ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Снигур Е.А. № 33-1411/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2012 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Переплесниной Е.М.,
судей Сыромятникова А.В., Глушенко Н.О.,
при секретаре Тихоновой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2012 года по делу по иску ФИО1 к Военному комиссариату Республики Карелия о перерасчете пенсии и взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Карелия по тем основаниям, что он является (...) запаса, проходил службу в Вооруженных Силах СССР, откуда был уволен в 1994 г. в соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 26.03.1994 № 0468. С ХХ.ХХ.ХХ истцу пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Истец указывает, что в соответствии и на условиях, установленных действующим во время его увольнения в запас Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, он приобрел право на пенсионное обеспечение, как лицо, уже выполнившее взятые на себя обязательства по прохождению военной службы в качестве офицера. До 01.01.2012 получал пенсию, исходя из величины денежного довольствия (пенсионнообразующей базы), состоящего из суммы оклада по воинской должности (ОВД) начальника базы-начальника группы сборочных бригад 3054 пртб, командира войсковой части 02020 14 О А ПВО, умноженного на коэффициент 1,5 (с 01.01.2001 решением Петрозаводского городского суда от 11.08.2003, ему, как специалисту ядерного оружейного комплекса в соответствии с Указом Президента РФ № 1563 от 23.08.2000 выплата пенсии производилась с повышенного в 1,5 раза должностного оклада), оклада по воинскому званию - полковник, с включенной в него стоимости продовольственного пайка. Считает, что приобретенное им право на итоговый размер заслуженной военной пенсии, в соответствии с требованиями ст.49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 дает основание для начисления пенсии в совершенно конкретной пропорции - в размере 77% от увеличенного с 01.01.2012 денежного довольствия начальника базы - начальника группы сборочных бригад 3054 пртб, командира войсковой части 02020,14 О А ПВО, с увеличением в 1,5 раза и выслугу для начисления пенсии 29 лет, а именно: должностной оклад – руб.; сумма увеличения должностного оклада на 50% как специалисту ЯОК - руб.; должностной оклад с учетом увеличения ЯОК (увеличен в 1,5) - руб.; оклад по воинскому званию (полковник) – руб.; надбавка за выслугу лет (65%) – коп. Базовая основа для исчисления пенсии - коп., сумма пенсии, исходя из 77% - руб. 60 коп., с учетом районного коэффициента -1,15 - . Ответчик представил расчет его пенсии с 1 января 2012 года ссылаясь на Законы № 306-Ф3 от 07.11.2011, № 309-Ф3 от 08.11.2011 и Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 992, не поясняя при этом, причины снижения величины надбавки за выслугу лет с 65 до 30%; повышающего коэффициента 1,5 специалисту ЯОК - до 1,25; при исчислении пенсии учитываются только 54 % оклада денежного содержания (ОДС), не указывая при этом какому тарифному разряду соответствует применяемый оклад по воинской должности (ОВД). С учетом Конституции РФ, а также международных договоров РФ и норм международного права, истец просил восстановить с 1 января 2012 года его право на получение пенсии в размере 77% от 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии, с учетом входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии, надбавки за выслугу лет в размере 65% оклада денежного содержания, а также с учетом его увеличения, обязав ответчика с 01.01.2012 производить выплату пенсии с учетом 100% размера денежного довольствия для исчисления пенсии, указанного в ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в ныне действующей редакции, и размера надбавки за выслугу лет в размере 77% от оклада денежного содержания. Обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в размере 77% от увеличенного с 01.01.2012 денежного довольствия начальника базы-начальника группы сборочных бригад 3054 пртб, командира войсковой части 02020,14 ОА ПВО увеличенного в 1,5 раза и выслугу для начисления пенсии лет, а именно: должностной оклад - руб., сумма увеличения должностного оклада на 50% как специалисту ЯОК – ., должностной оклад с учетом увеличения ЯОК (увеличен в 1,5) - руб., оклад по воинскому званию (полковник) - руб. надбавка за выслугу лет (65%) – ., базовая основа для исчисления пенсии – ., сумма пенсии, исходя из 77% - ., сумма пенсии с учетом районного коэффициента 1,15 – . Взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за январь и февраль 2012 согласно расчету: . + .
