Суд Ямало-Ненецкого автономного округа Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Апелл. дело № 33-1398/2012
Судья Долматов М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» июня 2012 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Наумова И.В.,
судей Ощепкова Н.Г. и Домрачева И.Г.,
при секретаре Колосенко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, гражданское дело по апелляционной жалобе Лекерова К.А., Рябухиной Р.Р., Хороля Л.О., Чуличкова В.А. (представитель Лекеров К.А.),
на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от «23» апреля 2012 года, которым постановлено:
Исковые заявления Лекерова К.А., Рябухиной Р.Р., Хороля Л.О., Чуличкова В.А. к Правительству Ямало - Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования Приуральский район, администрации муниципального образования Шурышкарский район, администрации муниципального образования Ямальский район, администрации муниципального образования Красноселькупского района, Управлению Министерства юстиции РФ в Ямало - Ненецком автономном округе о взыскании сумм районного коэффициента, и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, возложении обязанности перечислять сумм районного коэффициента, и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера к ежемесячному вознаграждению государственных нотариусов - оставить без удовлетворения.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Лекеров К.А. Рябухина Р.Р., Хороля Л.О., Чуличков В.А. обратились в суд с исковыми заявлениями к Правительству Ямало - Ненецкого автономного округа, в котором указали на следующее. Истцы работают государственными нотариусами в государственных нотариальных конторах муниципального образования Приуральский район, муниципального образования Шурышкарский район, муниципального образования Ямальский район, муниципального образования Красноселькупский район. С 1 января 2007 года финансовое обеспечение вышеназванных нотариальных контор осуществляется за счет средств бюджета Ямало - Ненецкого автономного округа. С 1 января 2008 года ответчик ежемесячно перечисляет соответствующим муниципальным образованиям субвенции на осуществления полномочий по материально - техническому обеспечению государственных нотариальных контор соответствующих муниципальных образований. В том числе, ответчик перечисляет 35000 с индексацией, ежемесячного денежного вознаграждения государственного нотариуса. Однако, в нарушении Трудового кодекса РФ, ответчик не перечисляет соответствующим муниципальным образованиям денежные средства в виде надбавок к заработной плате, то есть районный коэффициент, и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера, которые должны начисляться на ежемесячное денежное вознаграждение, а именно на 35000 рублей. В связи с чем, просили обязать ответчика перечислить на расчетные счета администрации муниципального образования Приуральский район, администрации муниципального образования Шурышкарский район, администрации муниципального образования Ямальский район, администрации муниципального образования Красноселькупский район суммы районного коэффициента, и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера для оплаты государственным нотариусам соответствующих государственных нотариальных контор за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2011 года. Обязать ответчика ежемесячно перечислять на расчетные счета администрации муниципального образования Приуральский район, администрации муниципального образования Шурышкарский район, администрации муниципального образования Ямальский район, администрации муниципального образования Красноселькупский район суммы районного коэффициента, и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, для оплаты государственным нотариусам соответствующих государственных нотариальных контор.
Определением Салехардского городского суда от 24 февраля 2012 года исковые заявления каждого истца объединены в одно производство.
Определением Салехардского городского суда от 24 февраля 2012 года в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования Приуральский район, администрация муниципального образования Шурышкарский район, администрация муниципального образования Ямальский район, администрация муниципального образования Красноселькупский район.
19 марта 2012 года истцы уточнили исковые требования, просили суд взыскать с Правительства Ямало - Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования Приуральский район, администрации муниципального образования Шурышкарский район, администрации муниципального образования Ямальский район, администрации муниципального образования Красноселькупский район суммы районного коэффициента, и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, за период с 1 января 2008 года по 29 февраля 2012 года, и обязать ответчиков выплачивать суммы районного коэффициента, и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера к ежемесячному денежному вознаграждению государственных нотариусов государственных нотариальных контор муниципального образования Приуральский район, муниципального образования Шурышкарский район, муниципального образования Ямальский район, муниципального образования Красноселькупский район.
