный статус в период с 06 до 09 месяцев включительно, не имело бы права на получение пособия на ребенка, а лица со статусом безработного до 06 месяцев и более 10 месяцев имели бы такое право, при этом находясь в одинаковой ситуации отсутствия какого-либо иного дохода, учитываемого в порядке пункта 47 Правил. Однако данное толкование противоречит существу статуса безработного как лица, официального признанного государством как не имеющего работы и заработка, имущего работу, и свидетельствует о фактическом лишении такого гражданина дополнительной меры социальной поддержки в случае наличия статуса безработного в пределах с 06 до 09 месяцев включительно.
В связи с указанным доводы жалобы ответчика о наличии безусловного основания для отказа в назначении истцу ежемесячного пособия на ребенка судебной коллегией отклоняются.
Не обоснованной является ссылка ответчика на отсутствие оснований для признания незаконными решений об отказе в выплате в виду противоречий в представленных справках о доходах истцом при подаче заявлений и при обращении в суд.
Из материалов дела следует, что ФИО1 при подаче иска были представлены справки о ее заработке в ФГУП «Электрохимприбор» за 2022-2023 датированные 29.05.2023 и 26.05.2023.
В определении о подготовке судом указано на возложение на ответчика обязанности представить возражения на иск и подтверждающие документы.
01.08.2023 социальным фондом представлены письменные возражения, в которых указано, что в целях соблюдения конфиденциальности подробный расчет среднедушевого дохода семьи заявителя будет представлен отделением на соответствующий запрос суда, в связи с чем в протоколе судебного заседания от 22.08.2023 судом указано на отложение судебного заседания для получения отказного дела по решению отделения.
22.08.2023 в адрес ответчика судом направлен запрос о предоставлении не позднее 01.09.2023 всех материалов (не только заявлений и решений) по решениям ответчика об отказе в назначении ежемесячного пособия истцу, а также развернутого расчета среднедушевого дохода, запрос направлен на электронную почту (л.д.64).
28.08.2023 представлен ответчиком расчет среднедушевого дохода с нормативным обоснованием, в котором поименованы в том числе виды доходов, учтенные при расчете. К возражениям приложены только сами заявления истца о назначении выплаты и решения об отказе.
Поскольку сами документы, прилагаемые к заявлениям истца, ответчиком не представлены, судом повторно был направлен ответчику запрос на получение всего материала по решениям, а также доказательства получения истцом и членами ее семьи дохода, на основании которого был произведён расчет) (л.д.90). Получен ответчиком данный повторный запрос 13.09.2023 (согласно почтовому уведомлению на л.д.117). Однако в материалы дела представлен повторно первоначальный ответ также с приложением заявления и решений, сами документы, послужившие основанием расчета не представлены.
В связи с указанным суд первой инстанции правомерно принял во внимание для расчета документы, представленные стороной истца, которые ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты, не представлены иные документы (по доводам ответчика противоречащие ранее полученным документам), оснований не доверять суду представленным справкам, заверенным работодателем в том числе, у суда не имелось, в том числе с учетом данных сведений, что свидетельствует об обоснованности выводов суда о незаконности решений ответчика об отказе в назначении пособия истцу. Содержание представленных справок не противоречит справкам, представленным по запросу коллегии органом налогового учета, приобщенным к материалам дела в качестве доказательства на стадии апелляционного рассмотрения.
Доводы жалобы ответчика не содержат непосредственно доводов о несогласии с произведенным судом расчетом среднедушевого дохода семьи истца и выводами о его непревышении величины прожиточного минимума.
Оценивая доводы ответчика о несогласии с неверным наименованием вида назначенного пособия, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Ответчик в жалобе указывает, что законом предусмотрен такой вид пособия как ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставляемым лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, полагая, что судом неверно возложена обязанность назначить ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка как одному из родителей в возрасте до 17 лет.
Судебная коллегия отмечает, что согласно ст.9 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ, предусмотрено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, право на которое имеют нуждающиеся в социальной поддержке лица, имеющие детей в возрасте до 17 лет.
Однако в той же норме указано, что назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет.
Именно в связи с указанным судом возложена на социальный фонд обязанность по назначению истцу ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка как одному из родителей в возрасте до 17 лет.
В связи с указанным в данной части не имеется оснований для отмены или изменения решения суда, поскольку никакое иное пособие, чем то, по которому принимались решения об отказе в назначении выплат истцу судом не назначено, ответчиком и судом приведена разная формулировка одного и того же вида пособия, что не влечет неправомерность постановленного решения. В случае неясности относительно постановленного решения суда ответчик не лишен права обращения в суд за соответствующими разъяснениями.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что истцом заявлено и судом принято к производству исковое заявление ФИО1 не только к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, но и к клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в городском округе «Город Лесной», в отношении двух ответчиков и постановлено решение.
Однако в соответствии с представленной выпиской из ЕГРЮЛ (приобщена в качестве дополнительного доказательства) не следует, что клиентская служба является даже филиалом отделения социального фонда, самостоятельным юридическим лицом клиентская служба также не является. В связи с отсутствием процессуальной правосубъектности у данного ответчика спор к нему не мог быть разрешен по существу, в связи с чем решение суда подлежит изменению путем дополнения резолютивной части решения суда указанием на отказ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в городском округе «Город Лесной».
Учитывая изложенное выше, решение суда в оставшейся части следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Из материалов дела следует, что нарушений судом первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса не допущено.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение городского суда города Лесного от 09.10.2023 изменить, дополнив резолютивную часть решения суда указанием на отказ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в городском округе «Город Лесной».
В остальной части решение городского суда города Лесного от 09.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Зонова
Судьи С.В. Сорокина
Ж.А. Мурашова