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением не согласен истец, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что поскольку Указ Президента от 31.12.2011 № 1745 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ» был впервые опубликован 31.01.2012, то его положения не могли применяться при начислении пенсии за январь 2012 г. в декабре 2011 года. Суд неправомерно сослался на пункт 6 Указа, согласно которому он вступает в силу с 01.01.2012. Полагает, что данный Указ исходя из даты официального опубликования вступает в силу только 07.02.2012, до этого момента начисление пенсии должно было производится в соответствии с положениями Указа Президента № 1563 от 23.08.2000 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», то есть с применением коэффициента 1,5 к окладу по воинской должности. Полагает, что он, как военный специалист, проводящий в период с 1973 г. по 1994 г. вредные работы с источниками ионизирующих излучений, приобрел пожизненную льготу по отношению к другим специальностям. Понижение данного статуса, по мнению заявителя, является умалением прав и противоречит положениям п.2 ст.55 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права гражданина. Также указывает, что надбавка в размере 1,5 к окладу по воинской должности применяется при начислении его пенсии с 2001 г. на основании вступившего в силу решения суда. Указывает, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» произведено исчисление пенсии, и ему пожизненно назначена пенсия за выслугу лет. Считает, что данный Закон не предусматривает повторное исчисление назначаемых пенсий, его пенсия подлежит только пересмотру, порядок и основания пересмотра определены исключительно в ст.49 Закона, данный перечень является исчерпывающим. Положения п. «б» ст.49 Закона в совокупности с ч.2 ст.43 Закона не подлежат применению при пересмотре его пенсии с 01.01.2012, поскольку основания для применения данной нормы могут возникнуть только с 01.01.2013. Также полагает, что применение к нему в части исчисления пенсии, назначенной в 1994 г., положений ст.43 и ст.49 Закона с внесенными в них 01.01.2012 изменений является приданием обратной силы закону, что противоречит конституционному принципу о том, что закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Судом неправильно истолкован Закон РФ № 4468-1 в части применения положений ч.2 ст.43, суд неправомерно применил при определении размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии с 01.01.2012 размер надбавки за выслугу лет – 30 % от суммы окладов по должности и по специальному званию, вместо надбавки за выслугу лет в размере 65 %, которая применялась при назначении его пенсии. Уменьшение размера процентной надбавки за выслугу лет с 65% до 30 % не является повышением денежного довольствия. Ввиду чего полагает, что введение в действие Федерального закона № 306 – ФЗ не является основанием для пересмотра военных пенсий в соответствии с п. «а» ст.49 Закона РФ № 4468-1. Полагает, что понятия «ежемесячная надбавка» и «процентная надбавка» не являются тождественными, в связи с чем военнослужащим, пенсия которым назначена с учетом процентной надбавки за выслугу лет, при пересмотре пенсий с 01.01.2012 должна учитываться надбавка, размер которой является большим. Вывод суда об увеличении с 01.01.2012 размера получаемой им пенсии не соответствует обстоятельствам дела, поскольку до 01.01.2012 размер его пенсии составлял 77% от денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а после 01.01.2012 размер пенсии составил 27,6 % от денежного довольствия. Также считает неправомерной ссылку суда на Постановление Совета Министров от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы … и их семьям в Российской Федерации», поскольку, по мнению заявителя, указанное постановление определяет порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу», а не порядок переназначения пенсий, назначенных до вступления в силу с 01.01.2012 изменений данного Постановления. Решение не соответствует требованиям Постановления Пленума РФ «О судебном решении». Также указывает, что ответчиком не представлено доказательств, опровергающих его позицию по делу.
В возражениях на жалобу истца Военный комиссариат Республики Карелия указывает на законность и обоснованность решения суда и просит оставить его без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 пояснил, что с доводами жалобы не согласен, считает решение суда законным.
Заслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» осуществляется пенсионное обеспечение уволенных военнослужащих в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих в предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 1 января 2012 года вступили изменения и дополнения в Закон Российской Федерации № 4468-1, в частности внесены изменения и дополнения в статьи 43 и 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Часть 1 статьи 43 Закона изложена в следующей редакции: «Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия».
Часть 2 указанной статьи дополнена частью второй следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 г., ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента».
Часть первая статьи 49 Закона изложена в следующей редакции: «Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих
категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения
денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия,
установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона».
Пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Указом Президента РФ от 31.12.2011 № 1745, с 01.01.2012 года введена в действие новая редакция Указа Президента Российской Федерации № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», согласно которого п.п. «г» п.3 Указа изложен в следующей редакции: «Установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, непосредственно участвовавшим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».