Определением Салехардского городского суда, занесенного в протокол судебного заседания от 3 апреля 2012 года в качестве соответчика привлечено Управление Министерства юстиции РФ в Ямало - Ненецком автономном округе.
В судебном заседании суда первой инстанции, истец Лекеров К. А., одновременно являясь на основании доверенностей представителем Рябухиной Р. Р., Хороля Л. О., Чуличкова В. А. на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
В судебном заседании суда первой инстанции, представители ответчика - Правительства Ямало - Ненецкого автономного округа Сидоренко И.И., Коробейников П.П., Демин Д.А., действующие на основании доверенностей, возражали относительно заявленных требований, пояснили, что Правительство Ямало - Ненецкого автономного округа осуществляет выплаты субвенций из окружного бюджета муниципальным образованиям для обеспечения деятельности государственных нотариусов на территории Ямало - Ненецкого автономного округа, правительство осуществляет только расчет и перечисление денежных средств муниципальным образованиям и Правительство является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель соответчика Управления Министерства юстиции РФ в Ямало - Ненецком автономном округе Шеманина В.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных требований, пояснила, что Управление не является работодателем государственных нотариусов.
В судебное заседание суда первой инстанции, надлежащим образом извещенные представители: администрации муниципального образования Шурышкарский район, администрации муниципального образования Ямальский район, администрации муниципального образования Приуральский район, администрации муниципального образования Красноселькупского района, не явились.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласны истцы Лекеров К.А. Рябухина Р.Р., Хороля Л.О., Чуличков В.А..
В апелляционной жалобе истец Лекеров К.А. выступающий также на основании доверенностей представителем истцов Рябухиной Р.Р., Хороля Л.О., Чуличкова В.А., просит решение суда первой инстанции отменить иск удовлетворить. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нарушил нормы процессуального права. Давая анализ трудового законодательства, а также законодательства Ямало-Ненецкого АО, считает, что оплата труда государственных нотариусов должна включать районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера. По его мнению, данные выплаты должны увеличивать имеющуюся базовую выплату, в связи с чем, суд первой инстанции неправильно посчитал, что в ежемесячной выплате в размере 35000 рублей уже имеются данные надбавки. Указывает, что поскольку данная выплата производится за счет средств окружного бюджета, то государственным нотариусам, работающим севернее Полярного круга размер районного коэффициента должен составить 1,8, а южнее 1,7, однако выплачиваемый размер вознаграждения для всех нотариусов одинаковый. Считает, что суд первой инстанции должен был применить к данным отношениям нормы Трудового кодекса РФ. При этом Правительство ЯНАО до настоящего времени не определило статус государственных нотариусов, не разработало систему оплаты труда и не выплачивает районный коэффициент и процентную надбавку к денежному вознаграждению. Считает, что один из истцов Чуличков В.А. извещение о дате судебного заседания не получал. Суд не дал оценку расчетным листам истцов, в которых видно, что данные надбавки истцам не начислялись.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого АО в возражениях на апелляционную жалобу указал, что решение суда является законным и обоснованным, работодателем нотариусов Правительство не является, Законы Ямало-Ненецкого АО регулирующие выплаты государственным нотариусам не содержат норм трудового права, в выплачиваемое ежемесячное денежное содержания нотариусов входят все предусмотренные законом выплаты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложение судебного заседания не заявляли, в связи с чем, на основании ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Истица Рябухина Р.Р. в суде апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители ответчика Правительства Ямало-Ненецкого АО - Назаренко Т.В., Демин Д.А., действующие на основании доверенности, указали, что в удовлетворении апелляционной жалобы необходимо отказать.
Выслушав объяснения истицы Рябухиной Р.Р., представителей ответчика Демина Д.А. и Назаренко Т.В., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из представленных в материалы дела доказательств судом апелляционной инстанции установлено, что истцы Лекеров К.А. Рябухина Р.Р., Хороля Л.О., Чуличков В.А. являются государственными нотариусами.
