ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1380 от 18.07.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Чистякова Ю.П. № 33-1380

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«18» июля 2022 года

г. Кострома

Костромской областной суд в составе председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Боречко Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе администрации Макарьевского муниципального района Костромской области на определение судьи Макарьевского районного суда Костромской области от 28 апреля 2022 г., которым администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано,

у с т а н о в и л:

Решением Макарьевского районного суда Костромской области от 30.01.2018 г. по делу на администрацию городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области, Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области возложена обязанность принять комплекс мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. На муниципальное унитарное предприятие «Макарьевское коммунальное хозяйство» возложена обязанность прекратить размещение мусора на полигоне твердых бытовых отходов.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 11.04.2018 г. названное решение отменено в части обязания администрации Макарьевского муниципального района Костромской области принять комплекс мер по разработке проекта рекультивации полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Резолютивная часть решения дополнена абзацем: «В иске к департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области о возложении обязанности принять комплекс мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов – отказать». В остальной части решение оставлено без изменения.

Определением Макарьевского районного суда Костромской области от 28.08.2019 произведена замена стороны должника с администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области.

Администрация Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, ссылаясь на то, что 02.09.2020 г. с ООО «НПО ДОРОГА» заключен муниципальный контракт № 7 на сумму <данные изъяты> руб. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.03.2022 г., включая сроки, установленные законодательством РФ на прохождение государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости. Определением Макарьевского районного суда Костромской области от 02.11.2020 г. была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.03.2022 года. В рамках действия вышеуказанного муниципального контракта администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области контролировался ход выполнения работ Подрядчиком, с которым велась переписка, из которой следует, что Подрядчик приступил к работе и заинтересован в выполнении работ по контракту и соблюдении сроков их выполнения. По состоянию на 15.10.2021 года Подрядчик не предоставил в адрес Заказчика полный пакет документов для проведения общественных слушаний, что подтверждается письмом от 15.10.2021 года. В полном объеме необходимые документы предоставлены только 25.01.2022 года, и постановлением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 01.02.2022 года по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду при выполнении работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на рекультивацию городской свалки назначены общественные обсуждения, которые проведены 25.02.2022 года. Замечаний и предложений не поступило, документы по обсуждениям направлены в адрес Подрядчика сопроводительным письмом от 09.03.2022 года для прохождения государственной экспертизы проектной документации по контракту. В настоящее время в полном объеме Подрядчиком не выполнены следующие виды работ: прохождение государственной экологической экспертизы проектной документации, разработка рабочей документации на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, обеспечение прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости вплоть до получения положительного заключения. Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 29 раздела 4 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изыскания не должен превышать 42 рабочих дня. Администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области в адрес Подрядчика направлено письмо от 30.03.2022 года с просьбой предоставить информацию о ходе выполнения работ по контракту. Согласно ответу Подрядчика -ф от 18.04.2022 года, по состоянию на 18.04.2022 года идет подготовка документации с формированием документов, полученных от Заказчика, в Росприроднадзор с планируемым сроком загрузки 21.04.2022 года. Также в адрес Подрядчика направлено требование от 08.04.2022 г. об уплате неустойки по контракту за невыполнение работ за период с 01.04.2022 г. по 07.04.2022 г. в размере <данные изъяты> руб., которая Подрядчиком была уплачена 12.04.2022 года. Возможность расторжения данного контракта в одностороннем порядке администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области не рассматривается, так как это повлечет увеличение сроков и еще более длительное неисполнение решения суда.

С учетом изложенного, а также, учитывая ограничения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), условия недружественных действий иностранных государств, а также дополнительное время на выполнение Подрядчиком вышеуказанных работ, сроки процедуры приемки выполненных работ по контракту и проведения Заказчиком экспертизы результатов выполнения работ, согласно нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заявитель просит отсрочить исполнение решения суда до 01.09.2022 г.

Судьей постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

В частной жалобе администрация Макарьевского муниципального района Костромской области, повторяя доводы заявления, просит отменить определение. Полагает, что отсрочка исполнения решения не будет затягивать исполнение решения суда, так как в целях исполнения решения суда в бюджете района запланировано финансирование расходов на данный вид работ, также заключен муниципальный контракт с ООО «НПО ДОРОГА» на выполнение работ по разработке проекта рекультивации свалки, в рамках данного контракта проведены общественные обсуждения по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду при выполнении работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на рекультивацию городской свалки, взыскана неустойка с подрядчика за нарушение сроков выполнения работ по контракту.

На основании ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив представленный материал, обозрев гражданское дело , исполнительное производство -ИП, обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решение суда вступило в законную силу 11.04.2018 года и подлежало исполнению в срок до 11.04.2019 года.

28.05.2019 года на основании исполнительного листа судебным приставом ОСП по Макарьевскому району УФССП России по Костромской области в отношении администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области было возбуждено исполнительное производство -ИП.

Определением Макарьевского районного суда Костромской области от 24.01.2020 года администрации Макарьевского муниципального района Костромской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2020 г.

Определением Макарьевского районного суда Костромской области от 02.11.2020 года заявление администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 30.01.2018 года удовлетворено, предоставлена отсрочка до 31.03.2022 года.

Решение до настоящего времени не исполнено.

Согласно ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения.

Право должника обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения предусмотрено также ст. 37 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из необходимости соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, принципа обязательности судебного постановления и необходимости его неуклонного исполнения в разумный срок, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Отказывая администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, суд исходил из того, что отсрочка отдалит реальную защиту нарушенных прав взыскателя и её представление приведет к затягиванию реального исполнения судебного решения, что противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства, а также принципу эффективности судебного постановления.

Доводы частной жалобы указанные выводы не опровергают.

Соглашаясь с выводом судьи об отсутствии оснований для предоставления отсрочки, суд апелляционной инстанции отмечает, что общий срок исполнения решения суда на момент обращения заявителя с настоящим заявлением и его рассмотрения по существу составил 4 года, что не соотносится с разумным сроком исполнения судебного акта.

Кроме того, судьей при вынесении определения обоснованно учтено, что заявителю уже дважды предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.

С учетом изложенного, а также необходимости соблюдения баланса интересов сторон при исполнении судебного решения, принципа своевременного судопроизводства по гражданским делам в разумные сроки, суд считает, что оснований для отмены определения не имеется.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Определение судьи Макарьевского районного суда Костромской области от 28 апреля 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу администрации Макарьевского муниципального района Костромской области – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в течение трех месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья: О.А. Иванова

Мотивированное определение изготовлено 20 июля 2022 г.