В предыдущей редакции Указа Президента № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» п.п. «г» п.3 Указа устанавливал должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, уволен с должности (...) - (...), в воинском звании (...)». Общая выслуга лет календарном исчислении составила 23 года 11 месяцев 18 дней, общая выслуга лет в льготном исчислении 29 лет 5 месяцев 5 дней.
Пенсия ФИО1 назначена военным комиссариатом Красноярского края за выслугу (...) лет согласно Закону Российской Федерации № 4468-1 с 20.07.1994 в размере 77% от суммы денежного довольствия военнослужащих. С 01.02.2000 пенсия ФИО1 выплачивается военным комиссариатом Республики Карелия. Приказом начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2011 № 185 ФИО1 награжден медалью Министра Обороны «За заслуги в ядерном обеспечении».
Согласно решению Петрозаводского городского суда от 11.08.2003 частично удовлетворен иск ФИО1 к Военному комиссариату Республики Карелия. Суд обязал военный комиссариат Республики Карелия произвести перерасчет пенсии ФИО1 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1563 и взыскал единовременно размер недополученной пенсии за период с января 2001 г. по август 2003 г. с учетом инфляции в размере . Из пояснений сторон решение суда военным комиссариатом Республики Карелия выполнено, с 1 сентября 2003 г. пенсия ФИО1 выплачивалась с учетом Указа Президента Российской Федерации № 1563.
С 01.01.2012 военным комиссариатом Республики Карелия ФИО1 пенсия пересмотрена в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 в редакции Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».
Таким образом, с 01.01.2012 изменены порядок исчисления пенсий военным пенсионерам и размер процентной надбавки за выслугу лет применяемой для исчисления пенсии.
До 1 января 2012 г. пенсия ФИО1 исчислялась по Закону Российской Федерации № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ). Размер пенсии истца до 1 января 2012 года составлял: оклад по воинскому званию - руб.; оклад по должности - .; увеличение должностного оклада по Указу Президента РФ № 1563 - .; процентная надбавка за выслугу лет - 65% - . ( ). Сумма денежного довольствия для исчисления пенсии составляла ( ). Пенсия ФИО1 с учетом выслуги 29 лет, районного коэффициента 1,15 составляла:
Размер пенсии ФИО1 с 01.01.2012 с учетом увеличения должностного оклада военнослужащих составил: оклад по воинскому званию - руб.; оклад по воинской должности - руб.; увеличение должностного оклада 1,25 - руб.; процентная надбавка за выслугу лет 30% - . Денежное довольствие для исчисления пенсии составляет ., в соответствии с расчетом ( Пенсия ФИО1 с учетом выслуги 29 лет и районного коэффициента 1,15 с 01.01.2012 составила: ). 23 января 2012 года военным комиссариатом Республики Карелия произведен перерасчет пенсии, указанная сумма пенсии ФИО1 была выплачена.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства. Ответчик произвел начисление пенсии истцу с 01.12.2012 в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих и не основанных на соблюдении ранее установленной пропорции к денежному довольствию.
При рассмотрении дела судом достаточно полно исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная оценка, решение постановлено в соответствии с законом.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что Указ Президента РФ от 31.12.2011 № 1745 не может применяться с 01.01.2012, так как он не был опубликован в тот момент и до этого момента начисление пенсии должно было производится в соответствии с положениями Указа Президента № 1563 от 23.08.2000 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», то есть с применением коэффициента 1,5 к окладу по воинской должности, следует признать несостоятельным, ввиду того, что согласно п.6 Указа Президента РФ, Указ вступает в силу в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации с 01.01.2012, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что ответчиком был незаконно произведен перерасчет его пенсии, понижен его пенсионный статус, со ссылкой на ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права гражданина не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», с 01.01.2012 года размер пенсии истца был значительно увеличен в соответствии с приведенным расчетом. Указанные положения Закона в какой-либо мере не ущемляют законные права и интересы истца в сфере пенсионного обеспечения.
При этом следует отметить, что статья 43 Закона РФ от 12.02.1992 № 4468-1 (ред. от 08.11.2011 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает, что денежное довольствие военнослужащих учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента», в связи с чем исчисление пенсии истцу исходя из размера 77% от суммы денежного довольствия военнослужащих противоречило бы действующему законодательству.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: