Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Гальберг Г.Ю. Дело № 33-13679/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В., судей Родионовой Т.О., Васильевой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2011 г. гражданское дело
по иску Мирмамадова И.М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Талицкому району, Министерству социальной защиты населения Свердловской области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по выдаче удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки
по кассационным жалобам ответчиков на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 27 июля 2011г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мирмамадов И. М. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что с ( / / ) по ( / / ) работал в ... в должности слесаря-монтажника по оборудованию АЭС 3 разряда, на основании приказа № к от ( / / ) с ( / / ) по ( / / ) находился в командировке в ... в ... Факт нахождения в командировке подтверждается справкой ФИО1 ..., трудовой книжкой. ( / / ) произошла авария на Чернобыльской АЭС, его и других работников на территорию АЭС не пустили, но они три дня находились в зоне аварии на зараженной территории в общежитии ... с ( / / ) по ( / / ), вечером ( / / ) их вывезли из общежития в ..., там забрали все вещи и документы, выдали новые паспорт и трудовую книжку взамен зараженных, деньги на покупку одежды, также выдали справку на получение удостоверения на право получения льгот, данная справка была им утеряна. В ( / / ) г. он уволился с работы и переехал жить в Таджикистан, в Россию вернулся в ( / / )., в ( / / ). оформил гражданство, до ( / / ) г. не знал, что имеет право на льготы и компенсации как подвергшийся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и для этого необходимо оформить удостоверение. ( / / ) он обращался с заявлением о выдаче удостоверения как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в чем ему было отказано, ( / / ) он обратился в Управление социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району с заявлением о выдаче удостоверения и предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных для категорий граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с заявлением приложил копию трудовой книжки, копию паспорта, копию справки ... от ( / / ), ( / / ) получил ответ о том, что указанных документов для выдачи удостоверения недостаточно, ему повторно предложено предоставить документы, в частности, справку, подтверждающую факт проживания в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов, ЖЭУ, справки паспортных столов и др. Данные документы он представить не может, поскольку на его неоднократные запросы такие справки не были представлены, а архивные документы уничтожены. На основании изложенного Мирмамадов И. М. просил признать за ним право на получение льгот, предусмотренных для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать Министерство социальной защиты населения Свердловской области выдать ему удостоверение, подтверждающее его нахождение в зонах аварии на Чернобыльской АЭС (...).
Ответчики иск не признали.
В письменном отзыве Министр социальной защиты населения Свердловской области Власов В. А. указал, что Министерство не является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, поскольку в соответствии с действующим законодательством (Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 727/831/165н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства Свердловской области от 18 июня 2007 г, № 565-ПП) не наделено полномочиями по приему от граждан документов и по выдаче удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации, о которых заявлено истцом. Также указал, что решением Талицкого районного суда Свердловской области от 08 октября 2010 г. Мирмамадову И. М. отказано в иске к Управлению социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району о признании права на льготы и компенсации и выдаче удостоверения, в этой связи полагал, что производство по гражданскому делу подлежит прекращению на основании абз. 3 ст. 220 ГПК Российской Федерации, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя Министерства (л. д. ...).
В письменном отзыве начальник Управления социальной защиты населения Алемасова Е. С. указала, что в соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 818 гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой ст. 13 указанного Закона выдаются специальные удостоверения единого образца, которые являются основанием для предоставления мер социальной поддержки. Единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверений установлены Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 271, Министерства финансов Российской Федерации № 63н от 11 апреля 2006 г., согласно п. п. 3, 4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства с письменным заявлением, к которому, кроме прочих, должны прилагаться документы, подтверждающие факт проживания (факт прохождения военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов ЖЭУ, ЖКО, справки паспортных столов, иные документы, подтвежрдающие факт проживания (прохождения военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения. Мирмамадов И. М. ( / / ) г. и ( / / ) г., обращался в Управление с заявлениями о выдаче удостоверения и предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных для категорий граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, в ответах от ( / / ) и от ( / / ) заявителю разъяснена необходимость представления необходимых документов, данные документы истцом представлены не были. Справка ... от ( / / ) свидетельствует о факте направления истца в командировку, документов, подтверждающих факт проживания истца в зонах радиоактивного загрязнения, к заявлениям, поступавшим в Управление, приложено не было, и правовые основания для оформления и выдачи истцу удостоверения единого образца отсутствовали. Меры социальной поддержки предоставляются при предъявлении удостоверения. С учетом изложенного просила в иске отказать, также указала на вступившее в законную силу решение суда об отказе в иске Мирмамадову И. М. о признании права на льготы и о выдаче удостоверения, полагала, что производство по делу подлежит прекращению (л. д. ...). Представителем Управления заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица МЧС России, на которое возложен контроль за оформлением и выдачей удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (л. д. ...).
В судебном заседании представитель истца Мохирева Е. Т. (по доверенности от ( / / )) исковые требования полностью поддержала, представитель Управления социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району Просолова М. А. иск не признала.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 27 июля 2011г. исковые требования Мирмамадова И. М. удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик - Управление социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, не приводя конкретных доводов, в чем выразилось данное нарушение (л. д. ...). В письменном возражении истец Мирмамадов И. М. просит кассационную жалобу Управления оставить без удовлетворения, указывая, что в жалобе отсутствуют ссылки на конкретные нарушения закона, допущенные судом (л. д. ...).
В кассационной жалобе ответчик - Министерство социальной защиты населения Свердловской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права; считает незаконным возложение на Министерство обязанности по выдаче истцу удостоверения о праве на льготы и компенсации, при этом указывает, что согласно п. 7 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС от ( / / ) выдача удостоверений относится к компетенции МЧС России, ходатайство о привлечении данного лица к участию в деле заявлялось, но было необоснованно отклонено судом. Также поддерживает приводившиеся в суде первой инстанции доводы о компетенции и полномочиях Министерства, определенных Постановлением Правительства Свердловской области от 18 июня 2007 г. № 565-ПП, к которым выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также принятие от них документов не относится. Просит принять по делу новое решение об отказе в иске к Министерству (л. д. ...).
В судебном заседании суда кассационной инстанции 20 сентября 2011 г. представитель Управления социальной защиты населения МСЗН по Талицкому району Шкабой М. В. (по доверенности от ( / / ).), представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области Иванова Ивановой Н. А. (по доверенности ( / / ) г.) доводы кассационных жалоб поддержали.
В судебное заседание 11 октября 2011 г. стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб ответчиков и возражения истца, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части удовлетворения иска Мирмамадова И. М. о выдаче удостоверения и возложения данной обязанности на Министерство социальной защиты населения Свердловской области в связи с неверным применением судом в данной части норм материального права, с вынесением по делу в данной части нового решения - о возложении указанной обязанности на Управление социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Разрешая спор, проанализировав действующее законодательство и дав оценку представленным сторонами доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного Мирмамадовым И. М. иска.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( / / ) года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 данного Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 1 декабря 1997 г. № 18-П, принимая данный закон, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы; в результате экстраординарной по своим последствиям техногенной аварии были существенно нарушены конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым, что порождает особый характер отношений между гражданином и государством, государство несет конституционно-правовую обязанность по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате радиационного воздействия, данная обязанность вытекает из положений ст. ст. 2, 18, 42, 53, п. «и» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации, конкретизируется в федеральных законах, в частности, ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 года "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Истец просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указывая, что в момент аварии на ЧАЭС находился в командировке в ..., где подвергся радиационному воздействию, ( / / ) г. в числе других командированных работников был эвакуирован из ... и возвращен к месту основной работы в ....
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В соответствии с ч. 11 ст. 20 данного Закона указанным гражданам выдаются специальные удостоверения единого образца.
По смыслу указанных законоположений, удостоверение представляет собой формальное закрепление специального правового статуса гражданина, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы, и подтверждает его право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П).
Действующим Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Приказа МЧС РФ N 374, Минздравсоцразвития РФ N 371н, Минфина РФ N 62н от 24.06.2009) предусмотрено, что удостоверение выдается, в частности, гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 2); для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения.
Согласно п. 3 Порядка удостоверение по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26 февраля 2007 г. № 130-ПП на Министерство социальной защиты населения Свердловской области и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения возложены полномочия по оформлению и выдаче специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающим на территории Свердловской области (пункт 1). Территориальным исполнительным органам государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения поручено осуществлять:
- прием от граждан документов, перечисленных в пункте 4 Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2006 N 228/271/63н (пп. 1 п. 3);
- проведение проверки представленных документов, указанных в пункте 4 Порядка, подтверждающих факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения, на соответствие требованиям Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Основным правилам работы ведомственных архивов, утвержденным Приказом Главного архивного управления СССР от 05.09.85 N 263 (пп. 3 п. 3);
- в течение месяца со дня подачи гражданином заявления и документов, перечисленных в пункте 4 Порядка, принятие решений о выдаче удостоверений; в случае несоответствия представленных документов, подтверждающих факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения, требованиям Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Основным правилам работы ведомственных архивов, утвержденным Приказом Главного архивного управления СССР от 05.09.85 N 263, - принятие решений об отказе в выдаче удостоверения (пп. 4 п. 3);
- в течение 5 дней с даты принятия решения о выдаче удостоверения направление в Министерство социальной защиты населения Свердловской области решений о выдаче специальных удостоверений единого образца с приложением заверенных копий документов (пп. 6 п. 3);
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 15.10.2009 N 1223-ПП)
- в течение 15 дней с даты получения бланков оформление и выдачу гражданам удостоверения (пп. 9 п. 3).
