ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-140/2012 от 16.01.2012 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Коржинек Е.Л.

Судья – докладчик Попова А.А.

По делу № 33-140/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2012 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Поповой А.А. и Александровой М.А.,

при секретаре Чащиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу ФИО1, ФИО2 на определение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 ноября 2011 года по заявлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о разъяснении положения исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, приостановлении исполнительного производства по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из четырех человек, возложении обязанности по выделению государственного жилищного сертификата в виде жилищной субсидии на семью из четырех человек в первоочередном порядке,

УСТАНОВИЛА:

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена> за ФИО1, ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 признано право на получение жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке на семью из четырех человек. На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выделить ФИО1, ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 государственный жилищный сертификат в виде жилищной субсидии в первоочередном порядке на семьи из четырех человек, в предусмотренном действующим законодательством порядке.

Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о разъяснении положения исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, в обоснование которого указано, что исполнительный лист, выданный судом на основании вышеуказанного решения содержит положения, нуждающиеся в разъяснении, без которого исполнение представляется невозможным. Так, согласно исполнительному листу Министерство обязано выдать ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО3 государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение жилищной субсидии на четырех человек в первоочередном порядке. Первоочередной порядок предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определен Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы» и другими нормативными правовыми актами. В соответствии с абзацем 1 статьи 2 указанного выше Федерального закона в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации. Механизм реализации данного права граждан, включая порядок выделения жилищных сертификатов, урегулирован Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила). Согласно указанным Правилам для получения государственного жилищного сертификата гражданин представляет документы, указанные в пункте 44 Правил. При этом согласно Правилам в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, сертификат не выдается. Кроме того, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года № 302 утвержден порядок заполнения бланков сертификатов, согласно которому в графе «социальная выплата в размере» указывается размер выделяемой социальной выплаты в рублях цифрами и прописью; в графе «наименование субъекта Российской Федерации» указывается наименование субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания (регион вселения). Поскольку средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в различных субъектах Российской Федерации неодинакова, не обладая информацией об избранном гражданином для постоянного проживания субъекте Российской Федерации (регионе вселения), рассчитать размер социальной выплаты, а, следовательно, оформить и выдать сертификат не представляется возможным. При отсутствии в резолютивной части решения суда данной информации получить необходимые сведения возможно только при представлении гражданином в Министерство документов, предусмотренных Правилами. Пунктом 29 Правил также определено, что министерство в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Кроме того, в исполнительном листе размер подлежащей предоставлению ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО3 жилищной субсидии не определен. В соответствии с пунктом 39 Правил органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика Подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан. Выдача сертификата без предоставления ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО3 документов, предусмотренных Правилами, повлечет нарушение пункта 39 Правил, предусматривающего целевой характер расходования средств федерального бюджета. Таким образом, требуется разъяснение порядка исполнения исполнительного листа. На основании изложенного Министерство просило суд разъяснить положения, порядок и способ исполнения исполнительного листа от <Дата обезличена>, выданного Кировский районным судом; приостановить исполнительное производство, возбужденное по исполнительному листу от <Дата обезличена> до вступления в законную силу судебного акта о разъяснении исполнительного документа.

Определением суда от 8 ноября 2011 года разъяснены положения исполнительного документа, способ и порядок его исполнения следующим образом: на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность исполнительным документом серия <данные изъяты> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выделить ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО3 государственный жилищный сертификат в виде жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из 4-х человек, в предусмотренном действующим законодательством порядке, а именно, в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 636; Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 10.04.2008) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»).

В удовлетворении требования Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о приостановлении исполнительного производства, возбужденного по исполнительному листу от <Дата обезличена> отказано.

В частной жалобе ФИО1, ФИО2 просят определение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение по следующим обстоятельствам:

При вынесении определения суд руководствовался постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, пунктом 44 Правил, утвержденных данным постановлением, Положением № 879, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 636, которое утратило силу. Данные ссылки суда влекут изменения существа решения суда от <Дата обезличена>, меняют его смысл и значение, и противоречат требованиям ч. 1 ст. 202 ГПК РФ. Кроме того, данное определение противоречит определению суда от <Дата обезличена>.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО4 просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ФИО1, ФИО2 ФИО5, поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения и удовлетворения доводов частной жалобы.

Судом при рассмотрении настоящего гражданского дела по существу в пределах заявленных исковых требований разрешался вопрос о праве ФИО1 и ФИО2 на получение в первоочередном порядке сертификата и жилищной субсидии и не исследовались вопросы, которые в силу закона подлежат разрешению при реализации существующего права, направленные на установление обстоятельств, исключающих выдачу сертификата при наличии права на его получение и на определение размера субсидии.

Эти обстоятельства, необходимые в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для выдачи сертификата, отраженные в документах, перечисленных в п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (с изменениями от 15 октября 2007 г., 10 апреля 2008 г., 8 мая, 21 декабря 2009 г., 12 июля, 3 ноября 2011 г.), судом не устанавливались, поскольку выходят за пределы заявленных исковых требований.

В то же время нормы статей 5 и 6 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» регулируют вопросы, которые подлежат разрешению уже при наличии у граждан права на получение субсидии. Эти нормы предусматривают обстоятельства, влияющие на размер субсидии, и обстоятельства, являющиеся условием выдачи государственного жилищного сертификата либо исключающими его выдачу, при наличии права на его получение. Указанные вопросы подлежат разрешению в порядке исполнения решения о признании права.

Таким образом, суд обоснованно разъяснил порядок реализации установленного в решении права в соответствии с нормами, регулирующими порядок определения размера и выдачи жилищной субсидии.

Доводы частной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку направлены на иное толкование норм процессуального права, что не отнесено статьей 362 ГПК РФ к числу оснований для отмены определения суда в кассационном порядке.

При таких обстоятельствах определение отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 366, 374 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 ноября 2011 года по заявлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о разъяснении положения исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, приостановлении исполнительного производства по данному делу оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Е.Ю. Орлова

Судьи:

А.А. Попова

М.А. Александрова