Согласно расчетным листкам истцы - государственные нотариусы, осуществляющие свои полномочия на территории муниципальных образований Ямало - Ненецкого АО, получают ежемесячные выплаты в виде денежного вознаграждения за счет средств субвенций бюджета Ямало-Ненецкого АО, ежегодно предоставляемым бюджетам соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Из ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Из ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате следует, что нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
В ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 настоящих Основ. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.
Таким образом, государство устанавливает для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности нотариуса, поскольку данная деятельность является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов, который не характеризует подчинение их правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.
Согласно ст. 2 Закона ЯНАО от 27.10.2006 N 58-ЗАО "Об обеспечении государственных нотариальных контор, определении численности нотариусов и пределов нотариальных округов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" материально-техническое и финансовое обеспечение государственных нотариальных контор осуществляется в соответствии с законом автономного округа за счет средств окружного бюджета в пределах, установленных законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу ст. 1 и ст. 2 Закона ЯНАО от 22.06.2007 N 83-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор" органы местного самоуправления Красноселькупского, Приуральского, Тазовского, Шурышкарского и Ямальского муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор, в частности и по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор включающего в себя: оплату труда государственных нотариусов в виде денежного вознаграждения, материальной помощи и иных пособий и выплат в соответствии с трудовым законодательством.
При этом согласно ст. 7 Закона ЯНАО от 22.06.2007 N 83-ЗАО, фонд оплаты труда нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования, на очередной финансовый год определяется по формуле: Fot = О x 15, где Fot - фонд оплаты труда нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования; О - денежное вознаграждение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования, в размере 35 тысяч рублей. Размер денежного вознаграждения нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, индексируется в порядке, установленном законодательством автономного округа для индексации размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы автономного округа; 15 - количество денежных вознаграждений в год, включая материальную помощь - одно месячное вознаграждение и единовременную выплату к отпуску - два месячных вознаграждения.
В этой же статье предусмотрено, что объем расходов на начисления на оплату труда нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования, на очередной финансовый год определяется по формуле, в которую входят начисления на оплату труда нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования; фонд оплаты труда нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования; ставка начислений на оплату труда нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе на территории муниципального образования.
Согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы нотариата находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В этой связи Ямало-Ненецкий АО вправе самостоятельно регулировать вопросы материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор, поскольку федеральным законодательством данные вопросы не урегулированы.
Таким образом, из специального правового регулирования субъекта РФ следует, что выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки лицам, работающим в районах Крайнего Севера в рамках трудовых отношений, применительно к ст. 316 ТК РФ и 317 ТК РФ, государственным нотариусам не предусмотрено.
Доводы в апелляционной жалобе о необходимости применения к данным отношениям в этой части трудового законодательства, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из специального публично-правовой статуса нотариусов работающих в государственных нотариальных конторах, финансовое обеспечение их деятельности осуществляется путем финансового обеспечения государственных нотариальных контор в соответствии с законом автономного округа за счет средств окружного бюджета.
Как видно из специального правового регулирования, такие выплаты законом автономного округа за счет средств окружного бюджета, не предусмотрены.
Изменение правового регулирования к компетенции судов не относиться.
Указания в апелляционной жалобе представителя Чуликова В.А. - Лекерова К.А. на не извещение Чуличкова В.А. о времени и месте судебного заседания, несостоятельны.
Истцу Чуличкову В.А. направлялось извещение о времени и месте судебного заседания (т.2 л.д. 217), и истец, воспользовавшись ст. 48 ГПК РФ вел свое дело в суде, начиная с предъявления иска, через своего уполномоченного доверенностью представителя Лекерова К.А.(т.1 л.д. 91). Указанный представитель участвовал при рассмотрении дела в суде первой инстанции и активно высказывал позицию по иску, в связи с чем, состязательность и равноправие сторон при рассмотрении дела не были нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на субъективном толковании закона и субъективной оценке исследованных судом доказательств, не могут явиться основанием к отмене решения суда.
Согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе и безусловных, применительно к ч.4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Копия верна: Судья суда ЯНАО Ощепков Н.Г.