Как усматривается из материалов дела, ( / / ) г. Мирмамадов И. М. обратился в Управление социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району с заявлением о выдаче удостоверения и представлении льгот и компенсаций, предусмотренных для категорий граждан, указанных в п. 6 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приложил копию трудовой книжки, копию справки ... от ( / / ) г. (л. д. ...). По данному заявлению Управлением не принималось решение о выдаче удостоверения либо об отказе в выдаче удостоверения (в соответствии с пп.4 п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 26 февраля 2007 г. № 130-ПП). В ответе от ( / / ) г. № Мирмамадову И. М. сообщено, что подробный исчерпывающий ответ по существу обращения был направлен ему ( / / ) г. №; заявителю также предложено представить необходимые документы, указанные в п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений (л. д. ...).
Судом сделан правильный вывод о том, что фактически Мирмамадову И. М. отказано в выдаче удостоверения единого образца по основанию непредставления им необходимых документов, подтверждающих факт проживания в зоне отчуждения, тем самым не признано его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 базового Закона.
Из материалов дела следует, что ранее Мирмамадов И. М. обращался в суд с требованием о признании за ним права на меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 указанного Закона и о выдаче соответствующего удостоверения. Согласно данному пункту к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 8 декабря 2010 г. Мирмамадову И. М. отказано в иске к Управлению социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району, Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Департаменту труда Министерства экономики Свердловской области о признании права на получение льгот, предусмотренных для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при рассмотрении дела судом установлено, что Мирмамадов И. М. находился в командировке в ... с ( / / ) г. по ( / / ) г., но факт его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не доказан (л. д. .... Гражданское дело ...). Решение суда никем не обжаловалось и вступило в законную силу.
Разрешая вновь предъявленный Мирмамадовым И. М. иск, отличающийся от предыдущего по предмету и основаниям, суд в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК Российской Федерации правильно учитывал, что факт нахождения Мирмамадова И. М. в служебной командировке в ... в период с ( / / ) г. по ( / / ) г., в том числе в момент аварии на Чернобыльской АЭС, установлен вступившим в законную силу решением суда, и в силу указанной нормы, а также ч. 2 ст. 209 ГПК Российской Федерации ответчики по данному делу не могут оспаривать указанное обстоятельство.
Из объяснений истца, подтвержденных представленными им письменными доказательствами, суд также установил, что в период служебной командировки Мирмамадов И. М. временно проживал в ..., данная служебная командировка была прервана в связи с аварией на ЧАЭС, Мирмамадов И. М. в числе других командированных работников ... был в централизованном порядке эвакуирован из ... к месту постоянной работы в ... ( / / ) То обстоятельство, что ... входит в зону отчуждения, расположен в ... км от Чернобыльской АЭС, ответчиками не оспаривается.
Так, из материалов дела (трудовой книжки истца (л. д. ... справки ... ФИО1 - от ( / / ) (л. д. ...) следует, что Мирмамадов И. М., ( / / ) г. рождения, с ( / / ) по ( / / ) работал слесарем-монтажником по оборудованию АЭС третьего разряда в ...), на основании приказа работодателя от ( / / ) № с ( / / ) по ( / / ) находился в командировке в ... в ФИО2 на ФИО3 (командировочное удостоверение № от ( / / )), в справке отмечено, что во время аварии на ЧАЭС Мирмамадов И. М. находился в .... Также в справке отражено, что в соответствии с распоряжением исполнительного комитета ... от ( / / ) № и приказа Управления от ( / / ) № созданными комиссиями проведена оценка стоимости изъятых загрязненных вещей у работников управления, работавших на Чернобыльской АЭС и попавших в зону аварии. На основании акта оценки изъятых загрязненных вещей у работников ФИО3 от ( / / ) была проведена выплата компенсации. Согласно справке ... от ( / / ) № командировочные удостоверения и табеля рабочего времени за ( / / ) г. уничтожены в связи с истекшим сроком хранения (л. д. ...).
Помимо указанных документов в материалы дела истцом представлена копия ответа за подписью главного инженера филиала концерна ФИО4 от ( / / ) №, адресованного директору ФАФ ЦЭМ ... «О предоставлении данных», которым направлена информация о дозовых нагрузках персонала ФАФ «ЦЭМ» ..., принимавшего участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в ( / / ) г. (л. д. ...), согласно представленной информации за подписью главного инженера и и.о.начальника ОРБ ... АЭС ( / / ) г. в лаборатории внешней дозиметрии ... АЭС были проведены измерения мощности экспозиционной дозы в области щитовидной железы и зафиксированы дозы внутреннего облучения работников ФАФ ЦЭМ ..., в списке работников под пунктом 19 указан Мирмамадова И.М., доза внутреннего облучения у него составила ....(л. д. ...). Согласно Методическим указаниям МУ № «Реконструкция средней накопленной в ( / / ) г. г. эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в ( / / ).», утвержденным Госкомсанэпиднадзором РФ ( / / ), единица СИ – мЗв – используется в качестве показателя величины эффективной дозы облучения жителей территорий, загрязненных вследствие Чернобыльской аварии (п. 1.14).
Ответчиками, по существу, не оспаривались факты нахождения Мирмамадова И. М. в служебной командировке в ... по состоянию на ( / / ) и получение им в указанный период дозы радиоактивного облучения. Ссылки на полученную Мирмамадовым И. М. вследствие аварии на ЧАЭС дозу радиоактивного облучения содержатся в запросах Министерства экономики и труда Свердловской области в адрес ПО «Чернобыльская АЭС», ГП «Чернобыльский архив» об участии Мирмамадова И. В. в ликвидационных работах на Чернобыльской АЭС в ...-км зоне (л. д. ..., №). Согласно отзыву Министерства экономики и труда Свердловской области от 6 июля 2011 г. на исковое заявление Мирмамадова И. М. (данное Министерство было указано истцом в качестве ответчика, затем от иска к нему истец отказался) полученные по запросу Министерства справки из ПО «Чернобыльская АЭС» от ( / / ) № и Госкорпорации «Росатом» от ( / / ) № не подтверждали факт участия Мирмамадова И. М. в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем комиссией Министерства было принято решение об отказе в выдаче удостоверения участника-ликвидатора (л. д. ...).
Неподтверждение факта участия Мирмамадова И.М. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не препятствует признанию за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 базового Закона, поскольку имеющимися в деле доказательствами, а также материалами гражданского дела № с достоверностью подтверждается факт нахождения Мирмамадова И. М. в зоне отчуждения в момент аварии на ЧАЭС и его эвакуации из зоны отчуждения в ( / / ) г. При решении данного вопроса судом обоснованно учтено, что пункт 4 Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 11 апреля 2006 г. не содержит закрытого (исчерпывающего) перечня документов, подтверждающих факт проживания в зонах радиоактивного загрязнения, следовательно, данный факт может быть подтвержден и иными документами.
При таких обстоятельствах доводы жалобы ответчиков о несогласии с решением суда в вышеуказанной части не могут быть признаны состоятельными.
Вместе с тем, при вынесении решения о возложении на Министерство социальной защиты населения Свердловской области обязанности выдать истцу удостоверение единого образца судом допущено неверное применение норм материального права, в связи с чем в данной части решение суда подлежит изменению с вынесением нового решения (абзац 4 ст. 361 ГПК Российской Федерации). В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 26 февраля 2007 г. № 130-ПП «О выдаче специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающим на территории Свердловской области» непосредственно на Министерство социальной защиты населения Свердловской области полномочия по выдаче гражданам удостоверений единого образца не возложены, согласно пп. 9 п. 3 данного Постановления оформление и выдача гражданам удостоверений в течение 15 дней после получения бланков удостоверений осуществляется территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, в данном случае такая обязанность должна быть возложена на Управление социальной защиты населения МСЗН СО по Талицкому району.
Непривлечение судом к участию в деле по ходатайству ответчиков Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, влекущем отмену решения суда в кассационном порядке. Согласно Порядку и условиям оформления и выдачи специальных удостоверений от 11 апреля 2006 г. (с последующими изменениями) на МЧС России возложены функции по выдаче бланков удостоверений по заявкам уполномоченного органа (п. п. 6, 7); иных полномочий, в частности, по проверке наличия оснований для выдачи гражданам удостоверений, на МЧС России не возложено, в компетенцию указанного органа не входит принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче удостоверений. Согласно п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 26 февраля 2007 г. № 130-ПП Министерство социальной защиты населения Свердловской области обязано ежемесячно направлять в МЧС России заявки на бланки специальных удостоверений единого образца и копии документов, прилагаемых к заявлениями граждан; получать бланки в МЧС России и передавать их в территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Решением суда вопрос о правах и обязанностях МЧС России не разрешался, функции по выдаче бланков удостоверений возложены на указанный орган в силу закона, принятое по делу решение прав и законных интересов указанного лица не нарушает.
Руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Талицкого районного суда ... от ( / / ) изменить в части удовлетворения исковых требований Мирмамадова И.М. о возложении обязанности по выдаче специального удостоверения единого образца, принять по делу в данной части новое решение, которым обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Талицкому району выдать Мирмамадову И.М. специальное удостоверение единого образца, выдаваемое гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи